суббота, 21 декабря 2013 г.

Спасите, кто может!


Немало путешествий по Исландии заканчиваются звонками в службу спасения. Потому что автотуристы и любители пеших походов часто недооценивают опасности, которые таит в себе дикая природа. И переоценивают свои силы. Один день из жизни местных спасателей.

Сентябрь, южное побережье Исландии. Ясный день, последний отголосок короткого северного лета. На небе ни облачка. Вокруг изумрудные луга. Струи водопадов серебряным серпантином низвергаются со скал к востоку от городка Хедла. Лишь на вершинах ледников белеет снег. Ничто не предвещает беды.

В 14:10 у Стефауна Смаури Аусмюндарсона звонит мобильный телефон. Вообще-то у него сегодня выходной. Но диспетчерская спасательной службы сообщает: очередные туристы попали в беду. Двое, мужчина и женщина. Увязли на машине в снегу в горах примерно в 200 километрах отсюда. Так что отдохнуть не удастся.


23-летний менеджер с выбритыми узорами на коротко стриженной голове — спасатель-волонтер. На краю Хедлы белеет здание спасательной станции. На фасаде надпись Flugbjorgunarsveitin — «Союз авиаспасателей». Для исландского языка это еще короткое слово. Знать его необязательно. Главное — помнить номер телефона службы спасения: 112.

Каждый год Спасательная служба Исландии ICE-SAR, объединяющая около ста добровольных союзов, включая «Союз авиаспасателей», регистрирует до полутора тысяч вызовов. Природа острова не дает скучать волонтерам. Обязанностей у них много: патрулирование дорог, помощь при авариях, спасательные работы в горах и на воде, а также в случае стихийных бедствий — извержений вулканов или наводнений. Это они прочесывают ледники в поисках пропавших без вести. Охраняют от любопытных дымящиеся вулканы. И вытаскивают на буксире застрявшие в грязи машины с незадачливыми туристами.

Чаще всего экстренные вызовы поступают от иностранцев. Хотя здесь и не принято обращать внимание на гражданство тех, кто попал в беду. Может показаться, что исландские спасатели стесняются признавать, что именно из-за легкомысленных иностранцев им приходится постоянно держать наготове группу из 3000 человек. Возможно, добродушные островитяне не хотят обижать гостей, чья беспечность иногда оборачивается трагедией.

Каждый год в Исландии гибнут люди. Типичная причина — плохая подготовка и недооценка опасностей. В одной лишь зоне ответственности спасателей из Хедлы уже произошла серия несчастных случаев. Например, летом 2004 года молодой израильтянин отправился в джинсах и курточке погулять к горячим источникам в горах Ландманналёйгар. Через час его застигла снежная буря. Когда он дозвонился до спасателей, у него уже не было сил говорить. Его замерзшее тело нашли через девять часов после звонка.

С 2005 года в этом районе утонули четверо туристов. Все они отклонились от маршрута и пытались переправиться через крупные реки. Весной 2010-го, когда вся страна съехалась полюбоваться на извергающийся Эйяфьядлаёкюдль и спасатели едва успевали контролировать поток туристов, трое жителей Рейкьявика сбились на машине с дороги и застряли на пол-пути к вулкану. Двое попытались выбраться пешком, но заблудились и погибли от холода. В августе 2011 года в озере Блёйтюлоун затонул фургон с чешскими туристами. К счастью, водитель смог спасти всех 11 пассажиров. Но, по мнению местных жителей, он же сам и был виноват в аварии, потому что решил переехать реку в опасном месте. Чуть позднее при переправе через ледниковую реку Скиндидалсау течение унесло машину с супружеской парой из Швейцарии. Им удалось вскарабкаться на крышу и набрать номер 112. Их спасли.

Сегодня вечером Стефауну предстоит сравнительно простая операция по эвакуации. Правда, до поискового района три часа езды. С запасом спешно купленных в дорогу шоколадок он сидит рядом с водителем в мощном пикапе с колесами высотой по пояс даже рослому исландцу. И двигателем в 300 лошадиных сил. За рулем — Валюр Харальдссон, седой спасатель-ветеран с более чем 40-летним стажем. На ногах у него сандалии — так удобнее давить на газ. Проехав короткий отрезок по Окружной дороге на запад, они сворачивают направо на грунтовую трассу F26 — популярный горный маршрут Спренгисандюр. Буква F перед номером — предостережение для туристов. Она означает Fjallavegur, «грунтовая горная дорога». По таким трассам, отходящим в глубь острова от асфальтированных шоссе, можно проехать только на внедорожнике. Многие из них — настоящее испытание для водителя. Тут требуются навыки вождения по снегу, грязи, льду. И умение переправляться через реки. Горные трассы открыты всего два месяца в году. Наверное, именно поэтому они и притягивают любителей острых ощущений со всей Европы, в основном не подготовленных к такому экстриму.

Спасательный пикап заносит на каждом повороте пыльной грунтовки. Того и гляди перевернемся. Но Валюр молча крутит руль. Вокруг простирается бурая каменистая пустыня без конца и края — километр за километром, час за часом. Мы здесь совершенно одни. Если в горах с тобой что-нибудь случится, искать помощи негде. Нет ни пунктов экстренного вызова, ни бензоколонок. Есть, конечно, кемпинги, но немного. И в сентябре они уже закрыты. Снаружи завывает ветер. Теперь понятно, зачем Стефаун надел форменные непродуваемые брюки.

Картину дополняют заснеженные горы на горизонте. Дорога пролегает между самым большим на острове ледником Ватнаёкюдль и третьим по величине — Хофсйёкюдль. Выглядят они впечатляюще. Но еще эффектнее — внезапная метаморфоза, которая происходит с ними за полчаса до того, как мы прибываем на место. Неожиданно небо темнеет, словно наливаясь свинцом. Все застилает снежная пелена. И величественные белые вершины вдали в мгновение ока приобретают жутковатый вид.


Впереди на дороге разлился мутный ручей. Такие сюрпризы природы здесь в порядке вещей. Валюр, сбросив скорость, медленно ведет машину через поток. «Это Исландия. Тут надо быть готовым ко всему», — хладнокровно констатирует Стефаун. Но многие туристы не готовы. При переправе через реку главное — осторожность. А неопытные водители в такой ситуации совершают классическую ошибку: резко «газуют». Одни от страха, другие ради спортивного интереса.

Еще через несколько километров дорога целиком скрывается под снегом. Он выпал два-три дня назад, определяют спасатели. Им пришлось потратить три часа, чтобы добраться до пострадавших. Впереди — полноприводная «Тойота Ленд Крузер» с двигателем в 190 лошадиных сил. На такой машине можно проехать по любому бездорожью — теоретически. Сейчас она намертво увязла в снегу. Рядом двое — молодая пара из Голландии. Прыгают с ноги на ногу, пытаясь согреться.

«Наконец-то!» — кричит девушка в джинсах и штормовке с капюшоном. Тон у нее слегка раздосадованный. Им пришлось прождать целых четыре часа — слишком долго, считает она. И не понимает, что на самом деле им сильно повезло. Во-первых, они застряли там, где мобильный телефон еще ловит сеть. Во-вторых, это произошло прямо на трассе, а потому их легко найти. К тому же она явно не знает, что выезжать на эту дорогу в сентябре — большой риск. Временные посты в горах действуют только в июле и августе. А потом спасатели возвращаются на базовые станции.

Девушка возбужденно рассказывает, как все произошло: внезапно начался снегопад. Намело сугробы. Что они только не делали, чтобы выбраться! Но безрезультатно. Она смеется и, показывая спасателям на их пикап, говорит с видом знатока: «Ну, с такой машиной это, конечно, не проблема».

Ее спутник стоит в стороне. И отрешенно смотрит вдаль. Кажется, ему стыдно и за себя, и за свою «половину», изображающую бывалую участницу трофи-рейдов. Молодой человек бурчит себе под нос: он и понятия не имел о маршруте, это все его подруга, она хотела устроить ему сюрприз.

Исландцы слушают их с каменными лицами и молча закрепляют буксировочный трос. Через пять минут машина голландцев снова на ходу.

За спасение надо платить. На этот раз — 50 тысяч крон, примерно 310 евро. Стоимость зависит от километража и технических расходов. Но когда речь идет о спасении человеческой жизни, исландцы работают бесплатно. Негнугщимися от холода пальцами голландцы подсчитывают деньги, путаются в банкнотах, спорят. И потом признаются: выкроить из бюджета поездки такую сумму они не могут. Они платят аванс в 5000 крон и обещают завезти остальное в Хедлу потом.

Для спасателей это привычная ситуация. Они фотографируют арендованную туристами машину и записывают их телефон. Голландская пара в Исландии впервые. И сразу на десять дней. Хорошо ли они подготовились к такому заезду? Само собой, отвечает девушка. Турагентство в Нидерландах заверило, что на такой машине можно будет без проблем преодолеть маршрут. А она вообще когда-нибудь водила джипы по бездорожью? Конечно. «Каждую зиму ездим кататься на лыжах в Австрию».

Прогноз погоды в Исландии доступен в интернете. Информация обновляется каждый день. Но и лучшие справочные ресурсы не могут уберечь от беспечности и самонадеянности. Многие туристы считают, что взятый напрокат внедорожник — стопроцентная гарантия от всех напастей. А некоторые чувствуют себя так уверенно, что сознательно игнорируют предупредительные и запрещающие дорожные знаки.

Голландская туристка — особо тяжелый случай. «Машина тут ни при чем, — лаконично замечает Стефаун на обратном пути. — Просто дамочка не умеет ездить по снегу». Увязнув в сугробе, она резко дала газу — типичная ошибка неопытных водителей. Колеса пробуксовывают, из-за трения снег нагревается и становится еще более рыхлым.

Его невозмутимость поразительна. Разве его это не злит? Нет, отвечает он, иногда среди туристов попадаются такие растяпы, что даже смешно. Некоторые, например, упорно едут туда, где до них уже явно застревала другая машина — это видно по следам шин. В мае было аж пять таких вызовов за два дня из одного и того же места. Некоторым нужно было просто объяснить, как переключиться на полный привод, когда колеса завязли.

Уже в темноте Валюр паркует пикап у гаража спасательной станции в Хедле. Ребятам еще нужно помыть служебную машину. Но, к счастью, у них есть помощники. Каждый вторник по вечерам и каждое субботнее утро члены союза спасателей собираются на станции. Но сейчас тут сидит подрастающая смена и смотрит видеозаписи гонок на снегоходах. В гараже рядом с большеколесным пикапом стоят тяжелый внедорожный грузовик «Унимог», гусеничный вездеход и огромный тягач. Техники копаются в запасном двигателе размером с половину легковой машины. Рядом на кухне пьют кофе несколько пенсионеров. В составе спасательного союза — восемьдесят действующих участников. Но на бумаге в него входят почти все 750 жителей Хедлы. В глубинке это дело чести, говорит командир отряда Сванюр Лаурюссон.

Все это немного похоже на развлекательный клуб для больших мальчиков, не наигравшихся в детстве. Они и сами не скрывают, что сюда их привело еще и желание посидеть за рулем мощных машин. Сванюр решил стать спасателем, потому что союз отправляет людей для охраны ежегодного внедорожного ралли «Формула оффроуд». Этот спорт придумали в Исландии. Возможно, гонки по бездорожью на автомобилях, напоминающих гибрид джипа и трактора, вдохновляют туристов на безумства.

Стефаун в союзе спасателей с детства. Он всегда увлекался экстремальными развлечениями на природе. Да и сейчас гоняет на снегоходе в поисках заплутавшего туриста, который не может объяснить, где он. Для спасателей это самая большая «головная боль». Заблудившиеся часто не могут указать даже приблизительные ориентиры. Или, затерявшись где-то в тумане и промерзнув до костей, твердят по телефону только название вершины, на которую собирались совершить восхождение. Тут важно задавать правильные вопросы. Этому учат на специальных курсах. Кроме того, спасатели получают базовые знания по первой медицинской помощи, осваивают технику экстремального вождения и альпинистские приемы, чтобы вытаскивать пострадавших из трещин в ледниках. Подготовка спасателя первого класса занимает до двух лет.

Сегодняшняя операция—короткая запись в журнале регистрации вызовов. При этом Стефаун говорит, что для него каждый вызов — испытание. И риск поссориться с подругой. Ведь порой родным приходится сутками ждать возвращения спасателей. Так было в январе 2011-го, когда немецкий турист в пургу отбился от двух товарищей по пути к новому кратеру вулкана Эйяфьядлаёкюдль. Полторы сотни спасателей искали его 40 часов. И нашли в пещере под вершиной. Живого. Его мобильный телефон провалился в ледниковую трещину в 200 метрах от него. Но, к счастью, не отключился. По его сигналам и определили местоположение пострадавшего.

На радостях спасенный забыл в горах рюкзак. Сванюр Лаурюссон, руководитель спасательной станции в Хедле, одолжил ему один из своих. «Кстати, неплохой рюкзак, — говорит он. — Этому парню повезло, что мы его вообще нашли». И спасли ему жизнь. Вот только рюкзак он до сих пор так и не вернул.

(с) Мартина Виммер