четверг, 2 октября 2014 г.

Зои Салдана - принцесса-воин

Зои Салдана

Если бы в Голливуде экранизировали «Аэлиту» Алексея Толстого, на главную роль выбрали бы Зои Салдану. Эта эффектная латиноамериканка, любимица режиссёров фантастического кино, сочетает инопланетную красоту с характером простой «девушки-соседки», весёлой и практичной. Хрупкость и излишество не мешают ей играть исключительно решительных и независимых женщин — как земных, так и космических.

ПОНАЕХАВШАЯ

Хотя Зои Ядира Салдана Назарио родилась в Нью-Джерси, а детство провела в Нью-Йорке, она стопроцентная латиноамериканка. Её отец, Аридно Салдана, приехал в «Большое яблоко» из Доминиканской республики, а мать - из Пуэрто-Рико. Зои выросла в Квинсе - иммигрантском районе Нью-Йорка. Она жила в доме, где из каждой двери доносились запахи совершенно разной еды, - здесь соседствовали латиноамериканцы, итальянцы, индусы... Родными языками будущей актрисы стали в равной степени испанский и английский, она и сейчас непринуждённо переходит с одного на другой. Вероятно, скоро к ним прибавится итальянский: год назад актриса вышла замуж за модного нью-йоркского художника, итальянца Марко Перего. Как и отец Зои, он иммигрировал в Америку в поисках лучшей жизни.


Аридно Салдана погиб в автокатастрофе, когда Зои было девять лет. Эта трагедия перевернула весь мир девочки с ног на голову, и не только в эмоциональном плане. Её мать Азалия решила перевезти семью — Зои и двух её сестёр, Мариэль и Сизели, — в Доминикану к родственникам отца, где жизнь была дешевле, а нравы - куда менее свободными, чем в Нью-Йорке. Здесь женщине нельзя было долго оставаться без мужчины, так что мама Зои вскоре вышла замуж во второй раз, и весьма удачно. «Я обожаю своего отчима, и он это знает, - говорит Салдана. - Но он мне не отец. И когда я слышу, как кто-то рядом со мной произносит „Папа!“, мне словно бы вонзают нож в сердце». Впрочем, своих дочерей Азалия воспитала в убеждении, что женщина должна уметь со всем в жизни справляться самостоятельно. Так что сильные героини Зои Салданы — во многом продолжения её самой.

В Доминикане Зои увлеклась танцами - она осваивала балет и современную хореографию в танцевальной академии Санто-Доминго, столице Доминиканской республики. А после выпускного вернулась в Нью-Йорк делать карьеру профессиональной танцовщицы. Семья вернулась вместе с ней - не бросать же девочку одну.

Неожиданно для себя Салдана оказалась сразу в двух театральных труппах — молодёжных, экспериментальных. Бруклинская труппа FACES ставила пьесы о подростках и для подростков, затрагивая острые темы наркомании, ранних сексуальных связей, насилия в семье, волнующие каждого тинейджера из неблагополучных районов. А Нью-Йоркский молодёжный театр имел репутацию «кузницы талантов»: на каждом представлении паслись театральные, телевизионные и киношные агенты, выдёргивая юные дарования в мир шоу-бизнеса. Зои выдернули на мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» - это интерпретация библейской истории Иосифа, предтеча знаменитой рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

В 1999 году двадцатилетняя Зои дебютировала на телеэкране в крохотном эпизоде детективного сериала «Закон и порядок». А уже через год получила роль, идеально подходящую для профессиональной танцовщицы, в фильме «Авансцена».

«Авансцена» — это подростковая «производственная драма» о талантливых молодых людях, поступивших в престижную Американскую балетную академию, и о том, что любое искусство на девяносто процентов состоит из каторжного труда. Зои играет одарённую, но застенчивую девушку Еву, которой пришлось побороть свою стеснительность, чтобы не оставаться вечно в третьем ряду кордебалета. Такая вот история с моралью.

КАРИБСКОЕ МОРЕ И ГЛУБОКИЙ КОСМОС

Зои засветилась ещё в паре проходных комедий, прежде чем попалась на глаза директору по кастингу фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» (2003). Тогда ещё никто не знал, что это кино станет блокбастером и превратит Джонни Деппа из маргинального артхаусного актёра в большую голливудскую звезду. Салдане досталась интересная и интригующая роль — пиратской капитанши Анамарии, бывшей любовницы Джека Воробья, у которой бравый капитан украл корабль, а потом беспечно позволил ему затонуть. В финале Анамария тем не менее примиряется с непутёвым экс-возлюбленным.

Имя Анамарии выглядит как составленное из имён двух самых знаменитых женщин-капитанов в истории корибского пиратство - Энн Бонни и Мэри Рид. Впрочем, сценарист Терри Россио утверждал, что это всего лишь второе имя его дочери.

Увы, именно эта героиня в исполнении Салданы получилась довольно блёклой и отчасти поэтому в продолжениях «Пиратов Карибского моря» не появилась. Возможно, причина невнятной игры актрисы - стресс, с которым она столкнулась, оказавшись на съёмочной площадке Большого Голливудского Кино, с его выматывающими требованиями и безразличием к «человеческому ресурсу» - ко всем, кроме мегазвёзд, к которым молодая Зои тогда не относилась.

Работа в крупнобюджетном кино стала для меня тяжелым испытанием. Голливуд оставил у меня отвратительное послевкусие. Я думала, что никогда больше не соглашусь работать в большом, кино и никогда не вернусь в Лос-Анджелес. Я даже раздумывала, не бросить ли мне актёрскую работу вообще.

От творческого кризиса Зои неожиданно вылечил... Стивен Спилберг - создатель «большого кино с человеческим лицом». Салдана сама напросилась на кинопробы к его фильму «Терминал» (2004), трогательной комедийной драме о жителе вымышленной восточноевропейской страны, который оказался запертым в транзитном терминале нью-йоркского аэропорта из-за бюрократических сложностей. Главную роль в картине исполнил Том Хэнкс. Зои досталась роль офицера миграционной службы Долорес Торрес, которая раз за разом не пропускает героя в вожделенный Нью-Йорк. А он пользуется их встречами, чтобы передавать девушке послания от влюблённого в неё разносчика еды Энрике (Диего Луна). У Энрике и Долорес обнаруживается общий интерес - телесериал «Звёздный путь», на почве любви к которому они и сходятся.

До съёмок в «Терминале» я понятия не имела, что означает слово «трекеры» (самоназвание, фанатов «Звёздного пути»). Я знала о сериале, но глубоко им не интересовалась. Готовясь к роли, я посмотрела пару эпизодов и документальные фильмы о фан-сообществе. Мне очень хотелось понять, что в этом шоу и его персонажах, заставляем людей сходить по нему с ума спустя сорок лет после его выхода в эфир.

После «Терминала» Зои много снималась, но сплошь в дурацких комедиях и артхаусных драмах, которые собирали не лучшие отзывы и забывались уже на следующий день после премьеры. Её карьеру спас запоминающийся эпизод «Терминала», в котором Долорес приветствует Энрике вулканским жестом «живи долго и процветай» (кстати, этому жесту актрису научил сам Стивен Спилберг). Через пару лет он повлиял на выбор Джей Джей Абрамса, который снимал полнометражный перезапуск «Звёздного пути». Зои Салдану он счёл лучшей кандидатурой на роль переводчицы Нийоты Ухуры. Актриса приняла это предложение с огромным энтузиазмом, — но не только и не столько потому, что эта роль в случае успеха картины сулила ей суперзвёздный статус. Ей как феминистке и представительнице нацменьшинства нравилось значение этого персонажа для классического «Звёздного пути» и для американской культуры в целом. В шестидесятые Нишель Николс, сыгравшая Ухуру, стала первой чернокожей женщиной на телевидении, чья роль была не эпизодической.

В наше время просто написать сценарий, где будут сильный женский персонаж. Тогда, в шестидесятых, это было куда труднее. Может быть, в этом даже не было необходимости. Но то, что авторы сериала разрешили японцу управлять кораблем, русскому быть навигатором - и это при холодной-то войне! — и взяли на роль переводчика, не просто женщину, а чёрную актрису... Это так прекрасно!

Добрый дядя Спилберг, к которому Зои очень привязалась, успешно вылечил её страх и отвращение перед съёмочной площадкой блокбастеров. Так что в декорациях «Энтерпрайза» она чувствовала себя свободно, и это сказалось на её игре — её Ухура получилась девушкой эмоциональной, отзывчивой и обаятельной. Помогло актрисе и то, что она по собственной инициативе связалась с Нишель Николс, чтобы расспросить её о характере персонажа.

Сюрпризов для Зои в работе над фильмом было всего два. Первый - сценарный: роман Ухуры со Споком был неожиданностью для фанатов оригинального «Звёздного пути», не говоря уже о любовном треугольнике с участием Спока, Ухуры и капитана Кирка, который проявляется во втором фильме франшизы, «Звёздный путь: Возмездие». А второй - её экранный наряд.

Это было определённо очень короткое платье! Помню, как мне показали эскизы, я посмотрела и сказала: «Здорово!» На эскизах-то оно казалось длиннее. Но когда принесли его на примерку... Я смотрю и спрашиваю: «Я где остальной материал?» Но потом мы с Майклом (Майкл Каплан, дизайнер, работавший над костюмами в Бегущем по лезвию») сработались: он был открыт к моим предложениям. У него потрясающее воображение. Он специально подбирал такую ткань, чтобы она как бы обтекала тело и отражала свет. Ну и чтобы фигура смотрелась хорошо. Мне было трудно есть в этом платье, но оно того стоило!

ДЕВУШКА С ХВОСТОМ

Почти одновременно с приглашением в «Звёздный путь» Зои получила предложение, от которого никто не смог бы отказаться. Джеймс Кэмерон, работавший над самым амбициозным проектом в своей жизни, захотел видеть в главной роли Салдану. Точнее, даже не её саму, а её фигуру, пластику и мимику. Актрисе предстояло нацепить на себя несколько сотен датчиков и исполнять странные па перед зелёным экраном, чтобы превратиться в синекожую аборигенку планеты Пандора.

Джеймс Кэмерон снимал «Аватар» в обстановке строгой секретности, запрещая сотрудникам и членам съёмочной группы рассказывать о деталях сюжета и стилистике картины. Поэтому Зои, которая не могла сдержать эмоции, рассказывала в интервью только то, что это будет зрелище, какого ещё никто не видел. Ей и правда нравилось на съёмках всё: и физически сложные экшен-сцены, и романтическая линия её героини, и её партнёр Сэм Уортингтон («Он такой сексуальный! Откуда у них в Австралии такие мужчины?»). Ей пришлось научиться верховой езде, стрельбе из лука и восточным единоборствам — тренировки заняли шесть месяцев, но и это ей тоже нравилось. Кто бы мог подумать, что семью годами раньше эта же девушка страдала от стрессов на съёмках «Пиратов Карибского моря»!

Рассказывать о значении «Аватара» для кинематографа - значило бы зря тратить место в статье - вы знаете о нём не хуже нас. Но на Земле есть два человека, в судьбе которых «Аватар» сыграл решающую роль. Сэм Уортингтон до роли Джейка Салли был никому не известным безработным австралийским актёром, ночевавшим в собственной машине. О фильме Кэмерона он честно говорит: «Эта роль принесла мне деньги, в которых я так нуждался». А Зои Салдану именно роль Нейтири, синекожей и хвостатой принцессы на'ви, сделала по-настоящему узнаваемой. Хотя актриса предполагала, что возможен и иной исход.

Когда я готовилась к съёмкам, то хорошо знала, на что шла. Мне нравится моя работа, и я отдала Нейтири всю себя. Неважно, узнали бы меня люди или нет. Ведь тут есть и хорошая сторона: если меня не узнают, то у меня будет больше возможностей для личной жизни.

Пожалуй, узнаваемой актрису сделал даже не столько её персонаж, сколько активное участие в продвижении «Аватара». Фотосессии в глянцевых журналах, дизайнерские наряды на красных дорожках, съёмки в рекламе, миллионные гонорары, роман (правда, недолгий) с Брэдли Купером... По запросу «Зои Салдана» Google выдаёт 3 миллиона 700 тысяч ссылок - и, похоже, это ещё не предел.

В 2014 году Зои Салдана стала главной актрисой двухсерийного телефильма «Ребёнок Розмари» - ей досталась роль, которую в культовом мистическом триллере Романа Полански сыграла Миа Фэрроу. Хотя это не римейк, а просто фильм по тому же роману Айры Левина, причёска у Зои в сериале такая же, как у «той самой» Розмари (правда, это не стрижка, а парик).

А в августе 2014-го на экраны вышел фильм «Стражи Галактики», космическая опера по комиксам Marvel. В команде из космического авантюриста, боевого енота (которого, кстати, озвучивал Брэдли Купер - увы, нюансы его голоса и интонаций были утеряны в дубляже), древоподобного гуманоида и татуированного громилы Салдане досталась, пожалуй, одна из самых эффектных ролей. Она сыграла инопланетянку Гамору, тренированную наёмную убийцу, «самую опасную женщину во Вселенной», которая мстит за гибель своего рода. Нечто среднее между Нейтири и Коломбианой из одноимённого боевика. Причём у продюсеров фильма не было на эту роль других кандидатур, кроме Зои Салданы.

Кожа у Гаморы зелёная, и по этому поводу Зои успела уже не раз пошутить: «Я так рада, что наконец играю кого-то зелёного! В конце концов, синей я уже была». И надо сказать, в зелёном цвете актриса получилась совершенно неузнаваемой - её можно опознать разве что по характерной пластике, как в «Аватаре».

Попробовать на вкус таких сочных персонажей и быть частью такой истории - уникальный опыт. Здесь есть всё, что я люблю: космос, ненормальный режиссёр. У этого фильма, что называется,«есть яйца». В конце концов, здесь потрясающие актеры, которых никто даже не думал когда-либо собрать вместе. Мы выкладываемся на сто пятьдесят процентов и обожаем, историю, которую делаем.

Зои заслужила свою всемирную славу. Теперь главное — чтобы она сумела ею распорядиться. Начало уже положено: она подписала контракт на участие в продолжениях «Аватара». Из этой сказки не так-то просто сбежать. Её роман с фантастическим кинематографом продолжается. Вдруг и до «Аэлиты» в конце концов дело дойдёт?

(с) Александра Королева