четверг, 22 мая 2014 г.

Лучшие эмоции


Большинство из нас даже не замечают, сколько настроений и эмоций царит вокруг. Только самые любопытные и наблюдательные видят этот неиссякаемый источник вдохновения, бесценный материал для творчества.

Меня всегда интересовала жизнь улиц, такая неожиданная и многогранная. С самого детства я проводил много времени вне дома. Возможно, это повлияло на выбор профессии. Почти 4 года работал в информагентстве фотожурналистом. Тогда у меня всегда было четкое задание «задокументировать факты» и право на съемку. Запечатлевая какое-либо событие, я чувствовал себя неотъемлемой частью происходящего, оставалось лишь быстро и четко реагировать на ситуацию.


Но исторически сложенная и веками отточенная традиционная мозаика общественных мероприятий (в частности, фестивалей и гуляний, организованных на потеху туристам) не имеет ничего общего с настоящей жизнью. Поэтому я никогда не ждал от них слишком много. И со временем решил заняться тем, что связано со случайностями, со стечением обстоятельств.

Я снимаю повседневную жизнь людей, их эмоции. Ищу не факты, а настроение. Фотографировать на улице — интереснее и сложнее всего. Каждый раз я стараюсь угадать состояние человека, пытаюсь поймать его естественный образ, в какой-то мере даже вторгаюсь в личную жизнь. Иногда задаю себе вопрос: «Имею ли я на это право?» И тут же привожу разные оправдательные доводы, как то: «не исполь зую людей в качестве моделей», «не хочу получить коммерческую выгоду», «мне про сто нравится наблюдать прохожих в их ежедневных реалиях».

Идеального места для съемки никогда не ищу. Все города или деревни по-своему привлекательны. Азиатские покоряют ярким колоритом, европейские очаровывают благородством. Для фотографа главное — разглядеть в любом месте то, чего не замечают другие.


Собираясь в чужую страну, полезно познакомиться с ее культурой, религией. Правда, сам я не всегда делаю это. Однажды на Бали оказался в неловком положении. Одетый, как всегда на отдыхе, в шорты и майку, вошел в местный храм — мне тут же указали на дверь: запрещается появляться в священном месте с голыми ногами. Но потом предложили шаль, чтобы обмотаться ей и спокойно пройти на экскурсию. Есть масса блогов, где фотографам советуют: «надевать темную одежду», «оставаться в тени». Наверное, в этом есть смысл. Но я не следую правилам: не отношусь к съемке как к камуфлированной охоте.

На новом месте сразу начинаю снимать, даже если хочется отдохнуть после долгой тяжелой дороги. Никогда не даю себе расслабиться. Стоит расслабиться — окружающая «невидаль» станет привычной и не такой впечатляющей, глаз «замылится» и перестанешь замечать детали. Снимаю я, не глядя в объектив, чтобы не привлекать внимание. Держу камеру в одной руке, несколько небрежно. Наблюдаю за происходящим жадным взором приезжего и всегда доверяю первому впечатлению. А если меня вдруг замечают — улыбаюсь и даю понять, что не хотел ничего плохого. Сам я не раз попадал в объектив стрит-охотников, и всегда старался вести себя как ни в чем не бывало.

Жители разных стран неодинаково реагируют, когда их снимают. В Азии — чаще открыто, с улыбкой на лице. В Европе — более сдержанно, холодно, иногда агрессивно (недавно в Амстердаме, на улице «красных фонарей» мне долго и нецензурно кричали вслед). В туристических мекках у фотографа могут попросить денег за съемку. Я иногда плачу, но сразу же прекращаю снимать: момент уходит, пропадает настроение, становится неинтересно.

Хотя пленку (особенно черно-белую) люблю больше, в путешествиях фотографирую на цифровую камеру: по пути непросто найти качественную проявку, да и возить с собой сотню катушек и негативы — хлопотно. Итак, беру с собой небольшой Nikon D700 (им снято 99% снимков), который вместе с объективом Nikkor 50/1.8 Ai весит около килограмма (и даже такой небольшой вес в дороге потихоньку начинает утягивать). Ношу фотоаппарат в обычной поясной сумке. Раньше к этому комплекту у меня был еще один объектив — зум. Но однажды в Барселоне во время салюта искорка попала прямо в него и прожгла переднюю линзу (надо было пользоваться защитным фильтром!). От штатива я отказался: лишний вес, возня с установкой — к тому же всегда можно найти, на что опереться и поставить фотоаппарат.


Не имеет значения, один я путешествую или в компании. Моя камера под рукой в любую минуту. Наверное, я уже не могу не фотографировать. Сделав кадр, каждый раз проверяю экспозицию, а закончив съемку, забываю о ней на пару-тройку дней. Жду, пока забудутся эмоции, чтобы увидеть отснятый материал другими глазами.

Одно из моих правил — не запечатлевать агрессию или тоску, печаль. Негатива вокруг и так достаточно! Почему подобная съемка чаще всего вызывает интерес зрителей? Никогда я не понимал этого, так же как и римское: «Хлеба и зрелищ!» А еще то, что в средние века люди приходили смотреть на казнь. Думаю, жестокость оправданна лишь в форме естественного отбора. Человек же может позволить себе созидать совсем иные чувства. 

(с) Иван Тихий