суббота, 29 марта 2014 г.

Цокот медных труб

слава
Почему одни олимпийские чемпионы попадают в политику, а другие - на вахту того спортклуба, в котором начинали? Ответить на этот вопрос зачастую невозможно. Но можно и нужно разобраться с тем, что делать, если потеря популярности все-таки произошла.

Медные трубы . Слава, как и деньги, является лакмусовой бумажкой для проявления человеческой природы. Кто-то, имея их, чувствует себя королем и помогает другим подняться на свой уровень. Другие становятся расточителями в поисках безудержного веселья, как Француаза Саган, называвшая себя «прожигательницей жизни». Другие относятся к славе как к атрибуту своей работы и не более.

Испытание огнем и водой проходят многие, а медными трубами - только единицы. И если наслаждающемуся славой не посчастливилось умереть на ее пике, а лучше всего на сцене, перед глазами влюбленной толпы, чаще всего этот экс-любимец превращается в жалкого пользователя соцсетей, демонстрирующего фото своего былого успеха.


Лучше не иметь, чем потерять

Потеря популярности очень болезненна для того, для кого популярность была целью и кто придавал ей огромное значение. Говорят, что, «когда человек поднимается на Олимп, внизу он оставляет свою душу - с ней туда не пускают». Расхожее убеждение отражает действительность. Такие качества, как гордыня и тщеславие, - грибок в психике, только и ищущий благоприятную для размножения среду, которой как раз и является популярность. Механизм развития грибка прост: чем выше человек поднимается, тем горделивее он становиться. Он начинает капризничать, изводя продюсеров и близких людей, требовать, наглеть и самое главное - перестает трудиться и решает, что достиг того уровня, когда к нему все должно прийти само.

Еще один вирус, являющийся бесплатным приложением к популярности, - это разочарование. Вот человек шел, шел, добивался, терпел - и наконец добился. И что он увидел? Пустоту, одиночество, бессмысленность. Экзистенциальный вакуум - старые цели достигнуты, а новые не видны. В этом и заключается «ловушка ложной цели».

Из нее есть только один выход - поиск источника подлинного вдохновения, найдя который человек не чувствует себя ущербно, потеряв популярность. Именно поэтому известные артисты, ушедшие в тень и занявшиеся натуральным хозяйством, чувствуют себя совсем не хуже тех, кто продолжает мелькать на экранах, пытаясь удержать за хвост былую славу.

Тем не менее, исследования, проведенные Орвилем Гилбертом Бримом в городах Китая и Германии, показали, что около 30% взрослых людей в течение всей жизни в числе нескольких наиболее сильных желаний называют мечту стать знаменитыми, а более 40% мечтают о славе в какой-либо период своей жизни. Аналогичная картина наблюдается и в США. Среди молодежи эти показатели выше. А примерно 2% людей считают славу своей самой желанной целью, перекрывающей все другие.

Сам себе парюмер

Нам нравится быть популярными, ведь это, как и финансовое состояние, свидетельство востребованности, измеритель нашей ценности для людей. Некоторые могут сказать, что потребность в популярности возникает от гордыни и тщеславия. Вовсе нет - человеку нравится отдавать себя, свои знания и силы, если они нужны и оценены другими. Даже если этот человек настолько притягателен, что его, как парфюмера из романа Зюскинда, буквально раздирают на части, он все равно доволен. И более успешен. Согласно исследованиям Роберта Розенталя, в 39% случаев ожидания людей влияют на успехи того, на кого возлагаются надежды.

Группа исследователей под руководством Дэвида Джемисона провела эксперимент в четырех классах школы в Онтарио, где занятия начала вести новая учительница, ранее преподававшая в другом месте. Во время индивидуальных собеседований экспериментаторы сообщили ученикам двух классов, что другие учащиеся и сами экспериментаторы очень высоко оценивают новую учительницу. По сравнению с контрольными классами, где экспериментаторы не пытались поднять рейтинг преподавателя, учащиеся, настроенные на позитивные ожидания, были более внимательными на занятиях. В конце семестра они получили более высокие отметки и утверждали, что эта учительница излагает материал очень внятно. Оказывается, отношение класса к преподавателю столь же важно, как и отношение преподавателя к учащимся.

Слава смогла преобразить многих людей в их собственных глазах, и, конечно, невыносимо больно терять это ощущение.

Если я не в тренде

Любая потеря всегда воспринимается нами болезненно, пока мы не осознаем, что получили взамен. Оглядываясь на опыт прошлых потерь, каждый человек может увидеть, что взамен он получил дальнейшее развитие. Утрата - это открытие. Но во время ощущения потери мы, конечно же, этого не видим.

При потере нам свойственны чувства отчаяния, безысходности, тупика, потерянности, грусти, усталости и депрессии. Для того чтобы увидеть варианты успешного будущего, нам нужно не бояться этих чувств, а позволить себе их пережить в полной мере - и таким образом подняться над потерей. Человек, один раз решившийся на это, больше не боится терять, понимая, что, собственно, ничего страшного не произойдет - не так уж это мучительно. А отсутствие страха делает нас неуязвимыми.

Уходить в монастыри, общины, путешествия по Тибету, пытаясь в ограниченные сроки найти себя, - ошибка. Она основана на иллюзии, уводящей нас от новых вариантов потенциального успеха. Религия - то, что созвучно нашей душе не тогда, когда нам плохо и некуда больше пойти, а всегда. Или никогда. Остальное - бегство и поиск укрытия.

Не нужно и рыться в произошедшем, анализировать, пытаться найти ответ на вопрос «Почему я не в тренде?». «Почему» - это вопрос жертвы. Он тупиковый и, как правило, не имеет ответа. А если и имеет, то этот ответ ничем не поможет. Единственная задача мышления - это переход к вопросу «Как?». Поиск своих или чужих ошибок и самобичевание к нему не приводят. Скорее работает метод Скарлетт О’Хары: «Я подумаю об этом завтра». Нужно осознать и выразить свои чувства. Затем заняться трудотерапией, любым обычным человеческим трудом, который разряжает ощущение избранности и дает нам почувствовать себя обычным человеком. Живущим на земле, а не в облаках.

Эти два этапа, как правило, занимают два - три года. В это время мы просто живем, где-то работаем, оплакиваем былую славу, если еще осталась такая потребность. Общаемся с новыми людьми. Новый социум - это очень важный шаг, там не знают о ваших прошлых регалиях, но ценят вас за человеческие качества, и вы открываете себя, понимая, что полезны людям и без каких-либо особенных достижений. Настоящая любовь и дружба - самые лучшие лекарства и стимулы. Потеряв обожание миллионов, но снова испытывая желание отдавать, мы не только излечиваемся, но, как в компьютерной игре, обретаем еще больше силы и возможностей.

И вот, поплакав, побив посуду, поработав на обычной работе и найдя новую любовь или дружбу, мы выбираем себе новую цель, популярность в которой - всего лишь один из критериев достижения, такой же, как финансовые и прочие преимущества.

И начинаем все с нуля

С чистого листа создаем свою жизнь и свое дело. Не стоит использовать старую популярность - это будет выглядеть смешно. Если вы остались в той же сфере деятельности и в ней планируете еще раз пробраться на Олимп, то визуальный образ и позиционирование следует полностью изменить. Как это сделала Хакамада: была жесткой женщиной-политиком, а стала вдохновляющей ведущей мастер-классов, используя только коммуникативные успехи, взятые из политической сферы. Наше развитие заключается в умении отпускать и впускать в себя новое. Не цепляясь за старые фото, прическу, деятельность и даже людей. Что ушло, то ушло. Когда мы рождаемся заново, оставляя прошлое в прошлом, наше физическое тело молодеет, не говоря уже о мышлении и мировосприятии.

Возможно, в новой сфере не суждено добиться такой популярности, как в прежней. Но если цель большая и подлинная, то популярность не будет сверхнеобходима и не разовьет в нас эмоциональную зависимость от востребованности у других. 

(с) Анна Андрианова