Революционеры, в совершенстве овладевшие шаманскими практиками с целью обострения классовой борьбы; монахи-сновидцы; членистоногие твари, для которых наш мир не более чем вязкий, тягостный кошмар; постапокалиптические пейзажи и жаркая темнота тюремных застенков... Всё это — любимые персонажи и декорации французских постэкзотистов, исчерпывающе представленные на страницах книги Антуана Володина и Лутца Бассмана.
Литературные мистификации бывают удачными и провальными, скромными и вызывающими, убедительными — и не очень. Недавно русскоязычные любители фантастики стали свидетелями (а отчасти и соучастниками) одной громкой мистификации: «исландский писатель Грей Ф. Грин», автор романа «Кетополис», в буквальном смысле поставил наш фэндом на уши — спасибо представителям так называемой «цветной волны», скрывшимся под этой маской. Но торжество симулякра оказалось неполным. Наверное, главная причина заключалась в том, что участие в проекте принимало слишком много авторов. Получился этакий тяни-толкай с полутора десятками голов и противоречивыми внутренними мотивациями. Кому-то действительно хотелось дать жизнь новому виртуалу с исландской пропиской, кому-то не терпелось заявить о себе, любимом, городу и миру... В итоге о том, что Грей Ф. Грин — фантом, стало известно задолго до выхода «Кетополиса», потому настоящей мистификации не получилось. С Антуаном Володиным (а также Лутцем Бассманом, Ингред Фогель, Ясаром Трахальским, Эли Корнауэр) ситуация прямо противоположная. Во-первых, за всеми этими вычурными псевдонимами скрывается один и тот же человек. Во-вторых, он, похоже, действительно француз — по крайней мере, французская пресса о нём слышала. Ну и главное: он не пытается уверить читателей, будто перечисленные выше славные литературные деятели существовали в реальности. Этот маскарад понадобился, чтобы наполнить содержанием движение постэкзотизма, придуманное Володиным в девяностых годах.
Насколько можно судить по этим текстам, постэкзотизм — попытка вызывающе заявить о разрыве с привычным повествовательным каноном. На это же работают и гипертрофированные, радикально-левые политические убеждения героев и «авторов». Попытка довольно вымученная: слишком уж явно, слишком механистически Володин подгоняет свой стиль под заявленную концепцию. Чересчур много позёрства — и мало реальной новизны. Хотя самоотречение, с которым автор бросается в горнило этого проекта, его настойчивость, целеустремлённость и последовательность, безусловно, заслуживают уважения.
Литературная мистификация, с которой стоит познакомиться, чтобы понять, «как это делают на Западе». Хотя сомневаюсь, что любитель фантастики получит от этих текстов эстетическое наслаждение, а ценитель экспериментальной прозы почерпнёт здесь что-то новое.