среда, 5 февраля 2014 г.

7 факторов роста

Вопреки замедлению российской экономики, 2013 род оказался для франчайзинга просто великолепным: число франчайзинговых предприятий в России возросло на рекордные 30%.

По числу франчайзинговых точек в прошлом году Россия обошла Германию (74,6 тыс. против 72,7 тыс.), между тем российская государственная статистическая служба до сих пор никак не измеряет франчайзинг в качестве отдельного вида предпринимательской деятельности. Данные, которые приводятся в этой публикации, — результат масштабного исследования, впервые в российской практике проведенного порталом Franshiza.ru путем анкетирования игроков рынка. Более ранние данные формировались преимущественно на основе экспертных оценок.

Оборот франчайзингового рынка в России пока занимает не столь большую долю в ВВП страны, как, например, в США (там его вклад — почти 10%). Но за последний год эта цифра значительно выросла и превысила 3,5% от ВВП.

В целом можно выделить семь основных факторов, которые определили динамику развития отечественного франчайзинга в прошлом году.


1. БОЛЬШЕ ЛЕГАЛЬНОСТИ

В российском правовом поле наиболее полно суть франчайзинговых взаимоотношений отражает договор коммерческой концессии между франчайзером и франчайзи. Однако с его использованием у игроков рынка возникало множество практических неудобств. Сроки регистрации такого договора в Роспатенте раньше достигали 10-12 месяцев, а до момента регистрации он не считался заключенным. Кроме того, госпошлина за регистрацию договора составляла довольно внушительную сумму — 25 тыс. рублей. Год активной совместной работы Российской ассоциации франчайзинга, Минэкономразвития и Роспатента принес свои плоды: сроки регистрации договора благодаря принятию патентным ведомством нового регламента работы удалось сократить до 2-4 месяцев, а размер госпошлины — до 13,5 тыс. рублей.

Как показало исследование Franshiza.ru, сейчас 55% российских франчайзеров заключают со своими франчайзи договор коммерческой концессии, около 25% работают по лицензионному договору, а остальные используют иные договорные конструкции. Анализ статистики Роспатента показывает стабильный рост числа зарегистрированных договоров коммерческой концессии.

2. НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В прошлом году финансово-кредитный сектор, похоже, по-настоящему разглядел франчайзинг как точку роста в экономике, потому что стал массово выводить на рынок банковские продукты, специально настроенные под нужды франчайзи. Речь идет о программах кредитования на открытие бизнеса по франшизе. Подобные продукты предлагают Сбербанк, ВТБ, Райффайзенбанк, Росбанк и др., а финансовая группа «Лайф» даже запустила программу софинансирования франчайзинговых проектов в рамках специально созданной структуры — фонда «Лайф Франчайзинг». Кроме того, теперь при открытии новых предприятий франчайзи могут воспользоваться специально адаптированными под франчайзинг программами лизинговых компаний.

3. БОЛЬШЕ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ

Появление новых торговых площадей, особенно качественных торговых центров, всегда было витамином роста для франчайзинга. Управляющие структуры торговых центров обычно даже не рассматривают в качестве арендаторов компании с концепциями «no name» (то есть не имеющих известного бренда). Таким образом, франшиза раскрученной концепции для многих предпринимателей становится «ключиком», открывающим доступ к аренде перспективного помещения.

Всего за 2013 год было построено 1,65 млн кв. м торговых площадей, а последний квартал, по данным аналитиков Jones Lang LaSalle, и вовсе продемонстрировал лучшие квартальные показатели за семь лет (800 тыс. кв. м). Примечательно, что 56% этого объема пришлось на города с населением менее миллиона человек.

4. ФРАНШИЗЫ ИЗ РЕГИОНОВ

Рынок франшиз в 2013 году бурлил концепциями, которые зародились и прошли обкатку в регионах, а теперь стали претендовать на статус федеральных. И часто они не являлись пустыми амбициями локальных игроков, а были подкреплены хорошими результатами работы в своем регионе, множеством открытых собственных точек и полной готовностью к тиражированию бизнес-модели с помощью франчайзинга.

На карте России четко выделяются несколько регионов, в которых франчайзинг развивается ускоренными темпами. Это Москва, Московская, Тюменская и Челябинская области, Краснодарский край и Республика Татарстан. Часто это связано с активностью местных властей, которые рассматривают франчайзинг в качестве локомотива предпринимательства и инструмента развития малых городов и низкоконкурентных сфер. Так, в 2013 году правительство Татарстана первым из субъектов РФ приняло решение субсидировать создание франшиз местных предпринимателей. Бюджет программы составил 3,8 млн рублей, и первые проекты уже реализуются.

5. МОДА НА УСЛУГИ

Сфера розничной торговли исторически была основной для российского франчайзинга. Доля торговых франшиз, работающих на рынке, всегда заметно превышала половину. Однако в последние несколько лет наметился перелом. По итогам 2013 года совокупная доля продовольственной и непродовольственной розницы в общей массе франчайзинговых проектов составила 47%. Это произошло в первую очередь из-за того, что резко прибавилось франшиз в сфере услуг бизнесу и населению.

Рост произошел как за счет уже развитых и высококонкурентных сегментов (фитнес, туристические агентства, детские развивающие центры, предприятия индустрии красоты), так и за счет новых для России и инновационных направлений франчайзинга. Так, в 2013 году свою франшизу рынку предложила компания ORRLA, оказывающая услуги в области проведения инвентаризации. На международной арене этот формат франчайзинга распространен и востребован, а для России — новинка. В ушедшем году на рынок также вышло несколько франшиз хостелов. Можно отметить новосибирскую сеть хостелов «Достоевский», которая активно взялась за продажу своей франшизы и уже успела подписать несколько договоров с партнерами. Сеть Narnia вывела на рынок франчайзинга формат хостелов для детей с упором на игры, мультфильмы, книги и анимацию. В сфере развлечений можно выделить веревочный парк «Панда Парк» (сеть маршрутов с веревочными переправами, расположенными на деревьях, на высоте от 1 до 20 метров); эта компания первой в прошлом году запустила франшизу такого формата и привлекла франчайзи.

Среди безусловных лидеров по числу открытых франчайзинговых точек в прошлом году — компания с непривычной для российского рынка концепцией: услуги по тестированию способностей человека по отпечатку пальцев, основанному на специальной методике. Это компания InfoLife, стартап 2012 года, который прирос 300 новыми объектами, а заодно успел выйти на международный уровень — обзавелся франчайзи в Израиле, Австрии, Литве, Киргизии, на Украине. Такая популярность может быть объяснена невысоким порогом на входе в бизнес (от 40 тыс. рублей) и агрессивной рекламной кампанией франчайзера.

Немало владельцев вендингового бизнеса (торговые автоматы) в прошлом году вышли на рынок франшиз с собственным предложением. По сути, приобретение торговых автоматов некоторыми инвесторами рассматривалось как альтернатива экономфраншизам. Некоторые франчайзеры от вендинга добились в прошлом году впечатляющих результатов. Например, сеть постаматов и пунктов выдачи заказов PickPoint открыла за год 100 новых франчайзинговых точек.

6. СМЕНА ВЫВЕСОК

В 2013-м особенно активно использовался так называемый конверсионный франчайзинг. Это когда владелец уже действующего предприятия сходного профиля присоединяется к сети франчайзера и начинает работать под его «зонтиком». Например, международная сеть по продаже букетов и доставке цветов Megaflowers готова принять действующие цветочные салоны, предлагая при этом весь стандартный для классического франчайзинга набор услуг и опций. Сеть фитнес-клубов FitStudio, стартовав с программой конверсионного франчайзинга весной 2013 года, подписала более 30 договоров по открытию фитнес-центров под своим брендом по всей России. А сеть туристических агентств «РоссТур» благодаря системе конверсионного франчайзинга смогла увеличить за год число точек более чем в два раза — на 270 (размер сети достиг 440 агентств).

При этом франчайзер не берет паушального взноса и компенсирует своим франчайзи расходы на внешнее оформление офиса и изготовление вывески.

7. ИНОСТРАННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Прирастал российский франчайзинг и благодаря приходу на рынок международных игроков. Среди них можно выделить американскую сеть кафе-пекарен Wetzel’s Pretzels, которая специализируется на свежих кренделях. Сеть насчитывает более 300 точек по всему миру и рассчитывает на стремительное развитие в России и странах СНГ. Компания «ЭнЭф Рус» получила на 40 лет право развития в России культовой американской сети сосисочных Nathan’s. Известный американский бренд Dippin’ Dots (мороженое в форме мелких шариков, которые формируются путем приготовления в жидком азоте), развивающий свою франчайзинговую сеть с 1999 года по всему миру, наконец-то вышел на российский рынок. В сфере розничной торговли можно выделить американскую обувную сеть Steve Madden, насчитывающую около 500 магазинов по всему миру.

* * *

По прогнозам экономистов, 2014 год будет непростым для экономики России, но опыт 2008-2009-го показал, что кризисные явления только подстегивают развитие франчайзинга. Тем интереснее наблюдать за развитием и изменением этой перспективной модели ведения бизнеса.

(с) Анна Рождественская