Несколько российских городов предлагают ответ на волнующий многих вопрос: что бывает, когда оппозиции удается прорваться во власть?
Больше года назад самовыдвиженец Евгений Урлашов на выборах мэра Ярославля буквально разгромил своего соперника единоросса Якова Якушева. С тех пор его рейтинг только растет: в апреле 2012-го новому градоначальнику доверяли 34% жителей, а в декабре - уже 57%. И это явно отравляет жизнь местным «медведям». В прошлом году на протестной волне пришел к власти и нынешний глава Тольятти Сергей Андреев. До сих пор «Единая Россия» (ЕР) либо переманивала к себе оппозиционных мэров, либо быстро их «съедала». Однако Урлашов и Андреев пока уверенно держатся на своих местах. Но оправдают ли они ожидания избирателей?
Причин народной любви к Урлашову две. Во-первых, он действительно продемонстрировал хороший старт. «В 2012-м в Ярославле было проложено и отремонтировано больше дорог, чем за три предыдущих года, вместе взятых», - рассказал мэр города журналу «РБК». Во-вторых, политик поддерживает имидж и борется с коррупцией, причем публично, перед телекамерами. В частности, наотрез отказывается принимать построенную дорогу у подрядчика Валерия Погосяна, привыкшего выигрывать тендеры при предыдущем руководстве. Или во всеуслышание обвиняет фирмы, принадлежащие спикерам городской и областной думы Алексею Малютину и Илье Осипову, в уходе от налогов и не исключает махинаций с преднамеренным банкротством.
Критики градоначальника парируют: он строг лишь к политическим оппонентам. «Урлашов развернул борьбу против незаконных рекламных конструкций, - говорит замдиректора Ярославской областной телекомпании НТМ Алексей Яковлев. - Но в упор не замечает «наружку» фирмы «Два слона», чей хозяин Дмитрий Кузьмин - депутат муниципалитета от «Гражданской платформы». Наоборот, мэр без конкурса размещает конструкции Кузьмина на землях муниципальных предприятий. И подобные примеры не единичны». Журналист Петр Стряхилев называет чистым пиаром историю с отказом от приватизации ОАО «Водоканал-Сервис». «Речь шла о передаче управляющей компании в частные руки - почему нет? А Урлашов представил это так, будто у ярославцев хотят украсть все подземные трубы», - объясняет он. Кстати, доходы от приватизации -1,7 млрд рублей - были заложены в бюджет Ярославля на 2012 год. Пришлось жестко сокращать затраты, скажем, на капитальный ремонт бюджетных учреждений.
Настоящая война оппозиционного мэра с ЕР началась после выборов в городскую думу осенью прошлого года. Сперва он даже поддержал нескольких единороссов за обещание выделить городу дополнительные деньги. Но стоило партии власти получить две трети в новом парламенте, как ее любовь к Урлашову сразу прошла. «Его просто-напросто кинули, - считает местный политолог Александр Миклин. - Пообещали дружить с ним после выборов. На самом же деле «Единой России» невыгодно, чтобы мэр ремонтировал дороги или хорошо убирал улицы. Напротив, жители должны видеть, что у него ничего не выходит».
Главная битва Евгения Урлашова с «медведями» развернется нынешней осенью на выборах в областную думу. Именно она решает, сколько средств из регионального бюджета достанется городу. Когда депутаты в массе своей поддерживают градоначальника, его жизнь значительно облегчается. Иначе многие инициативы обречены на провал. «Мэр, который одновременно находится в контрах с губернатором, областной и городской думой, не сможет ступить и шагу, -категоричен Александр Миклин. - Если «Единая Россия» наберет большинство в областном парламенте, я даю Урлашову максимум год. Его замучают проверками, и ему придется уйти». Это мнение разделяет политолог Ростислав Туровский. «Мэр, оппозиционный местным властям, может существовать только с санкции Кремля, - утверждает он. -Там могли бы пойти на такой шаг, желая имитировать политическую конкуренцию. Но Ярославль не тот случай».
ТИХО СНАРУЖИ, БУРНО ВНУТРИ
Рано утром 7 сентября 2012 года вышел из дома и бесследно исчез Александр Душков, руководитель группы компаний «ЭкоВоз», лидирующей на рынке сбора и утилизации мусора Самарской области. Расследуется дело об убийстве. Подозревают, что причина - в активной политике нового главы Тольятти Сергея Андреева. Он уволил директора МУП «Экология» Леонида Владелыцикова, которого СМИ связывают с криминалом, и поставил на его место человека из «ЭкоВоза». «Убийство могло быть местью бандитов, которых отрезали от финансовых потоков, идущих через МУП «Экология», - полагает самарский политолог, директор пиар-агентства «План Б» Валерий Крючков. - А может, они еще и опасались, что теперь «ЭкоВоз» будет получать в Тольятти больше заказов».
По сути тактика Сергея Андреева похожа на то, что делает Евгений Урлашов: смена директоров хронически убыточных муниципальных предприятий, уход от недобросовестных подрядчиков и экономия на госзаказах. Однако по форме эта работа совершенно иная - без публичных скандалов. У мэра нет явных конфликтов ни с региональными чиновниками, ни с федеральным центром. Наоборот, губернатор-единоросс Николай Меркушкин на 2013 год выделил городу на 700 млн рублей больше, чем в 2012-м. Откуда такая идиллия? «Андреев, хоть и позиционировал себя как альтернативу нынешней власти, работал в правительстве Самарской области, у него там связи, - сообщил журналу «РБК» источник, близкий к градоначальнику. - Кроме того, у него прекрасные отношения с Игорем Комаровым, президентом АвтоВАЗа, а ведь это градообразующее предприятие».
«На осень запланированы выборы в городскую думу, и Андреев официально объявил, что никого не поддерживает, даже членов «Гражданской платформы» [сам он состоит в этой партии], - рассказывает Валерий Крючков. - Возможно, хорошие отношения с губернатором - плата за нейтралитет. Тогда еще не вечер. Говоря о Меркушкине, я бы вспомнил поговорку «Мягко стелет, да жестко спать». Когда Андреев окажется со всех сторон окружен единороссами, он вполне может превратиться в изгоя, как Урлашов, соглашается Ростислав Туровский.
ПАРТИЯ ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ
Оппозиционные ЕР мэры появлялись и раньше. Чаще всего это были коммунисты, ведь КПРФ - вторая по популярности партия в стране. Но заканчивалось все их переходом (де-факто, а иногда и де-юре) в стан «медведей» либо уголовными преследованиями и отставкой. «Применялась классическая схема прессинга неугодного градоначальника: региональные власти сначала лишали его финансирования, затем инициировали всевозможные проверки, а итогом могло быть и реальное уголовное дело», - описывает механизм глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.
Какова вероятность, что Урлашова и Андреева ждет та же судьба? Ситуация меняется, и «Единая Россия» уже не такой страшный противник, как раньше, уверяют политологи. У партии власти накопилось слишком много внутренних противоречий. «Мне не нравится, что происходит с ЕР на федеральном уровне, и в первую очередь политика нашего председателя Дмитрия Медведева, - не скрывает раздражения единоросс Андрей Крутиков, зампред Ярославской областной думы. -Я даже не исключаю возможности выхода из этой партии». Впрочем, недовольство депутата может объясняться не только политическими причинами. «У них сейчас праймериз начнутся, выиграют те, кто способен заплатить политтехнологам за услуги 2-3 млн рублей, - замечает Евгений Урлашов. - Остальные не смогут баллотироваться от ЕР в областную думу, пойдут самовыдвиженцами». Но Ярославль не единичный случай. В Красноярском крае сразу 60 единороссов написали коллективное письмо о выходе из партии, обозвав бывших товарищей мошенниками, ворами, приспособленцами и казнокрадами.
Серьезное испытание ждет «медведей» 8 сентября - в единый день голосования. Парламентские выборы пройдут в 16 регионах, губернаторские - в девяти. «В последнее время Кремль делает уступки системной оппозиции в качестве платы за лояльность. Так, главой Смоленской области был назначен Алексей Островский из ЛДПР, а врио губернатора Забайкальского края - Константин Ильковский, близкий к «Справедливой России», - приводит пример Ростислав Туровский. - И теперь ЕР рискует не набрать большинства в этих регионах». Но не только там. Во Владимирской области в марте нынешнего года истекли полномочия коммуниста Николая Виноградова, бессменно руководившего регионом с 1997-го. Врио губернатора назначили единоросса Светлану Орлову, чем вызвали взрыв недовольства местных элит.
Помимо традиционных соперников «медведям» предстоит бороться с новыми - представителями «Гражданской платформы». Если в случае с Урлашовым и Андреевым она переманила к себе действующих мэров, то на осенних выборах выставит собственных кандидатов. При этом, по наблюдениям политологов, партия умеет пользоваться расколом элит и дружить с крупным бизнесом.
Между тем в Кремле тоже не дремлют и уже подготовили замену теряющей очки «Единой России» - «Общероссийский народный фронт» (ОНФ). «Сейчас ЕР и ОНФ проводят совместные прайме-риз, решая, кто именно пойдет на выборы, - отмечает Евгений Минченко, президент холдинга «Минченко Консалтинг». - Итогом станет частичная передача власти от старых к новым». Но все - под строгим контролем федерального центра.
ГОРОДА ХОТЯТ ДЕНЕГ
Покалишь считанные единицы из оппозиционеров смогли попасть во власть - хотя бы на уровне руководителей городов. В будущем их может стать больше, но сохраняется главная проблема российских мэров - острейшая зависимость от бюджетов вышестоящих администраций. Вновь рассмотрим Ярославль. В 2011-м на его территории собрали 56,4 млрд рублей налогов. Однако в муниципальный бюджет поступило всего 5,3 млрд! Остальные деньги утекли в региональную и федеральную казну. В том же году город получил дотацию - 6,3 млрд. Это та самая дотация, размер которой зависит от расшаркиваний мэра перед губернатором и от книксенов главы региона перед московским начальством. «Сложившаяся бюджетная система надежно держит любого мэра на крючке, - констатирует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. - На мой взгляд, она тормозит развитие крупных городов, потому что оставляет им слишком мало собственных средств».
Финансовая вертикаль - главная опора властной вертикали Владимира Путина. И на первый взгляд она незыблема, ведь любое ослабление зависимости градоначальника от вышестоящих чиновников развязывает ему руки. Но как ни странно, разговоры о пересмотре бюджетных отношений звучат все чаще - со стороны не только самих мэров или независимых экспертов, но и представителей Министерства финансов. Правда, давать городам больше планируют за счет сокращения региональной, а не федеральной доли. Так, предлагается лишить областной бюджет дохода от упрощенной налоговой системы и передать его в казну города. В случае с Ярославлем, к примеру, дополнительные деньги в 2013-м составили бы 1,14 млрд рублей, или 8% всех бюджетных поступлений. Другой вариант - оставлять городам больше средств от НДФЛ (сейчас 80% забирает регион).
Мэр Урлашов уже направил в правительство РФ ряд предложений по реформе бюджетной системы. По его расчетам, в 2014 году Ярославль мог бы дополнительно заработать 7 млрд рублей - свыше половины бюджета 2013-го. Реакция федеральной власти пока неизвестна. Тем временем оппозиционный градоначальник азартно воюет со сложившейся финансовой моделью. В частности, с предвыборным обещанием Путина повысить зарплаты учителям. Минфин, дав минимум денег, переложил обязательства на региональные бюджеты, а те, в свою очередь, на городские. «Обычно такие вещи исполняются кое-как, а в центр рапортуют: мол, все сделано», - поясняет Андрей Крутиков. Однако Урлашов и здесь пошел своим путем: выделил средства из городского бюджета, но теперь собирается судиться в Верховном суде. «Если там признают, что губернатор, а точнее, Минфин должен был дать деньги на выполнение предвыборного обещания Путина, за Урлашовым могут потянуться и другие мэры. Это опасный прецедент для путинской вертикали», - заключает ярославский политолог Сергей Киселев.
(с) Наталия Телегина