Благодаря археологам до наших дней дошли многие исторические артефакты, в том числе и настольные игры далеких предков. Некоторые из них, такие как шахматы или нарды, прочно вошли в нашу жизнь. В детские годы для многих поколений любимым развлечением было складывать картинки из мозаики или разглядывать стеклянные узоры в «волшебной трубке», именуемой калейдоскопом.
В создании головоломок долгое время ничего нового не происходило. Прорыв произошел только в 1974 году благодаря тогда еще никому не известному венгерскому изобретателю Эрнё Рубику.
Глядя на гальку
Сын авиаинженера и поэтессы, по стопам родителей Эрнё не пошел, а закончив строительно-архитектурный факультет Будапештского университета технологии и экономики, около пяти лет занимался проектированием зданий. Спустя некоторое время он перешел на преподавательскую работу в Академию прикладного искусства. По собственному опыту Эрнё знал, что одна из самых сложных проблем в обучении - познание трехмерного пространства. И он загорелся идеей создать для ее решения учебное пособие. Однако долгое время Рубик не мог понять, как подступиться к реализации этой идеи.
Согласно легенде, закон о всемирном тяготении сформулировался в голове Исаака Ньютона после того, как на нее упало яблоко. А вот героя нашего повествования озарило, когда, сидя на берегу Дуная, он меланхолично наблюдал, как волны перекатывают гальку, выстраивая из нее объемные геометрические фигуры и обтачивая острые края камней. Вот оно, решение! И, вернувшись домой, Рубик начинает лихорадочно продумывать проект. Куски картона, древесина - нет, все это годится только для экспериментальной модели. А может, пластмасса? Но самое главное - это решить задачу: как смогут элементы в виде маленьких кубиков вращаться по трем осям? Магниты, резиновые шланги, шарниры оказались неудачными вариантами. И, наконец, решение было найдено: внутренний цилиндрический механизм позволял совершать манипуляции в трехмерном пространстве. Теперь предстояло подумать о внешнем дизайне. Цифры, изображения зверушек, а может, фрукты? Перебрав множество вариантов, изобретатель останавливается на шестицветовой гамме. Студенты пришли в восторг от кубика, и тут Эрнё понял, что, создавая учебное пособие, он явил на свет игрушку, которая может стать популярной во всем мире. И не ошибся.
43 квинтильона комбинаций и одно решение
Наверное, так можно охарактеризовать головоломную сущность кубика Рубика. Правда, сначала грандиозность идеи поняли только на небольшом предприятии «Политехник». Несмотря на то что пришлось серьезно вложиться в техническое перевооружение завода, спустя два года с конвейеров предприятия уже сошла первая партия. Вот так головоломка стала медленно, но верно набирать популярность - пока только на родине. И тут в Будапеште появляется коммивояжер одной из немецких фирм, венгр по национальности, Тибор Лакзи. С удивлением понаблюдав, как столичные жители от мала до велика крутят в руках кубик, после очередного раунда переговоров он зашел в магазин и тоже купил себе разноцветную игрушку. Закончивший Венский университет, экономист по профессии, Тибор считал, что справится с задачей за считанные минуты... Пришел в себя он только под утро, с удивлением констатировав, что собрал только одну грань. И после этого твердо решил заняться продвижением кубика на международном рынке.
К сожалению, долгое время производители игрушек к головоломке относились прохладно: дескать, изготовление не рентабельно, да и решить задачу может только человек с высоким интеллектом. И тогда Тибор привез в Будапешт владельца фирмы Seven Towns Ltd. Тома Кремера. Тот тоже был потрясен количеством разноцветных кубиков в руках горожан и взялся за масштабное производство игрушки. Так в 1980 году кубик Рубика начал свое триумфальное шествие по планете.
«Быстрые» мозги
Подобного ажиотажа изготовители игрушки не ожидали. Чуть ли не во всех странах мира появились поклонники этой игры. В 1982 году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира среди фанатов. Тогда победителем стал вьетнамский школьник, собравший кубик за 23 секунды. На следующий год англичанин Пергл улучшил результат еще на пять секунд. Но абсолютный рекорд установил в 2007 году Шотаро Макисуми, решивший задачу всего за 15 секунд. К сожалению, была и негативная составляющая этого развлечения. Сначала увеличилось количество пациентов психиатрических клиник, потом тревогу забили травматологи - обратившиеся к ним больные жаловались на боли в запястьях. В результате чего в медицине даже появился новый термин - «синдром Рубика». Дело даже доходило до абсурдов: в ФРГ одна дама развелась со своим мужем: после того как игрушка попала в его руки, семья для «геймера» перестала существовать. А сам изобретатель, заработав миллионы, открыл свою студию, в которой до сих пор разрабатываются новые головоломки: «Часы», «Волшебство», «Змея» и другие. Правда, с появлением на свет компьютерных игр они такого фурора, как кубик, уже не произвели.
(с) Константин Николаев