суббота, 21 декабря 2013 г.

С вещами на выход


В декабре 2014-го истекает срок действия мандата войск международной коалиции в Афганистане. Как вывезти из страны армейское имущество, накопленное более чем за десять лет?

Страны международной коалиции отправляли последние двенадцать лет в Афганистан своих солдат не с пустыми руками. Ведь в месте дислокации военнослужащие строили для себя склады и госпитали, почтовые отделения и фитнес-центры, церкви и прачечные. А поэтому везли с собой танки и винтовки, музыкальные инструменты и телефоны, офисные стулья и даже стульчаки для унитазов.

Теперь все это надо отправить обратно. Причем в течение года: мандат Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) заканчивается в декабре 2014-го. Крайне короткий срок для отступления из страны, где операция длится дольше, чем Первая и Вторая мировая, вместе взятые.


До конца следующего года Афганистан должны покинуть все боевые части ISAF, забрав с собой по меньшей мере 70 000 единиц транспорта и 120 000 контейнеров.

Один лишь германский бундесвер накопил за эти годы в Афганистане 1700 единиц транспорта и 8000 контейнеров имущества. Но все это мелочи по сравнению с масштабом задач, стоящих перед Пентагоном.

Оценить размах проблемы можно в Ваграме, что в 65 километрах к северо-западу от Кабула. В годы Афганской войны здесь был советский военный аэродром. А сегодня — крупнейшая авиабаза США и сил международной коалиции. Именно в этом месте в 2001 году высадились первые военные подразделения американской армии. Теперь тут на километры тянутся ряды разноцветных контейнеров — синих, красных, зеленых.

Именно сюда свозится большая часть американского вооружения, которое «подлежит передислокации». Гигантские парковки под открытым небом забиты военной техникой — с нее надо сначала снять все вооружение, а потом продезинфицировать (!), разобрать и отправить обратно в США.

Сортировщики, мойщики, инспектора, автомеханики, водители контейнерных погрузчиков — все работают круглые сутки. Потому что иначе никак. В конце концов, речь идет о крупнейшей передислокации техники и вооружения в современной военной истории.

Каждая бронемашина, оснащенная противоминной защитой, состоит из 17 компонентов — от орудийной башни до бортового компьютера. Таких отдельных узлов здесь насчитывается уже более миллиона. Все они должны пройти цикл учета, демонтажа и дезинфекции. Между тем каждый день в Баграм прибывают тысячи новых единиц вооружения с других военных баз.

Нечто похожее происходит и на военной базе в Мазари-Шарифе, что на севере Афганистана, — главном транспортном узле германского бундесвера.

На складах в Ваграме работают команды специалистов из бригады Центрального командования Вооруженных сил США по восстановлению материальной части. Они на месте решают, что отправить назад за океан, что передать афганской армии, что продать местным торговцам, а что выбросить на свалку. Решения это прежде всего финансовые: все, что слишком дорого вывозить, оставят в Афганистане. Но при всем стремлении сэкономить американцам все равно придется потратить на передислокацию более шести миллиардов долларов. Впрочем, это не так уж дорого, учитывая общую стоимость вывозимого вооружения: 36 миллиардов.


Сержант Эрик Хилл из бригады по восстановлению материальной части проверяет, не осталось ли в машинах оружия и боеприпасов. Если он чего-то не заметит, то весь конвой может застрять на первом же пограничном пункте. Поэтому сержант с помощью специальной эндоскопической камеры заглядывает во все щели, освещает фонариком все углы, по несколько раз перекладывает каждый кабель. Для него эта работа — прикосновение к войне, ведь почти все машины участвовали в боевых действиях. «У каждого патрона, который мы находим, есть своя история», — говорит Хилл в интервью американскому военному телеканалу.

«В Ираке мы стали бакалаврами логистики, а в Афганистане защищаем докторскую диссертацию», — добавляет бригадный генерал Ли Леви, координирующий работу по сортировке вооружения перед отправкой.

И правда: в Афганистане задачи перед американцами стоят гораздо более сложные, чем в Ираке. Когда они уходили оттуда в 2011 год}', боевые действия в стране практически прекратились. А в афганских горах до сих идут бои. «Стабильно тяжелой» назвал ситуацию в стране тогдашний министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле во время своего визита в Афганистан летом 2013-го.

Выводить войска из страны, в которой продолжается вооруженный конфликт, — как переходить пропасть по канату. Командиры должны, с одной стороны, позаботиться о том, чтобы у солдат было оружие и боеприпасы. А с другой — держать в уме график вывода войск.

Но это далеко не единственная проблема. Вывод войск из Афганистана гораздо сложнее и с точки зрения политики и географии.

Из Ирака грузы можно было спокойно отправить морем через соседний Кувейт. А у Афганистана нет выходов к морю. Больше того, в этой горной стране — и прежде всего в ее стратегически важной восточной части — очень плохие дороги.

Поэтому все вооружение, включая огнестрельное оружие, американцы повезут на самолетах.

Но такие перелеты стоят недешево, к тому же вместимость транспортных самолетов ограничена. Так что даже американцам, несмотря на всю мощь их военно-транспортной авиации, большую часть техники придется вывозить на грузовиках и по железной дороге. Но и этот путь через соседние страны опасен и полон препятствий.

Ближайший порт — Карачи в Пакистане. Там военную технику и контейнеры можно было бы погрузить на корабли. Но власти этой страны то и дело закрывают границу с Афганистаном. После того как в ноябре 2011 года в результате авиаудара НАТО по пакистанскому блокпосту погибли местные военные, граница с Афганистаном была закрыта на целых восемь месяцев. Так что командование ISAF не особо верит обещаниям Исламабада обеспечить транспортный коридор.

Северный маршрут, которым иногда пользуется и немецкий бундесвер, ведет в Узбекистан. Тем более что недавно открыто железнодорожное сообщение между Мазари-Шарифом и городом Хайратон на афгано-узбекской границе. Из Узбекистана грузы транзитом через Россию можно отправить в порты на Балтийском море. Но и такие перевозки стоят денег.

Однако главная проблема, связанная с использованием маршрута через Узбекистан, состоит в том, что американцам надо добираться на север до границы с этой страной через перевал Саланг — по туннелю, построенному советскими специалистами в начале 1960-х на высоте 3400 метров над уровнем моря. Этот перевал моджахеды считали идеальным местом для засад еще во время вывода советских войск из Афганистана в 1989 году. К тому же зимой дороги здесь покрываются льдом, а с окрестных гор сходят лавины. Четыре года назад одна из них унесла жизни 166 человек.

«Примерно девяносто процентов нашей техники и вооружения дислоцированы к югу и к востоку от Саланга», — говорит в интервью «Нью-Йорк Таймс» американский генерал-майор Курт Стайн, отвечающий за логистику Пентагона на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Он считает ненадежным маршрут через Саланг, ведь даже незначительная авария в высокогорном туннеле может надолго заблокировать весь путь к афгано-узбекской границе.


Значит, американцам все-таки придется уходить через Пакистан? Две трети своих грузов США планируют доставить на грузовиках в Карачи. Но и на этом маршруте ситуация с точки зрения безопасности — критическая. Талибы уже не раз атаковали транспортные колонны на афгано-пакистанской границе, и вряд ли они перестанут нападать на конвои в сложившейся ситуации. Опаснее всего дорога через Хайберс-кий проход — она ведет в регион, который называется Территорией племен федерального управления, или «зоной племен». Пакистанская армия эту местность не контролирует — там господствуют талибы.

Вывод войск из охваченного войной Афганистана уже не раз оборачивался катастрофой. В 1989 году советская армия только за последние полтора месяца пребывания здесь потеряла тридцать девять человек. Они погибли от пуль моджахедов или оказались погребенными под снежными лавинами у перевала Саланг.

А за полтора века до этого, в январе 1842 года, генерал-майор Уильям Элфинстон решил вывести из Кабула британский экспедиционный корпус, истерзанный атаками афганских повстанцев, и через Хурд-Кабульский перевал выйти к хорошо укрепленному Джелалабаду. Войско вместе с обозом насчитывало семнадцать тысяч человек: солдаты, женщины, дети, многочисленный обслуживающий персонал.

До места назначения удалось добраться лишь одному британцу и горстке сипаев. Всех остальных вырезали повстанцы.

(с) Ян Хенне