четверг, 25 июля 2013 г.

Закованная фильмой

Актриса немого кино Вера Холодная мало походила на человека из реального мира. Она была существом из страны грез, из области мечтаний, из царства идеальных существ. Ее жизнь была слишком коротка, а карьера - чересчур безупречна...

Вера Холодная, королева кино, снималась в нем всего лишь пять лет. Но так ли это мало? Ведь те годы, в течение которых артистка была нарасхват, практически стали началом и завершением эпохи героинь русского немого кино. Да и сама загадочная и прекрасная Вера осталась символом этого жанра в России, целой эпохой в нем. Подобные слова звучат кощунственно, но именно ранняя кончина актрисы сделала ее жизнь похожей на сюжет короткого, красивого и манерного фильма.

«Галушка»

Дочь учителя словесности Вера Левченко с детских лет мечтала о славе. Мама, утонченная выпускница института благородных девиц, называла пухленькую дочь «галушкой». Но девочка только выглядела как пышущий здоровьем ребенок, растущий в здоровом украинском климате. Натурой она была мечтательной, меланхоличной, несколько отрешенной от реальности.

В 1896 году, когда Вере было два года, семья, в которой кроме будущей актрисы росли еще две дочери, переехала в Москву. Здесь из пышечки мадемуазель Левченко превратилась в утонченную красавицу модного тогда типа красоты, который на ее родной Украине называли «чахотошным»: огромные глаза с темными тенями под ними, небольшой, яркий, чувственный рот, бледная кожа. Было бы странно, если бы девушка с такой внешностью не попала на экран. Но эра немого кино в России еще только начиналась, поэтому судьба будущей звезды пока шла по обычному для девушек того времени пути.

Да, юная и красивая Вера недолго просидела в девицах. И слава богу, решили члены семьи: замужество наверняка излечит странную Веру от дурацких мечтаний...


Неизлечимая страсть

Вера без конца бредила то театром, то балетом. Потом появилась новая напасть: актриса Вера Комиссаржевская. С «Франчески да Римини», где играла великая тезка юной Левченко, гимназистка вернулась совершенно больная и слегла надолго с нервной горячкой. Врач строго-настрого приказал домочадцам: не давать Вере ни читать, ни ходить в театр - так впечатлительной девице и с ума сойти недолго. Будущая актриса частенько общалась с собственным отражением в зеркале. Ему рассказывала о морских приключениях и путешествиях в дальние страны - истории были почерпнуты Верой из книг...

Ее роман с красивым юристом Владимиром Холодным начался именно с рассказов о романтических путешествиях, в которых ни Холодный, ни Вера не принимали участия. Во время выпускного бала, танцуя с Верой, Владимир нашептывал ей стихи Николая Гумилева - романтика дальних странствий и морских приключений. Не стоит сомневаться в том, что Левченко была покорена - и навсегда.

Родные оказались несказанно рады браку - мол, Володя наконец-то выбьет из семнадцатилетней Веры дурь. В 1910 году они поженились. На свадьбе новоиспеченная мадам Холодная была в меланхолии: пышное торжество ее раздражало, так же как и шумные развлечения сверстников.

От лицедейства Веру не смогло отвлечь ни рождение в 1912 году дочери Евгении, ни то, что муж уговорил ее взять на воспитание еще одну девочку - Нонну. Занимаясь детьми, мыслями она была от них далеко. В Холодной появился надлом - чувство разочарования в семейной жизни и материнстве стало последним штрихом в образе идеальной героини немого кино, который как будто нарочно лепила из нее судьба...

В 1914 году Владимира призвали на войну. И тут Вера, вместо того чтобы, как полагается хорошей жене, смиренно ждать вестей с фронта, выкинула такой фортель, от которого все родные и близкие только охнули...

Актриса, а не просто красавица!

Когда перед режиссером Гардиным предстала красивая брюнетка, он испытал странное волнение. Нет, это было не то обычное чувство, которое испытывает мужчина при виде эффектной женщины. Все знавшие Веру в один голос утверждали: от нее исходили непонятные флюиды, заставлявшие людей подчиняться ее воле. Но это не была банальная властность. Холодная была вовсе не холодна: Вера излучала тепло, беззащитность, ломкость. Актриса казалась источником внутреннего света.

Гардин попытался воспротивиться возникшему ощущению: «Мне нужны актрисы, а не просто красавицы». И тут Вера, которая редко вступала в споры, заявила решительно: «Мне очень нужна роль».

Гардин оторопел, но, поддавшись этой неожиданной силе, дал ей рекомендацию в самую успешную в то время в России кинофабрику Ханжонкова. Поразительно, что эффектного псевдонима новоявленной актрисе придумывать не надо было - ее имя «по паспорту» звучало как самый что ни на есть остроумно придуманный псевдоним. А дальше начались чудеса.

Раба кино

«Закованная фильмой» - так называлась немая картина, где в главной роли снялась легендарная муза Маяковского Лиля Брик. (Фильм тогда назывался фильмой - существительным женского рода.) Брик-то всю жизнь двумя ногами стояла на земле и скованной себя не чувствовала. А вот Вера Холодная на самом деле очень скоро стала «закованной фильмой».

Россию новая звезда немого кино околдовала. За билеты в кино на фильмы с ее участием в разных городах вспыхивали побоища. Уже две первые картины, где играла Холодная, с манерными, согласно традиции того времени, названиями - «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба», - прошли с небывалыми аншлагами.

Как это нередко бывает, последними в карьеру артистки в «театре теней» (так тогда некоторые именовали кинематограф) поверили члены семьи. Им пришлось отступить под напором ее успеха.

Для своих детей Вера стала чем-то вроде тени. За четыре года Холодную сняли в восьми десятках фильмов: впрочем, они были короче, чем современные картины, и снимали их с минимальным количеством дублей. Она приходила домой поздно и без сил валилась в постель. Но и во сне Вера не всегда была способна полностью выйти из роли: в актрисе жила то Анна Каренина, то цыганка Аза, то княжна Тараканова.

Поразительно, но, имея миллионы поклонников, она оставалась верна мужу. В числе ее воздыхателей были и актер немого кино Осип Рунич, и великий режиссер Константин Станиславский, и бард и поэт Александр Вертинский. Последний пришел к ней невзрачным, худым солдатиком - принес весточку с фронта от мужа.

Они не были близки с Вертинским - Вера вообще предпочитала платонические романы. Но Холодная сразу оценила талант худенького солдатика - у них были совместные выступления. Пара исполняла танго, в котором выражала всю свою нереализованную страсть...

Холодной делали предложения иностранные киношники - в эпоху немого кино «вписаться» в картины других стран было ой как легко. Но актриса не хотела покидать российских поклонников.

Роковой финал

В 1918 году Вера Холодная с мамой, младшей сестрой и одной из дочерей уехала на юг, в Одессу. Думали пересидеть на юге тяжелые времена... Съемки, концерты и выступления продолжались.

И вдруг - как гром среди ясного неба: 16 февраля 1919 года Вера Холодная скончалась. Официальный диагноз был назван - «испанка». Родные до последнего момента не могли поверить в то, что она умирает, ибо все прошло, как в кино: величественная Вера поднялась на подушках, позвала к себе дочь, благословила ее, положив руку на голову девочке, откинулась назад и умерла. Все.

Ее хоронили тысячи поклонников - фильм «Похороны Веры Холодной» по накалу подлинных страстей сравним с греческой трагедией.

До сих пор причина смерти Холодной остается загадкой: по одной версии, ее отравили деникинцы, так как Вера была агентом красных. Согласно другой версии, она работала, наоборот, на белых, и ее убили красные. (Сомнения возникли сразу, потому что последний случай смерти от испанки произошел в Одессе почти за полгода до кончины актрисы.) Документы не дают четкого ответа. Одесское кладбище, где похоронили Холодную, в начале 1930-х превратили в парк.

Вскоре тиф унес ее мужа и мать. Девочек воспитала двоюродная сестра Веры. Она вышла замуж за болгарина и увезла детей за границу. Загадкой, которую вряд ли стоит разгадывать, предстала смерть актрисы в фильме Никиты Михалкова «Раба любви». Главную героиню картины - артистку - уносит в никуда как будто сошедший с ума трамвай. Это так похоже на строчки любимого Верой Холодной Гумилева: «Мчался он бурей темной, крылатой, / Он заблудился в бездне времен... / Остановите, вагоновожатый, / Остановите сейчас вагон!»...

(с) Мария Конюкова