Сергей Луненко в одиночку пытается создать в России рынок автографов знаменитостей. Пока торговля автографами приносит ему доход не более 100 тысяч рублей в месяц, но все только начинается, уверен предприниматель. Осталось убедить отечественных звезд в том, что автографы — это тоже бизнес, а не вежливое одолжение поклонникам.
Сергей Луненко с 18 лет крутится на одной орбите со «звездами». Работал в продюсерских центрах, модельных агентствах, продюсировал группу «Руки вверх», потом напал на золотую жилу организации московских корпоративов и открыл в 2004 году ивент-агентство Open Air. Выстроенные за годы связи с медийными персонами можно считать определенным капиталом, который Сергей решил использовать в своем оригинальном бизнес-проекте по продаже автографов знаменитостей. «Этот рынок очень развит на Западе, в России же мы его создаем с нуля», — говорит он. За рубежом знаменитости (не только певцы и актеры, но и спортсмены) давно продают свои автографы на специализированных ресурсах в сети — таких как Millionairegallery.com, Celebrityauthentics.com и Sportsmemorabilia.com. «Моя задача — создать новый сервис для «звезд», — объясняет Луненко. — У них уже есть своя «обслуживающая когорта»: операторы, имиджмейкеры, стилисты, даже риелторы. Но до сих пор не было связующего звена между ними и поклонниками в сфере автографов».
Идея бизнеса на автографах пришла, когда Луненко наблюдал на корпоративах, как люди, порой весьма солидные и обеспеченные, толпятся перед гримерками в надежде получить «росчерк пера» звезды. «Я подумал, что это очень платежеспособная аудитория, — объясняет он. — Им было бы комфортнее просто купить автограф, тем более что звезды непредсказуемы: ты можешь стоять третьим в очереди, но именно перед тобой закроют дверь без всяких объяснений». На горизонте маячили также другие группы потенциальных покупателей автографов — просто фанаты, жители регионов России и зарубежных стран, которые не всегда могут попасть на выступление любимого артиста. Кроме того, автографы могут покупать в подарок, для оформления интерьеров, в личную коллекцию. Поле предстало непаханое.
В январе прошлого года Сергей создал сайт «Автографомания» и начал продавать взятые у знаменитостей «оптом» автографы. В создание сайта и организацию работы он вложил, по его словам, полтора миллиона рублей, финансовым «донором» стало его ивент-агентство. Модель проста: Луненко договаривается с директорами «звезд» о том, что в определенном месте должна состояться автограф-сессия; это может происходить после корпоратива или в любом другом месте по желанию «звезды» — например, в салоне красоты. «Звезда» расписывается сразу на 20-30 постерах и открытках, изготовленных «Автографоманией», и весь процесс снимается на видео, чтобы можно было легко доказать достоверность подписей. В розницу автографы продаются по 500-800 рублей — в зависимости от того, на открытке или на постере стоит подпись. «Звезда» получает 30% прибыли от продажи автографов, еще треть идет на благотворительность, остальное Луненко берет себе — на развитие проекта. Многие отказываются от денег, тогда их часть также направляется на благотворительность. Все зависит от степени жадности «директората» знаменитости, объясняет автор проекта. Благотворительную деятельность проект сначала вел через фонд «Подсолнух» Тимура Бекмамбетова, но «звезды» часто высказывали недоверие к фондам, и «Автографомания» стала искать нуждающихся людей самостоятельно, в основном через соцсети, и осуществлять точечную поддержку. Не обязательно денежную: например, многодетной семье можно купить шведскую стенку или помочь собрать детей в школу перед началом учебного года.
У проекта нередко возникают трудности со «звездами», которым претит сама идея торговать автографами, признает Луненко. Некоторые отказались наотрез — например, Дима Билан, Андрей Малахов. Сергей даже обращался к знаменитостям с манифестом, разъясняя, в чем смысл проекта, приводя в пример западный шоу-бизнес и делая упор на благотворительную сторону. В манифесте «сдача» автографов сравнивается со сдачей донорской крови: как и донор, артист делает благое дело, делясь «частичкой себя» со своими почитателями.
Впрочем, для самого предпринимателя это в первую очередь бизнес-проект. Прибыль с каждой подписи составляет не менее 150 рублей. Но пока на сайте можно приобрести автографы трех десятков знаменитостей (Рома Жуков, Анфиса Чехова, Настя и Потап Каменские и др.). Поэтому «Автографомания» приносит не более 100 тысяч рублей в месяц выручки. Это только начало, верит Луненко, и старается создать базу потенциальных клиентов. Чтобы привлечь людей на сайт, он написал книгу «Автографомания на 100%: как бесплатно получить автограф». Пользователи могут скачать ее бесплатно, оставив свой электронный адрес; таким образом они попадают в базу и получают затем предложения о покупке автографов. В книге показано, с какими трудностями сталкивается человек, решивший на свой страх и риск взять автограф у «звезды». «Это не только мой опыт, — говорит Сергей, — но и знакомых коллекционеров, имеющих по 15 тысяч автографов: они ездят в специальные автограф-туры по всему миру. Для них это хобби, а не заработок; таких людей в стране единицы». Луненко подчеркивает: охота за автографами — не для слабонервных. Главная опасность — полностью разочароваться в своем кумире после того, как он вас «отошьет», если будет не в духе. «Таких обиженных людей — масса», — отмечает создатель «Автографомании», который сам, работая со «звездами» довольно плотно, относится к ним без подобострастия, но с уважением: «Любой, даже раскрученный человек — это просто работяга. Я знаю, как раскручивались Рома Жуков, Ираклий и другие. Это реально «пахари», которые подолгу сидели без денег, без работы».
Для популяризации темы Луненко издает рейтинги автографов российских и зарубежных «звезд». По итогам работы «Автографомании» самым востребованным оказался автограф группы «Рефлекс». «Наверное, потому что девчонки нормально смотрятся на постерах», — предполагает Сергей. Он считает, что востребованными будут автографы не только певцов и актеров, но и любых медийных лиц, включая известных спортсменов: «Сейчас веду переговоры с агентом Павла Буре: он хорошо знает, как на Западе устроен бизнес на автографах». За рубежом «звезды» не только готовы продавать автографы, но и нередко проводят аукционы на право поужинать в обществе кумира. В России до этого еще далеко. Пока проект продвигать тяжело, сетует основатель «Автографомании»: с одной стороны, многие россияне психологически не готовы платить за подписи, с другой — отечественные «звезды» обесценивают их, привычно раздавая «направо и налево». Но, похоже, трогательная традиция стоять под дверями гримерок и мчаться за «шальным» автографом замеченной в аэропорту «звезды» рано или поздно может уйти в прошлое. «Те российские знаменитости, которые ориентированы на западные рынки, уже давно в теме», — подтверждает Луненко.
Между тем будущее своего проекта он видит не только в торговле автографами: «Автографомания» должна превратиться в большой портал, объединяющий всю информацию об автографах и так называемой мерч-атрибутике, и одновременно интернет-магазин, для которого Сергей сейчас делает «движок». Многие артисты выпускают свои книги, диски, бижутерию. «Например, — поясняет Луненко, — солистка «Рефлекса» Ирина Нельсон — мастер по йоге, она живет в Америке и там выпускает собственные диски с упражнениями, а Юрий Лоза издал книгу о том, как сочинять хиты. Все это можно продавать на нашем сайте — книги, бижутерию, духи от «звезд». Возможное «размытие» первоначальной бизнес-идеи, связанной с автографами, предпринимателя не беспокоит: «звездную» атрибутику можно снабжать автографами, покупка, к примеру, кольца может сопровождаться подарком в виде открытки с подписью звезды. Любопытно, что некоторые артисты сами стали выходить на Луненко с такими инициативами: видимо, идея дополнительной «монетизации» собственной персоны им пришлась очень даже по душе.
(с) Вера Колерова