Канадской компании Blackberry, которая известна как создатель одноименного смартфона, в этом году исполнилось тридцать. И в последние два с небольшим года общественное мнение с подачи мировых СМИ то и дело «хоронит» ее. Притом что финансовое состояние и рыночные результаты предполагаемого «покойника» очень даже неплохи.
Под руководством двух гениальных предпринимателей — компьютерного инженера Майка Лазаридиса и финансиста Джима Балсилли — фирма, пребывавшая на протяжении десяти лет (с 1985 по 1995) в тени и работавшая на подхвате у шведского гиганта Ericsson, неожиданно ворвалась в сегмент коммуникационных мобильных устройств и за короткое время полностью подчинила своей воле весь рынок Северной Америки. Напору RIM не могли противостоять ни Sony, ни Nokia, ни Motorola, ни бывший патрон Ericsson: на пике успеха канадская компания продавала в США больше смартфонов, чем все остальные производители, вместе взятые.
Даже появление первой модели iPhone в 2007 году ничего не изменило в расстановке сил: спустя два года RIM все еще продавала в два раза больше трубок, чем Apple, контролируя 49% рынка.
Тогда, весной 2009 года, проанализировав финансовое положение канадской компании и структуру ее активов, я предсказал ей самое лучезарное будущее: «У компании в рукаве, помимо не менее привлекательного (чем у Apple) бренда, запрятан еще один козырь: коммуникационные решения под ключ! И это такие решения, что в глазах и корпоративного, и государственного рынка (консервативных по определению) они с легкостью побивают любые технологические рюшечки, предлагаемые китайскими производителями. Так что Лазаридис с Балсилли могут спать спокойно: в обозримом будущем благополучию RIM ничто не угрожает!» Мой прогноз строился на той посылке, что у компании с феноменальным фундаментом в виде эксклюзивных услуг и уникальной по размаху и лояльности клиентской базы, проблем быть не может в принципе.
Однако дальнейшие события стали развиваться по неожиданному сценарию, который лучше всего описывается графиком котировок акций RIM. Не нужно обладать особыми познаниями в биржевом ремесле, чтобы понять очевидное: капитализация компании развеялась по ветру! Если в середине двухтысячных годов торги акциями RIM велись на уровне $140 за штуку, в 2009, когда я делал свой прогноз, — $80, то сегодня котировки упали до семи.
Фондовый рынок никогда не мог похвастаться умением предсказывать события, зато всегда чутко реагировал на важные системные изменения в публичных корпорациях. Факт, что акции RIM обесценились почти до мусорного состояния, однозначно говорит о качественном ухудшении бизнеса Лазаридиса и Балсилли.
О том, что дела у RIM идут из рук вон плохо, широкая общественность узнавала из комментариев мировой прессы. Комментарии эти, начиная с 2011 года, как по негласной команде, становились изо дня в день все мрачнее и мрачнее, а деловая активность канадской компании представлялась не иначе, как сплошная череда тактических и стратегических ошибок.
В 2013 году негативное восприятие общественностью и фондовым рынком бизнеса канадской компании достигло кульминации. 30 января Research In Motion объявил о выпуске долгожданной операционной системы нового поколения BlackBerry 10 и первого смартфона, действующего на этой ОС, — Zio. Лейтмотив реакции СМИ на это событие можно передать одной фразой: «Миленько, но поздно!»
Репутацию канадцев не поддержало даже продвижение на престижнейшей рекламной площадке Америки — телеэфирах Super Bowl3: массовые продажи не задались с самого начала, произошло беспрецедентное затоваривание складов и, как следствие, списание убытков на колоссальную сумму — более миллиарда долларов! Летом СМИ в полный голос заговорили о неизбежном банкротстве Research In Motion и сосредоточились на угадывании имени счастливого покупателя некогда великой компании.
В сентябре прошлого года BlackBerry объявила о сокращении 4,5 тыс. рабочих мест и о продаже компании по остаточной стоимости неведомым провинциальным банкирам из канадского холдинга Fairfax Financial. При этом главным условием готовящейся сделки, по слухам, была ликвидация публичного статуса BlackBerry и выведение ее акций с биржи.
Показательно, что сами «провинциальные банкиры» никак свою грандиозную покупку не комментировали: либо потому, что не знали, что им с BlackBerry делать, либо просто не догадывались о том, что кое-что купили.
Именно в этот момент, в октябре 2013 года, мое терпение лопнуло, и я решил серьезно заняться вопросом «гибели» компании, которой четырьмя годами ранее сам же предрекал безоблачное будущее. В конце концов, развитие событий (вернее — их отражение в прессе и на фондовой бирже) ущемляло мое профессиональное самолюбие. Не только потому, что мой прогноз оказался явно ошибочным, но и потому, что это развитие событий никак не вытекало из объективного положения дел в канадской компании! В том смысле, что цифры финансовой отчетности BlackBerry не соответствовали представлениям здравого смысла о «банкротстве», «крахе», продаже с молотка и вообще пускании по ветру бизнеса, который еще вчера казался незыблемым.
Надо сказать, что прозекторская моя работа вскрыла много увлекательных обстоятельств, напрочь укрытых от внимания широкой общественности. На самом деле обстоятельства эти всегда лежали на поверхности, потому как отражены в финансовой отчетности компании, находящейся в публичном доступе. Проблема, однако, в том, что большинство журналистов (даже работающих в профильной сфере) на финансовую отчетность внимания почему-то не обращают, предпочитая углублять и эксплуатировать уже сложившуюся в общественном поле мифологию.
Прежде чем мы перейдем к анализу реального положения дел в компании BlackBerry, позволю себе небольшое философское замечание: указанный механизм распространения информации в цифровую эпоху — создание социальной мифологемы, которая затем полномасштабно отрабатывается СМИ без учета альтернативных точек зрения, — чреват тем, что создает поистине безграничные возможности для манипулирования общественным сознанием. Проблема в том, что любая социальная мифологема с легкостью запускается в оборот на уровне чуть ли не индивидуальной воли либо воли, отражающей интересы очень ограниченной группы заинтересованных лиц. В результате создается совершенно недопустимая ситуация: в ноосферу вбрасывается некое мнение или оценка, искажающая объективное положение дел благодаря селективному использованию фактов. А далее эта больная мифологема добирает вес и авторитетность уже за счет бездумного тиражирования средствами массовой информации изначально ошибочного посыла. Как следствие, в определенный момент мифологема превращается в глазах общественности в объективную данность, которая, в свою очередь, и начинает определять уже практические действия, как то: уничтожение капитализации, банкротство, искусственное обесценивание бизнеса, диффамация и снижение реального спроса на товары и услуги.
Единственная возможность противостоять этому больному паттерну: указывать по мере сил и возможностей на те самые «случайно» проигнорированные альтернативные точки зрения, а также называть, хотя бы на уровне гипотезы, те лица и силы, которые заинтересованы в тиражировании социальной мифологемы. Именно в этом ключе мне бы и хотелось представить читателям историю о «смерти» компании, которая, на поверку, даже не догадывается о своей кончине.
СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО
Начнем распутывать клубок с самого конца — с продажи BlackBerry финансовому холдингу из Торонто Fairfax Financial. Продажа эта, как мы теперь уже знаем, не состоялась, но фиктивный характер «сделки» был очевиден еще до ее объявления. Очевидность явствует из простого набора цифр.
Согласно последнему годовому финансовому отчету BlackBerry (март 2013 года), активы компании составляли $13,1 млрд, а долговые обязательства — $3,7 млрд. Одной только свободной наличности у BlackBerry было более $1,5 млрд! Вот и скажите на милость: как можно серьезно говорить о банкротстве (или «спасении») компании, у которой море свободных денег, колоссальные активы и столь необременительные долги?
Дальше — больше. Годовой доход BlackBerry $11,7 млрд. Доход Fairfax Financial — $8 млрд. Притом что годом ранее выручка BlackBerry вообще была на уровне $18 млрд. Совершенно очевидно, что «сделка о продаже», если даже она и планировалась на самом деле, была задумана как чисто техническая операция, которая отражала структурные изменения в распределении собственности, но никак не спасительный шаг во избежание банкротства. Между тем в Washington Post мы читаем: «Эта сделка — отчаянная попытка BlackBerry выжить в условиях зубодробильной конкуренции на рынке, который компания по сути сама и изобрела». Реплика принадлежит не абы кому, а вполне авторитетному человеку — профессору университета Св. Иоанна Энтони Сабино.
Конечно, было бы наивно отрицать очевидное — качественное усиление конкуренции на рынке потребительских мобильных гаджетов, которое случилось в 2011 году после массового появления на нем вслед за Apple армии азиатских производителей андрофонов, в первую очередь — Samsung, HTC, LG и Sony. Именно усиление конкуренции привело к качественному снижению доли BlackBerry на потребительском мобильном рынке до символических 3,8% и, как следствие, падению годового оборота.
Есть, все же, небольшой нюанс, который кроется в динамике структуры доходов компании. Продажа смартфонов обеспечила компании в 2013 году 60% доходов. Цифра, безусловно, значительная, однако отнюдь не критическая, особенно с учетом динамики. Годом ранее доход BlackBerry от «компьютерного железа» составлял 74,9% всех доходов, а от услуг — 22,1%. Затем доля гаджетов сократилась на 20%, а услуги выросли более чем в полтора раза (с 22,1 до 35,3%).
Подобная динамика однозначно говорит о стратегической переориентации компании: от рынка потребительских мобильных гаджетов — на рынок корпоративных услуг, где позиции BlackBerry сегодня столь же непоколебимы, что и десять лет назад. О том, что никакой мысли о банкротстве у канадской компании и близко не было, говорит дальнейшее развитие событий.
Как и следовало догадаться, Fairfax Financial не стал заниматься игрой под названием «проглоти великана», а вместо этого совершил загадочно широкий жест: взял и выделил BlackBerry миллиард долларов на развитие! Загадочного, впрочем, в этом жесте ничего нет, если забыть о мифологеме мнимого банкротства и просто присмотреться к действующим лицам.
Создателем, председателем правления и генеральным директором финансового концерна Fairfax Financial является индус Прем Ватса, который с января 2012 года входил в совет директоров BlackBerry. Прем Ватса также был (и остается поныне) крупнейшим акционером BlackBerry. В августе 2013 года Ватса из совета директоров вышел, но ни одной акции компании не продал. В сентябре была анонсирована «покупка» BlackBerry за $4,7 млрд, результатом которой стало два события: предоставление ссуды на миллиард канадских долларов и полная смена руководства компании!
Сопоставление всех фактов однозначно указывает на то, что интрига с «банкротством» — не более чем камуфляж для перераспределения финансовых интересов в BlackBerry. В ноябре 2013 года Прем Ватса формально возглавил компанию, получив странную должность «Ведущего директора, ответственного за компенсации» (Lead Director and Chair of Compensation), генеральный директор Торстен Хайнс был смещен, а на его место пригласили ставленника Према Ватса — Джона Чена.
Как только кадровая революция завершилась, миру открылись совершенно иные цифры. Уже в первом своем публичном обращении Джон Чен, вспомнив крылатую фразу Марка Твена, уверил акционеров и инвесторов, что «слухи о смерти компании оказались сильно преувеличенными». Неожиданно выяснилось, что у «банкрота» в августе 2013 года было ни много ни мало $2,6 млрд свободной наличности, а в конце осени — уже более трех миллиардов! И это не считая миллиарда, полученного «на развитие» от Fairfax Financial!
Руководство компании, видимо, посчитало, что одного заявления для приведения в чувство общественного мнения и фондового рынка недостаточно, поэтому в декабре 2013 года Джон Чен опубликовал обширное открытое письмо, в котором окончательно раскрыл все карты. Внезапно оказалось, что финансовое положение компании сегодня крепко, как никогда за последние четыре года, а все разговоры о «банкротстве» — не более чем информационная война, развязанная конкурентами. Мир также узнал, что новое руководство не собирается ничего менять в уже сложившейся структуре бизнеса, который, как и ранее, будет развиваться по четырем направлениям: корпоративные услуги (Enterprise Services), сервис сообщений (Messaging), встроенные устройства (QNX Embedded) и мобильные гаджеты (Devices). Единственная метаморфоза — перенос приоритетов с мобильных гаджетов на корпоративные услуги, очевидность которого уже наглядно продемонстрировали цифры последнего годового отчета.
Предпосылками к сохранению всей деловой инфраструктуры и стратегических направлений бизнеса BlackBerry служит чрезвычайно прочная клиентская база, которая не то что не изменилась за последние два года под ковровой бомбардировкой ангажированных СМИ, но даже усилилась. Да еще как усилилась! В успешном (с точки зрения продаж на рынке потребительских мобильных устройств) 2009 году у BlackBerry было 25 млн подписчиков почтовых и коммуникационных услуг, в 2010 — 41, в 2011 — 70, в 2012 — 77, в 2013 — 79 млн. Сегодня у компании 80 тыс. корпоративных клиентов (!) и эксклюзивный сертификат «Authority to Operate» от Министерства обороны США (это означает, что работникам этого ведомства разрешается использовать для служебных целей только гаджеты BlackBerry). Клиентами BlackBerry являются также все правительственные структуры всех семи государств, входящих в G7! И все это помимо сервиса BlackBerry Mail, на который только за последние два месяца подписалось 40 млн новых пользователей iOS и Android!
Если определять позиции BlackBerry на корпоративном рынке в 2013 году одной фразой, то они — сокрушительные: компания контролирует 90% мирового рынка мобильных устройств в корпоративном секторе! Самое, однако, главное — перспективы развития в этом направлении, которые у BlackBerry беспрецедентно безоблачные. Причина: мобильные гаджеты компании оказались единственными в мире, сумевшими выдержать подрывной натиск Агентства национальной безопасности США!
Благую весть о том, что АНБ благополучно взломала все айфоны и андрофоны, миру принес Эдвард Сноуден. В опубликованной секретной переписке шпионских ведомств США проскальзывала бравада для внутреннего пользования о том, что удалось, дескать, нащупать дорожки к взлому почтовых сервисов BlackBerry (так называемому BES — BlackBerry Enterprise Server). Эту сенсационную утку тут же подхватил и растиражировал немецкий журнал «Шпигель», но добился прямо противоположного результата. Немецкие компетентные ведомства тут же организовали проверку информации с пристрастием, после чего выдали однозначный вердикт: на взлом сервисов и мобильных устройств BlackBerry усилиями всех существующих сегодня вычислительных мощностей потребуется 149 миллиардов лет! Поэтому Агентству национальной безопасности США предлагается расслабиться и не смущать мировую общественность дезинформацией.
Практические последствия этого расследования не заставили себя ждать: правительство Германии в срочном порядке закупило 40 тыс. смартфонов BlackBerry Z10, одновременно запретив использовать всем государственным служащим андрофоны и, тем более, — айфоны. Один из Zio торжественно вручили Ангеле Меркель, которая теперь с гордостью демонстрирует прессе при каждом удобном случае свой BlackBerry с выгравированным на заднике национальным гербом.
Полагаю, мы привели достаточно данных для дезавуирования мифа о смерти BlackBerry, несколько лет кряду засоряющего мировое информационное пространство. Осталось ответить на последний и — как всегда! — самый главный вопрос: cui bono? Кто те самые загадочные «конкуренты», которые, по словам Джона Чена, методично уничтожали репутацию BlackBerry в общественном поле?
Ответ гораздо проще, чем кажется, поскольку содержится в самом вопросе (cui bono?). Совершенно очевидно, что в устранении BlackBerry с рынка заинтересованы прямые конкуренты, в первую очередь — Apple, Samsung, Sony, Google, LG, HTC. Сюда же можно добавить и лобби мобильных операторов, которым стратегия прямых продаж (direct sales) BlackBerry всегда стояла костью поперек горла.
Мне сложно представить, чтобы какой-либо бизнес-структуре, независимо от ее финансовых возможностей и капитализации, оказалась под силу организация столь масштабной кампании по дискредитации. Полагаю, что наиболее вероятным заказчиком выступает какое-то влиятельное государственное ведомство, чьи возможности оказывать давление несопоставимо выше, чем у предпринимательской братии.
Самым вероятным кандидатом мне видится как раз Агентство национальной безопасности США, обломившее зубы на системе безопасности BlackBerry Enterprise Server. В пользу этой гипотезы говорит и совпадение сроков начала дискредитационной кампании против BlackBerry с активизацией безразборной и повальной слежки АНБ за своими союзниками и противниками.
В мое допущение также хорошо вписывается и канадское происхождение BlackBerry, лишающее американскую агентуру возможности силового шантажа и прямого воздействия по примеру того, как были обработаны Microsoft, Apple, Google, а также все американские мобильные операторы. Канада традиционно является вотчиной британских и французских интересов (и разведок!), поэтому так вот запросто прийти в офис BlackBerry и сделать предложение, от которого невозможно отказаться, для АНБ было бы затруднительно. Гораздо эффективнее была бы кампания по дискредитации бизнеса, не последнюю роль в которой сыграло и распространение дезинформации о взломе сервисов BlackBerry.
Как бы там ни было, но главная моя мысль остается за пределами конспирологических игр: компания BlackBerry жива-здорова, не умерла и не обанкротилась! А это уже само по себе хорошее известие!
(с) Сергей Голубицкий