суббота, 29 марта 2014 г.

Группа добрых поступков

детская дружба

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, хорошо учился и его любили в школе. При этом в голливудских фильмах мы видим, что быть популярным в школе - значит быть красивым и окружить себя свитой, способной на любые подлости и унижения других. Однако исследования психологов показывают, что все не так плохо.

Популярность важна, потому что отражает способность ребенка выстраивать отношения с другими и находить себя в нашем мире, где если не все, то многое решают связи (в хорошем смысле).


Вероятно, когда-то вас самих, как и других учеников, просили написать на бумажке имена трех друзей. Неизвестно, что учителя делали с этими данными, но они весьма полезны, если ими правильно пользоваться. Подобный метод в различных вариациях до сих пор применяется в психологии для оценки популярности.

Например, висконсинское исследование стартовало в 1957 году, когда группа ученых стала собирать разнообразные данные о подростках, опрашивая их самих, их родителей и учителей. Психологов интересовали познавательные способности, успеваемость, состав и социально-экономическое положение семьи. Им предстояло отследить, как будет складываться жизнь школьников в будущем. В исследовании приняло участие более 10 000 человек, сведения о которых собирали также в 1964, 1975, 1993 и 2004 годах. Полученные таким образом материалы используются для нахождения интересных закономерностей. Недавно к этим данным обратились для того, чтобы определить влияние популярности на будущую жизнь.

Одним из критериев стало как раз количество друзей у школьника, оцениваемое двумя способами: по тому, сколько сверстников школьник называет своими друзьями и сколько других школьников называют его другом. Создав математическую модель, которая проанализировала популярность школьников и отношения между ними, ученые выяснили следующее:

► В городках и поселках у школьников больше связей в сравнении со школьниками из крупных городов.

► Теплая семейная атмосфера, особенно со стороны матери, существенно влияет на формирование круга друзей.

► Школьники с высоким IQ перечисляли больше друзей и были более популярны. Впрочем, эта связь не очень сильная.

► Самые сильные связи основываются на схожести вероисповедания, происхождения, места рождения и общем стремлении учиться дальше.

► Определяющим фактором явилось количество сверстников, которые назвали школьника своим другом. Количество тех, кого назвал друзьями сам школьник, не имело значения для будущего.

► Чем популярнее был школьник в школе, тем больше он зарабатывал через 35 лет. Увеличение популярности, то есть каждый дополнительный друг, ассоциируется с двухпроцентным ростом дохода.

Главный вывод исследования - социальные навыки и способности значат больше, чем персональные характеристики и интеллект. Школа, которая занимается интеграцией подростков в коллективе, развивая социальные навыки, увеличивает у них вероятность успеха во взрослой жизни.

Впрочем, другое исследование сравнило братьев и сестер и не нашло никакой связи между популярностью и будущим, указав на важность генетических факторов и воспитания в семье.

Канадские же психологи показали, как ребенку обзавестись друзьями в школе и стать популярным.

Эксперимент проводился в Ванкувере. В нем участвовали 415 школьников в 19 классах. Их средний возраст составлял 10 лет. У них предварительно замерили популярность - опять же задав им вопрос, с кем он или она хотели бы играть и выполнять школьные задания. Затем всех разбили случайным образом на две группы. Одних просили посещать каждую неделю по три разных новых места (парки, торговые центры и прочее) в течение четырех недель, пока длился эксперимент. Дети во второй группе должны были совершить по три добрых поступка в неделю - для любого человека, не обязательно в школе. Какие именно, предстояло решать самим детям, и поступки были простые: обнял маму, когда она была расстроена; отдала свой обед подружке; пропылесосил пол; помогла бабушке готовить обед.

Результаты оказались потрясающими. Школьники из группы добрых поступков приобрели за месяц в среднем 1,6 нового друга, тогда как дети из группы новых мест - 0,7. Такая обретенная популярность, основанная на доброте, означает снижение вероятности издевательств в школе и увеличивает академическую успеваемость. И как мы теперь знаем, даже улучшит финансовое положение через 30 лет.

(с) Борис Зубков