вторник, 9 декабря 2014 г.

Наблюдатели

мечтающий ребенок

Дети приходят в этот мир с конкретной целью, которая определяется еще до момента их рождения,и все дальнейшие их действия прямо или косвенно связаны именно с ней, даже если на первый взгляд кажется,что ребенок делает нечто бессмысленное или бесполезное. Однако огромная часть родителей почему-то считает, что дети появляются у них для того, чтобы удовлетворять их (родителей) потребности, т.е. рождение ребенка для них — это просто что-то вроде приобретения очередного бытового прибора с определенной целью. Стиральная машина будет для них стирать, микроволновка — разогревать еду, холодильник не будет давать продуктам портиться, а наш Петенька вырастет и станет финансовым директором, заработает много денежек и будет обеспечивать нас в старости. Замечательная идиллическая картина. Все вокруг обустроено, все на своих местах — микроволновка разогревает, стиралка стирает, Петенька приносит денежки, все счастливы.


Есть, правда, некоторая неувязочка, совершенно некстати (с точки зрения родителей) не предусмотренная Богом, а именно — отсутствие у Петеньки кнопки с надписью “Стань финансовым директором”, что прибавляет родителям массу хлопот и очень невыгодно отличает его от стиралок и микроволновок, добросовестно выполняющих возложенные на них почетные обязанности по первому же требованию. Тем временем Петенька растет и пока еще прекрасно помнит о своем настоящем предназначении в этом мире. И поэтому при первом же удобном случае старается убежать, куда глаза глядят, чтобы посмотреть,что же там, дальше, где он еще не был, с интересом разглядывает мотоциклы и внедорожники, равнодушно относится к математике, а географию, наоборот, знает лучше всех в классе, да и подраться, когда надо,совсем не дурак. Очевидно,что родители весьма обеспокоены такими Петиными интересами, потому что финансовому директору они явно не пригодятся. С их точки зрения Петеньке надо бы побольше времени проводить дома за уроками и на внеклассных занятиях по математике, да и пора бы ему уже и финансами начать интересоваться — вместо просмотра всяких передач про великих путешественников.

Но поскольку вышеупомянутая кнопка у Петеньки нигде не обнаружена, а сам он добровольно отступать от выполнения своей миссии не собирается, то родители выбирают проверенный временем способ отделить ребенка от своей миссии и заставить исполнять чужие желания — это банальные шантаж и запугивание. Как только ребенок делает что-то, что, по мнению родителей, не ведет к поставленной ими цели, ему (ребенку) тут же сообщают, какие ужасные последствия этих действий его ожидают. На улице за пределами двора его поджидают маньяки, на мотоцикле он обязательно разобьется насмерть, а если станет путешествовать вместо того, чтобы учиться на финансиста, то останется без денег и закончит жизнь нищим дворником. Плюс постоянно угрожают,что выгонят его из дома, если тот не будет хорошо учить математику. Такая обработка ребенка страхом длится многие годы, а поскольку ребенок обычно верит родителям, то он многие годы находится в тяжелейшем эмоциональном состоянии. Ведь ему надо выполнять свою миссию, а по утверждению родителей, что бы он для этого ни делал, все приведет к ужасным последствиям.

Никакая детская психика не в состоянии выдержать таких нагрузок, и чтобы он не сошел с ума, у него срабатывает предохранительный механизм. А именно — выходе так называемую третью позицию восприятия, когда человек начинает видеть все,что с ним происходит, словно со стороны, как будто все происходит не совсем с ним, а с кем-то посторонним. В результате тяжелые эмоции (и не только тяжелые, а вообще все) притупляются, и это позволяет выдержать нагрузку. В обычной ситуации человек через некоторое время возвращается из как бы “снаружи” обратно в себя, т.е. в первую позицию восприятия, и начинает адекватно воспринимать обстановку. Однако если травмирующая ситуация длится долгие годы, то ребенок выходит в третью позицию восприятия и фиксируется в ней, т.е. обратно к “себе”, к своей жизни он уже не возвращается. И его жизнь превращается в своего рода компьютерную игру, когда игрок управляет персонажем на экране монитора. Вроде бы там что-то случается, что-то происходит интересное или ужасное, и играющий даже может испытывать по этому поводу какие-то эмоции, но все это словно понарошку, словно не с ним. От полноты ощущений жизненных событий остается очень маленький процент, который можно почувствовать. Жизнь полностью теряет краски.

Петенька продолжает ходить в школу, усиленно учит математику, интересуется финансами и прекращает заниматься всем тем, что нужно ему для выполнения миссии. Через некоторое время он поступит в институт на экономиста, успешно закончит его, найдет престижную высокооплачиваемую работу и поднимется высоко по карьерной лестнице. Будет зарабатывать много денег, в общем, станет идеальным ребенком для своих родителей. И никто так и не узнает, что на самом деле Петя практически ничего не чувствует по этому поводу. Да и вообще по какому-либо поводу не чувствует: ни радости, ни агрессии, ни любви, ни ненависти, ни всего того, что делает жизнь сочным шашлыком, а не пресной диетической овсянкой. Петя просто машинально играет в игру под названием “Финансовый директор”.

А чтобы иногда хоть что-то почувствовать по-настоящему, Петя будет, например, нагружаться алкоголем и гонять на сумасшедшей скорости по ночному городу на мотоцикле,пока от страха не будет приходить полностью в себя и чувствовать настоящую радость оттого, что выжил, радость в полную силу. Или станет тайком употреблять наркотики, чтобы расслабиться и получить удовольствие, вместо постоянных мыслей о том, как побольше заработать денег, которые у него нет желания ни на что тратить, потому что никакой особой радости он не может почувствовать в принципе.

Очевидно, что такие способы получения настоящих эмоций Пете долго прожить не дадут, и уже тем более не позволят вернуться к своей собственной жизни и миссии. В первую очередь ему надо осознать,что он не в состоянии получать удовольствие от жизни естественным путем, без применения каких-то заменителей типа алкоголя или наркотиков,или не подвергая свою жизнь опасности. И признавшись себе в этом, уже можно обращаться за помощью к специалистам.

(с) Олег Болигатов