вторник, 9 декабря 2014 г.

Чтобы не было мучительно больно...

не вредить себе

Вот убрать бы с дороги препятствия, которые чинят нам все кому не лень, — тогда бы мы показали, на что способны! Увы, это заблуждение: самое главное препятствие — в нас самих.

Многие честолюбцы серьезно и подолгу размышляют о том, как действовать, чтобы добиться ярких успехов на профессиональном поприще. Они мечтают о более солидной должности, более высокой зарплате, они хотят возглавлять подразделения, приносящие компаниям основные доходы, и руководить большим количеством подчиненных. Их представление об успехе обычно формируется под сильным влиянием окружения — родственников, друзей, коллег.

Но в конце концов они часто приходят к выводу, что, вопреки их стараниям и несмотря на все достигнутое, ощущения, что ты состоялся в своем деле, так и не появляется. И когда я работал в Goldman Sachs, и когда преподавал в Гарвардской школе бизнеса, я видел на удивление много талантливых руководителей, разочарованных своей профессиональной жизнью. Оглядываясь назад, они понимали, что надо было достичь большего, а то и вовсе выбрать другую стезю.


Однажды ко мне на консультацию пришел аналитик из крупной инвестиционной компании. Он уже сделал блистательную карьеру, но был недоволен тем, как она продвигалась. Забавно, учитывая, что его хорошо знали в профессиональных кругах, высоко ценили (он считался специалистом номер один), а его труд щедро оплачивали. Он рассказал мне, что уже десять лет занимается тем, чем занимается, — и что? Он устал от работы, терпеть не может начальника, а впереди, похоже, ему ничего не светит. Главное, он всегда хотел стать инвестиционным менеджером, но начал как аналитик и ни разу всерьез не попробовал выбраться из этой колеи. Ему казалось, что он в западне. Он боялся утратить завоеванное, не хотел никого подводить, но и не желал больше так жить.

Мы беседовали, а он поражался: как это он мог, покоряя высоту за высотой и гоняясь за славой, настолько потерять голову, чтобы начисто забыть о том, к чему у него всегда лежала душа? На самом деле он с удовольствием анализировал происходящее на фондовом рынке и оценивал решения руководства, но ему хотелось и самому получить право голоса — определять, в какие акции вкладывать деньги, и потом отвечать за последствия. Я посоветовал ему не ждать у моря погоды, а переговорить с несколькими инвестиционными фирмами (в том числе и со своим руководством) о переходе на другую работу. Он так и поступил, и в конце концов в его же компании ему предложили должность инвестиционного менеджера в отделе управления активами. Оказалось, начальство хотело удержать его в любом качестве, чем бы он ни занимался, и очень удивилось, узнав, что аналитика интересует инвестиционный бизнес. На новом месте он добился огромных успехов, и, хотя он жалеет, что не сменил профессию раньше, с замиранием сердца думает о том, что успел «в последний момент».

Если вы тоже разочаровались в своей работе или даже сожалеете о своем выборе, эта статья — для вас. Цель ее — помочь вам понять, насколько вы самореализовались. Мы не даем ответа на вопрос, как преуспеть в профессии или построить умопомрачительную карьеру. Нет, тут речь идет о том, чтобы найти собственное определение успеха, а затем — свой путь нему.

Остановитесь — попробуйте взглянуть на свою профессиональную жизнь под новым углом. Прежде всего вам надо осознать: это вы отвечаете за то, чтобы она сложилась. Слишком многие отводят себе роль жертвы, хотя на самом деле все в их руках. Чтобы это почувствовать, постарайтесь не предвзято проанализировать, как вы себя ведете в трех ситуациях: когда вам нужно понять себя, определить главную задачу и хорошо ее выполнить и, наконец, проявить характер и качества лидера.

Познайте себя


Чтобы стать хозяином своей профессиональной жизни, надо прежде всего правильно оценить себя. Можете ли вы определить два-три своих достоинства и два-три недостатка? Люди обычно подробно описывают свои сильные стороны, а вот признать собственное несовершенство им непросто. Это трудная работа, тут не обойтись без серьезных размышлений и бесед с людьми, которые могут сказать вам правду, даже самую неприятную. К сожалению, рассчитывать на то, что таким человеком окажется ваш начальник, что он правильно оценит ваши плюсы, да еще и объяснит, в чем вы ошибаетесь, не стоит. Вам придется самому пройти этот путь, работая с психологом-коучем, задавая конкретные вопросы, учитывая мнение сотрудников своей организации — от уборщицы до гендиректора. Нужно все время прислушиваться к другим, знать, как вы выглядите в их глазах, ведь по мере карьерного роста вам придется работать с разными людьми, решать новые задачи и проблемы и к вам будут предъявлять все новые и новые требования.

Недавно мне довелось беседовать с руководителем подразделения крупной организации. Его все считали «надеждой и опорой», и никто не сомневался, что в компании он сделает прекрасную карьеру, но ему самому казалось, что он уперся в стену. Он был уверен, что между ним и его прямыми подчиненными и даже гендиректором пробежала черная кошка, что все стараются его избегать, а почему — не знал. Свои достоинства и заслуги он перечислил без запинки, но когда я спросил о недостатках, то услышал лишь общие фразы: «Наверное, я слишком нетерпелив», «Может быть, мне не хватает харизмы». Я начал настаивать: как именно о нем отзывается гендиректор, по поводу чего выражает недовольство, но он по-прежнему не мог сказать ничего определенного. Тогда я дал ему задание: опросить не меньше пяти коллег и подчиненных. Через несколько недель он снова пришел ко мне и поведал о нескольких открытиях. К примеру, он узнал, что вмешивается во все, даже самые мелкие дела, ведет себя как диктатор и совершенно не умеет слушать других. Потрясенный узнанным, он обратился к психологу-коучу, начал «работу над ошибками» и стал интересоваться мнением о себе коллег и подчиненных. Через год он сообщил, что упорная работа над собой принесла плоды: дела его пошли в гору, и он снова смотрел в будущее с оптимизмом.

Пойти на такое — своего рода геройство, тут потребуются время, смирение, готовность бороться с собственными недостатками, противостоять своим страхам, понимание, что знаешь отнюдь не все. Но я не устаю поражаться способности людей изменяться и преодолевать себя.

Конечно, трудно добиться от окружающих, чтобы они как на духу сказали все, что думают о вас, в том числе о ваших недостатках — особенно если вы начальник. Это может произойти только в беседе с глазу на глаз; вашим потенциальным советчикам нужно время, чтобы убедиться в вашей искренности и поверить вам. Когда люди увидят, что вы действительно делаете выводы из того, что они вам говорят, то — зная, что вы цените их участие, — они, возможно, станут охотнее делиться своими соображениями. И еще один плюс: коллеги и подчиненные почувствуют, что в ваших достижениях есть и их заслуга, и будут с большим удовольствием работать с вами.

После того как вы разберетесь со своими достоинствами и недостатками, предстоит решить следующую задачу — понять, к чему у вас лежит душа. О какой работе вы мечтаете? Похоже ли она на то, чем вы занимаетесь сейчас? Одни даже не представляют себе, что могло бы их увлечь, другие так полагаются на чужое мнение, что руководствуются им, выбирая профессию. Недавно ко мне подошел студент, который учится по программе MBA. Он хотел посоветоваться со мной, куда лучше пойти работать: в хедж-фонд, в фонд прямых инвестиций или в инвестиционный банк. Когда я его спросил, интересны ли ему финансовые рынки, он решительно сказал «нет». Он даже не знал толком, с чем ему предстоит иметь дело в тех фондах или в банке. Но когда я спросил: «Вот были бы у вас десять миллионов долларов, что бы вы стали делать?», он не колеблясь ответил: пошел бы в музыкальный бизнес. Оказывается, он был музыкантом высокого уровня и любил все, что связано с музыкой, но его однокурсники стремились в финансовый сектор, который считали самым лакомым куском. Когда молодой человек осознал, что поддался чужим представлениям о счастье, он понял, что надо думать о другой профессии.

Мода на профессии приходит и уходит. Скажем, лет двадцать пять назад самыми престижными и денежными считались медицина и юриспруденция. К настоящему времени многие врачи и юристы разочаровались в своей специальности и поняли, что выбор профессии сделали во многом под влиянием моды и мнения сверстников, не посчитавшись с собственными талантами и склонностями. Сейчас высший шик — хедж-фонды и фонды прямых инвестиций, но, если человек собирается идти работать туда, не чувствуя к тому призвания, может статься, что через несколько лет ему придется все начинать с начала. Увлеченность своим делом дает силы, помогает человеку брать любые препятствия, переживать напасти, осознавать и выкорчевывать свои недостатки — и работать, работать, работать. Без этого еще никому ничего яркого и выдающегося сделать не удалось.

Старайтесь преуспеть в главном


Вряд ли вы будете пожинать лавры, если не справляетесь с главными для вашего дела задачами. Как ни странно, но многие руководители не могут сказать, от каких трех-четырех важнейших факторов зависит успех в работе — их собственной или всего предприятия. Если вы хотите посвятить себя исследованиям в области медицины, то, вероятнее всего, «три кита» вашего успеха — это работа на передовых рубежах науки, публикации и финансирование. Если вы руководите многочисленным торговым персоналом, то важнейшие ваши задачи — во-первых, находить, обучать и удерживать толковых людей; во-вторых, правильно сегментировать потребителей; в-третьих, выстраивать отношения с клиентами. Примериваясь к новой должности, прежде всего постарайтесь понять, что принесет успех на этом поприще, а затем спросите себя, понравится ли вам этим заниматься. И в нынешней своей работе тоже полезно выявить главное, тогда вы сможете правильно распределять время и осваивать необходимые навыки.

Иногда подающие надежды руководители упускают это из виду. Совсем недавно новый глава подразделения крупной промышленной компании рассказывал мне, чего ему стоит повышение продаж и прибылей. Не успеешь наладить одно, жаловался он, как рухнет что-то другое; только латаешь дыры — так и крутишься сутки напролет. Когда я попросил его назвать три слагаемых успеха в его бизнесе, он признался, что не может с ходу сказать. Следующие несколько недель он расспрашивал сотрудников и клиентов, а потом сформулировал свой ответ: надо тесно сотрудничать с менеджерами по закупкам каждой из 25 основных компаний-клиентов; хорошо разбираться в людях, чтобы понимать, кого ставить на стратегически важные должности; быть в курсе последних инновационных разработок. Кроме того, он понял, что на всех этих трех фронтах дела обстоят из рук вон плохо.

Он принялся сокращать список намеченных дел, заставил себя перепоручить менее важные задачи подчиненным и заняться наведением порядка на трех главных направлениях. Через полгода он рассказал, что заменил нескольких руководителей высшего звена, включая менеджера по продажам и начальника отдела разработок, и учредил исполнительный комитет, который теперь собирался каждую неделю и обсуждал самые острые проблемы бизнеса. Еще он сообщил, что стал регулярно анализировать свои приоритеты с точки зрения основных направлений работы предприятия. Ситуация с продажами и прибылью стала исправляться, и мой клиент уже не сомневался в том, что его очередное повышение не за горами.

Проявляйте характер и способность руководить


Наконец, важно понять особенности своего характера и задачи, которые стоят перед вами как руководителем. При всей кажущейся расплывчатости этих понятий именно от характера начальника и его пригодности к роли лидера зависит, будет ли он работать отлично или всего лишь хорошо.

Характер человека проявляется, например, в том, в какой мере интересы компании и коллег он ставит выше собственных. Лучшие руководители готовы делать все для других, не думая о том, что получат взамен. Они опекают, советуют, воспитывают. У них хозяйский глаз: они прикидывают, как поступили бы, будь окончательное решение за ними. Они могут предложить, как улучшить работу всего предприятия, даже если при этом их подразделение окажется в убытке. Они не гонятся за сиюминутной выгодой — им хватает мужества верить, что их в конце концов оценят.

Быть лидером — значит не бояться откровенно говорить обо всем, даже высказывать непопулярную точку зрения. Обычно на любое предложение генеральных директоров подчиненные одобрительно кивают головами, согласны они с ним или нет. На самом деле руководители высшего ранга ждут возражений, противоположных мнений, им это очень нужно, чтобы принять правильное решение. Если талантливые молодые специалисты не будут отстаивать свои взгляды, боясь навлечь на себя начальственный гнев, они рискуют надолго застрять на нынешней должности.

Один генеральный директор рассказывал мне, как неудачно они взяли совсем недавно человека на руководящую должность. Каждый из трех его замов лично интервьюировал всех претендентов, но никто из них не высказал сомнений по поводу отобранного кандидата. Когда новичок на заседании совета директоров проявил дремучую некомпетентность, выяснилось, что двое заместителей не были уверены в его кандидатуре, но промолчали, полагая, что генеральный уже все решил и лучше не возражать. Гендиректор пришел в ярость. Он признал, что отчасти сам виноват в случившемся (и поклялся впредь активнее поощрять подчиненных высказывать противоположные точки зрения), но замы, которые не высказались откровенно, упали в его глазах.

Иногда даже вполне уверенные в себе руководители боятся идти против течения, чтобы не поставить под удар свою карьеру. Но они явно недооценивают возможные негативные последствия своего молчания. Тем, кто приходит ко мне, я предлагаю разные способы решения этой проблемы. В частности, рекомендую начинающим руководителям откладывать деньги, чтобы обеспечить себе финансовые тылы, и эмоционально не слишком привязываться к своей работе. На вашей компании свет клином не сошелся, даже если вам кажется, что такой шанс выпадает раз в жизни. Нужно убедить себя, что повезти может и в другом месте.

Иногда своим клиентам я советую, чтобы чувствовать себя увереннее, стать асом в какой-нибудь конкретной сфере своего бизнеса. Кроме того, я призываю их не тратить попусту время, вычисляя, что хотел бы услышать от них начальник, а искать такое решение проблемы, которое отвечало бы их убеждениям. На работе, как и в спорте, надо «играть» уверенно и чуть отстраненно. Я беседовал с руководителями высшего звена, которые, собрав волю в кулак, смогли выступить против мнения начальников и коллег, — об этом они вспоминают с огромным удовольствием. Смелость, говорили они, принесла им большее уважение окружающих.

Хорошие генеральные директора, как правило, ценят тех руководителей, которые отстаивают свои позиции в искренней убежденности, что знают, как будет лучше для компании. Правильные поступки приносят удовлетворение: в психологическом смысле вы получаете эту награду сразу, а в профессиональном — спустя какое-то время. Конечно, чтобы так относиться к делу, надо верить, что справедливость в конце концов восторжествует. На моей памяти люди, которые решались выступить и грамотно аргументировали свои возражения (даже зная заранее, что это не всем понравится), редко вредили тем самым своей карьере. В то же время я видел немало ожесточившихся и запутавшихся людей, которые сами поставили крест на своей дальнейшей карьере, потому что предпочитали следовать принципу «моя хата с краю».


Даже в самой блистательной карьере бывают свои взлеты и падения — никто не застрахован от черных дней, недель, а то и месяцев, от разного рода препятствий и ввергающих в уныние обстоятельств. Слабые духом тогда отказываются от своих планов. Они теряют цель, начинают работать из рук вон плохо. И самое обидное в этом то, что они сами загоняют себя в тупик. Цель моей статьи — помочь вам научиться не вредить себе. Никто никакими силами не может помешать вам явить себя миру во всем великолепии. Все дело только в вас: это ваша задача — понять, чего вы хотите и как осуществить мечту, ваше дело — проявить характер и талант руководителя.

(c) Роберт Каплан