Каждый ребенок хочет, чтобы его родители были им довольны,чтобы они обращали на него внимание и поощряли. Это желание касается всех контекстов его жизни и является не какой-то блажью и следствием “избалованности” (как считают многие родители),а имеет под собой совершенно реальное рациональное основание. У детей отсутствует жизненный опыт, однако есть инстинкт самосохранения, который говорит им,что нужно выжить в этом мире. Однако безжизненного опыта можно только экспериментировать и смотреть на результат: если все сделал правильно, то выжил. Согласитесь, что если взаимодействовать с этим миром таким способом, то оставаться в живых, а уж тем более чувствовать себя комфортно, весьма проблематично. Каким-то мелочам типа хватания горячего чайника еще можно научиться самостоятельно без особых для здоровья последствий, однако попытка выпить некую резко пахнущую жидкость из красивой бутылки с надписью “Растворитель” может, скорее всего, оказаться вообще последним экспериментом, проведенным в этой жизни.
Поэтому природа снабдила детей дополнительным механизмом в психике, который действует на бессознательном уровне и позволяет компенсировать отсутствие жизненного опыта. Этот механизм заключается в том,что дети постоянно наблюдают за реакцией родителей, уже взрослых людей с большими знаниями о мире, на свои действия — если реакция положительная, значит, ребенок все делает правильно и он в безопасности. Значит, то, что сейчас поощряется родителями, он может делать и дальше. И наоборот, видя негативную реакцию на свои действия, дети понимают, чего им делать не стоит. Используя такую свою особенность психики, дети получают возможность безопасно развиваться до того момента, когда накапливают достаточно собственного жизненного опыта,чтобы уверенно чувствовать себя в этом мире.
Однако, как и в случае с любым инструментом, данный механизм может использоваться совсем не для тех задача, для которых он предназначен, и результаты такого применения оказываются весьма плачевными. Например, многие родители ведут себя со своими детьми, словно дрессировщики с животными в цирке, обращая на них внимание или поощряя только если те чего-то достигают, добиваются каких-то конкретных успехов типа высоких оценок в школе, выигранных олимпиад или невероятного количества прочитанных книг. В остальных же контекстах отношение родителей сводится к тому что: жив, накормлен, не болеет, значит, все в порядке, с него достаточно. В результате благодаря вышеописанной особенности психики ребенок начинает понимать что,что бы он ни делал, бесполезно, а единственное, чем ему надо заниматься, это конкретные достижения. Т.е. не имеет значения, что ему нравится или не нравится, не важно, чем бы ему хотелось сейчас заниматься, не важно, какие он испытывает эмоции и какое у него мнение, не имеет значения, какие у него интересы и увлечения. Все это не важно,ведь более опытные и прожившие долго родители своим поведением показывают ему одно: достигай и еще раз достигай, только это мы поощряем и считаем правильным. Ты — это тот, кто что-то делает и добивается высоких результатов.
В результате такого откровенно больного отношения родителей к своим детям вырастают так называемые “достигатели”, так же еще хорошо всем известные как “трудоголики”. Это люди, для которых достижения и успех превратились в самоцель. Но если бы они хотя бы занимались этими достижениями ради себя, для удовлетворения своих потребностей, то это было бы еще полбеды. Однако достигатели занимаются достижениями совсем с другой целью — им необходимо, чтобы их успехи были на виду и поощрялись окружающими, их задача - постоянно создавать видимость занятого,успешного человека. Неудачи для «достигаторов» неприемлемы, ибо в силу деформированной в детстве психики они не чувствуют при этом себя в безопасности. Для них в порядке вещей взвалить на плечи одновременно множество дел, работать на нескольких работах параллельно и придумывать себе новую работу в случае если, как им кажется, нагрузки недостаточно, чтобы чувствовать себя защищенными. Причем такая непомерная загруженность обязательно выставляется достигателями напоказ, чтобы получить одобрение извне.
Поскольку в детстве их родители игнорировались их чувства и увлечения, то трудоголики старательно избегают жить своей собственной жизнью —для себя, для выполнения своей миссии. Вместо этого они находят себе новые занятия, где бы можно было показать окружающим свою продуктивность. Отсюда же у них возникают проблемы в личной жизни и взаимоотношениях с окружающими, ведь это требует искреннего и откровенного проявления себя-настоящих, а это противоречит оценкам родителей. Поэтому трудоголики избегают интимных отношений — опять-таки, путем повышенной занятости. Мысль о том, что они могут быть отвергнуты партнером, для них совершенно невыносима (ведь это аналог неудачней они решают, что лучше близким отношениям не бывать вообще. Также старательно достигатели избегают отдыха, ведь в такой период они прекращают добиваться успехов, и процесс отдыха становится невыносимым из-за бессознательного страха.
В итоге достигателей ожидает весьма печальная судьба. Тратя всех себя на достижения просто ради поддержания видимости успешного человека, они не занимаются своей собственной жизнью. Поэтому в некоторый момент у них уже не останется сил ни на это шоу “я первый и лучший”, ни на то чтобы выполнять свою миссию. Чтобы избежать этого ужасного финала, им необходимо вместо постоянного поиска новых нагрузок признаться себе, что их что-то в жизни не устраивает, и у них есть какие-то еще эмоции и желания, кроме постоянного стремления поработать.
(с) Олег Болигатов