суббота, 29 марта 2014 г.

Школярит


Школа связана с родительскими амбициями, но они разбиваются о суровую реальность, когда взрослые с ужасом замечают, что успехи любимого чада оставляют желать лучшего. Ребенок тут же получает ярлык «необучаемого» и «ленивого». Что же происходит на самом деле? Есть пять основных причин, почему дети не хотят учиться.

Взрослые считают причиной всего обычную детскую лень. Однако родители часто сами в этом виноваты. Дети умнее и наблюдательнее, чем нам кажется. Семейный психолог Наталья Селиверстова замечает, что лень - это то, чему дети учатся у родителей. «Дети все подмечают и повторяют тот образ жизни, который видят в семье. Родителям неплохо было бы посмотреть прежде всего на себя и понять, откуда в ребенке взялась эта лень», - советует психолог.


То, как ребенок будет относиться к учебе, закладывается раньше его самого первого школьного дня. Образ жизни родителей, их интерес к происходящему, к получению знаний - все это влияет на подрастающего человека. Многое зависит от того, как взрослые реагировали на детские «почемучки» - объясняли и рассказывали или отмахивались, отбивая у ребенка тягу к знаниям. Психолог Ирина Киреева советует всем помнить поговорку: «Не воспитывайте детей - лучше покажите им пример».

Причина первая. Лень - это не первая причина. Часто дело в том, что ребенку просто скучно. В семье не прививалась культура постоянного развития, его никто не пытался заинтересовать и поддержать его интерес, и школа как место получения знаний ребенка не привлекает.

«Несмотря на важность роли учителя, я бы не снимала ответственности с родителей, - говорит Ирина Киреева. - Ведь можно с увлечением рассказать ребенку что-то новое, заинтересовать его необычными фактами., касающимися изучаемого предмета». С ней солидарна Наталья Селиверстова, которая советует родителям своими средствами показать ребенку увлекательность предмета, который не вызывает у него интереса. «Важно также объяснить, что ребенок ходит в школу не за оценками, а за знаниями. Несли он будет их получать и внимательно слушать учителя, то оценки будут хорошими», - добавляет Селиверстова.

Причина вторая. Даже если интерес у ребенка есть, это не предотвращает проблемы. Влияют и другие факторы: школа слишком сложная, ребенка отдали не в тот класс, переоценили его возможности. Ребенку сложно, и он теряет интерес к учебе. Объясняется это тем, что каждому человеку, и ребенку в том числе, нужна ситуация успеха.

Ребенок старается, но у него не получается, он все реже достигает хороших результатов и все реже получает похвалу от учителей и родителей. В итоге он начинает считать себя неудачником и перестает стараться. Что делать? «В этом случае нужно просто реально оценить способности и возможности своего ребенка. Возможно, нужно будет сменить школу или перевести его в другой класс, где будут иные требования и будут сделаны акценты на других предметах. Можно нанять репетитора или самим, пытаясь объяснить ребенку то, что он не понял на уроках, выполнять вместе с ним задания», - советует Наталья Селиверстова.

Но и это не гарантия успеха. Помощь родителей, репетиторы, дополнительные занятия помогут исправить оценки, но не решат глубинной проблемы. Ребенку важно почувствовать себя успешным, ощутить радость и гордость за себя от того, что у него что-то получается.

Важно компенсировать школьные неудачи другими ситуациями успеха - увлечениями, которые приносят ребенку удовольствие, радость и уверенность в своих силах. Это может быть спорт или музыка. Не секрет, что многие успешные люди в школе не были отличниками, поэтому не стоит ставить крест на ребенке и считать его необучаемым. Такое понятие, как необучаемость, крайне редкое. Обучить можно всему, если правильно развить мотивацию у ребенка. Вполне возможно, что ребенок не покажет блестящих результатов, но в пределах своих возможностей развиться можно всегда.

Причина третья. К тому же у ребенка может не быть навыка самостоятельной работы. Речь идет о том, что он плохо умеет учиться сам, без постоянного руководства со стороны взрослых, не умеет настраивать себя на выполнение нужной работы. Как быть родителям? Нужно приучить ребенка к самоорганизации, к планированию, постановке определенных задач и контролю за их выполнением.

Ирина Киреева называет выработку у ребенка ответственности за процесс обучения одним из самых действенных способов повысить успеваемость. Очень полезно будет научить школьника отвечать за свои успехи и неудачи. Но к этому часто не готовы сами родители, желающие контролировать процесс обучения. При этом учеба в школе помогает развить массу важнейших навыков, которые пригодятся в жизни. Среди них усидчивость, ответственность, принятие решений, умение запоминать и анализировать информацию.

Причина четвертая. Еще одна причина - отсутствие взаимопонимания в коллективе, напряженные отношения с одноклассниками. Школа в такой ситуации не кажется местом, куда ученик будет стремиться. Он может не рассказывать о том, что творится в школе, но его нежелание туда идти должно насторожить родителей. Может быть, он не нашел общего языка с одноклассниками, у него нет друзей, поэтому в школе он чувствует себя одиноким, а могут быть и случаи буллинга, что очень опасно. Естественно, что некомфортная среда снижает желание учиться.

Причина пятая. У подростков возникают новые проблемы на фоне гормональных изменений. Наталья Селиверстова объясняет, что в возрасте 11-13 лет процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно. Подростков отвлекает любая мелочь, заводит и раздражает порой незначительный пустяк, а вот остановиться, затормозить им непросто. «В таком состоянии очень трудно сосредоточиться на уроках и не отвлекаться, - поясняет психолог. - В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова быстрее устает. Гормональные изменения вызывают резкие смены настроения». Кроме того, на первый план у подростка выходит не учеба, а общение с одноклассниками, внешность и взаимоотношения с противоположным полом.

Как родителям вести себя с подростком? Наталья Селиверстова советует не раздражать лишний раз подростков приказным тоном, а вместо этого стараться общаться на равных. Быть подростком непросто: собственное тело кажется неудобным, физиологическая нагрузка на организм возрастает, и родителям нужно об этом помнить и не требовать невозможного. Однако самое главное, что нужно ребенку независимо от его возраста, - это внимание, любовь и забота родителей. 

(с) Марина Лукьянцева