четверг, 25 июля 2013 г.

Спаситель евреев

Среди персонажей Ветхого Завета этот человек занимает едва ли не самое важное место. Именно ему евреи обязаны переходом от язычества к монотеизму, что сразу же выделило этот небольшой народ среди прочих.

Согласно Библии, Моисей жил в XIII веке до нашей эры, то есть во времена, когда могущественные соседние страны не представляли себе иной веры, кроме многобожия. Языческими были все крупнейшие державы того времени - Египет, Вавилон... Языческими были и более поздние государства - Греция, Рим. И только маленькое Израильское царство позиционировало себя как страну с верой в единого Бога. Такой переворот в умах евреев удалось сделать всего одному человеку - великому пророку и освободителю нации.

Приемный сын фараона

Насколько вероятен переход от многобожия к монотеизму на протяжении жизни всего одного поколения? Совершенно очевидно, что это весьма трудная задача. Со старыми верованиями бороться очень трудно. Они имеют тенденцию возвращаться. И «навязать» новую веру можно только силой... Или же чудом. Именно последнее и произошло с евреями эпохи Моисея, если верить Библии. Даже само рождение этого библейского героя произошло в обрамлении чудес.


Моисей родился в тот злосчастный год, когда евреи оказались в египетском плену и фараон принял жестокое решение об уничтожении еврейских детей. Египтяне считали, что евреев стало слишком много. И решили избавиться от «лишних» рабов. Младенцу Моисею тоже грозила гибель из-за этого распоряжения. Укрывать ребенка от солдат фараона было смертельно опасно для всей семьи. Чтобы спасти будущего пророка, его мать с отчаянием уложила новорожденного в корзину и спрятала ее в зарослях тростника - вдруг кто-то сжалится и возьмет симпатичного малыша себе.

Жалостливая душа нашлась - ею оказалась дочка того самого фараона-душегуба. Она пошла купаться и увидела осмоленную корзину. В этот момент из зарослей появилась старшая сестра Моисея и похвалила красоту младенца, надоумив царственную особу отнести малыша во дворец и нанять для него кормилицу-еврейку. Девушка обрадовалась совету, отнесла найденыша к себе и наняла кормилицу. Ею, как нетрудно догадаться, оказалась мать самого Моисея. Так что в детстве ему повезло: выжил и даже был вскормлен собственной мамой.

Воспитывали мальчика как приемного сына фараона. Своего народа (кроме матери-кормилицы) он не знал. Впервые с соплеменниками Моисей столкнулся лишь в сознательном возрасте, когда изъявил желание посмотреть, как живут евреи, где они работают. «Сына» фараона отвели на строительную площадку, и он увидел, как тяжело приходится рабам, как жестоко обращается с ними поставленный в надсмотрщики египтянин. Очевидно, Моисей все же имел представление о своем происхождении, поэтому вступился за соплеменников... и в пылу спора убил надсмотрщика. Такой поступок грозил ему серьезными неприятностями. Моисей испугался, решил больше к своему приемному отцу не возвращаться и бежал в землю Мадиамскую (северо-запад Аравии), где его приютил жрец Иофор. Там он стал ухаживать за скотом, повзрослел и даже успел жениться на дочке Иофора, однако не считал ни жену, ни рожденных от нее детей своей кровью. Позже у него была еще одна жена, и тоже не еврейка, а эфиопка. Во всяком случае, мадианитян Моисей считал врагами, и когда настало время - истребил этот народ. Но именно в той земле у него начались откровения. Моисей стал беседовать с Богом.

Беседы с небесами

Первое небесное откровение Моисей получил, когда пас скот у горы Хорив. Всевышний явился ему в кусте неопалимой купины и сказал, что имя ему Яхве и он Бог всего сущего. А потом велел освободить еврейский народ из египетского плена. Однако Моисей смутился и стал требовать доказательств, что с ним говорит сам Создатель. Тогда Бог сотворил чудо - он превратил посох Моисея в змею, а потом змею - в посох. Это не очень убедило будущего пророка, поскольку чудеса со змеями были в Египте широко известны, этим забавлялись фокусники при дворе фараона. Тогда Яхве велел Моисею сунуть руку под одежду. Когда тот вытащил руку обратно, то увидел, что она стала белой от проказы. Моисей перепугался и взмолился о помощи. Бог велел снова сунуть руку под одежду и вынуть - проказа исчезла. Так Моисей убедился, что его собеседник - сам Всевышний.

Миссию по освобождению евреев Моисей выполнял со своим старшим братом Аароном. Вместе они отправились к фараону и объяснили, что весь народ нужно отпустить в пустыню, чтобы принести там жертву Богу Израилеву. Но фараон понимал, что это кончится бегством. И отказал. Тогда Моисей воззвал к Яхве, и тот наслал на египтян десять казней: сначала вода в Ниле превратились в кровь, потом появились полчища жаб, мошки, песьи мухи, люди и животные покрылись нарывами, град и огонь погубили урожай, остальное доела саранча, день стал ночью, стали умирать первенцы - дети и животные. Фараон испугался, что его земля опустеет, и отпустил евреев для жертвы. Воспользовавшись этим, они ушли со всем скарбом, чтобы никогда в Египет не возвращаться.

Поскольку Моисей честно исполнил божественные указания, Бог продолжил общение с ним. Теперь Создатель показывал свою силу и свое всеведение. Он плыл в облаке впереди путников и направлял их путь, а когда становилось темно - огненным столпом освещал дорогу. Кроме того, он заботился о пропитании верного ему народа - снабжал мясом птицы и манной небесной, а также водой, что в жаркой местности иногда важнее пищи. Когда евреи добрались до горы Синай, Моисею были даны новые откровения: как следует верить, как правильно жить, как строить храм. Законы небесные были записаны для евреев на каменных скрижалях и известны сейчас как десять заповедей. Моисей и его соплеменники прожили рядом с горой Синай около сорока лет. В течение этого срока пророк с Божьей помощью приводил свой непослушный народ от язычества к монотеизму.

Процесс был сложным. Богу приходилось наказывать отступающих от правильной веры. Зато по прошествии сорока лет старая вера была полностью изжита. Когда же настала пора евреям вернуться на Землю обетованную, срок жизни Моисея подошел к концу. Всевышний велел ему взойти на гору Нево, откуда показал пророку прекрасную страну, в которой будут жить потомки египетских беглецов, но предупредил, что сам Моисей до этого дня не доживет. И скоро тот скончался, а во главе еврейского народа встал Иисус Навин, которого пророк назначил своим преемником по распоряжению Бога.

Человек, которого не было

Хотя Библия детально описывает происхождение Моисея и все его родственные связи, египетские источники древности никакого Моисея не знают. Плохо знакомые с древнееврейскими текстами греки называют его и вовсе другими именами - Осарсифом Дисифеном и т.п. Ученые - кроме ортодоксальных библеистов - придерживаются мнения, что такой исторической фигуры, как Моисей, никогда не существовало. Как не существовало и самого Исхода, описанного в Библии. А вместо казней египетских и возвращения израильтян из египетского плена были долгие и кровопролитные годы гражданской войны, когда египтяне оказались под властью гиксосов и лишь с большим трудом победили захватчиков-азиатов.

В то же время переход евреев от многобожия к монотеизму очень хорошо укладывается в рамки неудавшейся реформы фараона Эхнатона, против которой выступил весь жреческий корпус Египта. Этот правитель тоже пытался ввести единобожие, даже отстроил новую столицу и храмовый комплекс для единого бога Атона, но египтяне предпочли старую простую веру.

Недаром после смерти Эхнатона его имя было тщательно выскоблено и сбито со всех памятных надписей. Трудно сказать, кто у кого позаимствовал идею единобожия - евреи у Эхнатона или Эхнатон у евреев. Ясно только одно: именно монотеизм привел к разрыву отношений между евреями и египтянами и, вероятно, стал причиной войн. А пророк Моисей - скорее всего, собирательный образ, персонификация этого религиозного нововведения, которое удалось в Израиле и не удалось в Египте. Впрочем, еврейский монотеизм поставил этот народ в очень сложные отношения со всеми окружающими Землю обетованную странами, а не только с давними врагами - египтянами.

(с) Елена Филиппова