вторник, 20 августа 2013 г.

Торговый путь

В 2013 году ГУМ празднует двойной юбилей: 120 лет со дня открытия здания Верхних торговых рядов и 60 лет ГЛАВНОМУ универсальному МАГАЗИНУ страны. Прекрасный повод познакомиться с «юбиляром»!


ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ. НАЧАЛО

Среди торговых заведений России конца XIX века у Верхних торговых рядов, расположенных в старинном центре Москвы, всегда был особый статус и история. Крупнейший в городе пассаж (крытая улица с магазинами) с первых дней работы занял важное место в экономической жизни России и по сей день не растерял своего влияния и величия.

Торговая аура витала над этим местом много веков подряд. До появления рядов здесь располагались бесконечные закутки и лавчонки, где шла шумная и бойкая торговля всем на свете. Спрятанные за корявым, но горделивым фасадом ларьки больше напоминали восточные базары Турции, нежели цивилизованные ярмарки западных стран. Ситуацию нужно было кардинально менять!


Новые торговые ряды должны были стать модной и продвинутой европейской торговой площадкой, но с «русской душой». Большой международный конкурсный проект чертежей первого здания выиграл архитектор Александр Померанцев. 2 декабря 1893 года, спустя всего четыре года с начала строительства, Верхние торговые ряды были открыты: ажурная крыша, или «стеклянные небеса», Владимира Шухова над головой, собственная электростанция и артезианская скважина, отделение телеграфа и банка, рестораны и парикмахерские, выставочные залы и ателье — это был прогрессивный город в миниатюре.

Всю площадь поделили между торговцами — но уже не на лавки, а на салоны. В 322 отделах магазина, расположенных на трех этажах, имелись практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Места сдавались наиболее престижным фирмам. Список первых арендаторов — настоящий парад роскоши зажиточной России: шелковые и парчовые ткани братьев Сапожниковых, часы Михаила Калашникова, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокар и т. д. Салоны поражали прекрасной мебелью, обилием зеркал и богатой отделкой. Вместе с тем на верхних этажах линий товары были отданы более демократичным фирмам.

1917 ГОД: ЗАКРЫТО!

Оазис благополучия был разрушен в 1917 году, когда в здании Верхних торговых рядов, «таких-сяких купеческих хоромах», расположился Наркомпрод Александра Цюрупы, устроив здесь склад продотрядов и столовую. Здание зажило монотонной, однообразной жизнью, «духом торговли» и не пахло. Здесь стало холодно, сыро, погас свет...

ГОДЫ НЭПА - ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

В 1921 году с переходом российских предприятий на самоокупаемость в Верхние торговые ряды возвратилась торговля, что стало предвестником к появлению современного ГУМа — Государственного универсального магазина. Рекламными плакатами торгового центра работы Владимира Маяковского и Александра Родченко была заклеена вся Москва. Появление универмага-трендсеттера соответствовало духу времени — во многих городах страны появились свои местные ГУМы.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Решающим в судьбе ГУМа могло стать принятое в 1935 году Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б) постановление о Генеральном плане реконструкции Москвы. Документ предписывал вдвое расширить Красную площадь, а торговый пассаж мешал амбициозным планам. Сноса не произошло, однако торговое здание было закрыто.

Во время Великой Отечественной войны в помещениях ГУМа располагались государственные учреждения. В День Победы 9 мая 1945 года именно из здания ГУМа диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан передал в эфир долгожданное сообщение о капитуляции фашистской Германии.

После войны угроза сноса вновь нависла над историческим зданием. По планам правительства здесь должны были возвести обелиск Победы. Избавиться от огромного комплекса оказалось технически сложно, и, пока шло судьбоносное обсуждение, ГУМ продолжал свое существование.

После смерти Сталина «новый курс» на преобразование страны взял Никита Хрущев, решивший реконструировать ГУМ. Отремонтированное здание было открыто в 1953 году. Это время называют вторым рождением универмага. Над проектом работала целая армия архитекторов, художников, строителей, мраморщиков... Структура нового торгового зала универмага. состояла из 11 отделов: от текстильных товаров до посуды, а ассортимент насчитывал более 30 000 наименований продукции.

В день официального открытия в холле ГУМа выстроились гигантские многочасовые очереди, которые пришлось регулировать милиции. В то же время в народе появилось новое сленговое словечко — «гуманисты». Так называли страстных поклонников шопинга в ГУМе.


СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Зловещая партийная «карма» и очередная взбалмошная угроза вновь нависли над ГУМом в середине 1960-х. Причиной стал рост кризиса в экономике страны. Призыв «Не место торжищу рядом с национальными святынями — мавзолеем и Кремлем!» гремел по стране. Легенда гласит, что от исчезновения ГУМ спасла преданная клиентка, регулярно пользовавшаяся услугами здешнего ателье. Узнав о ликвидации, супруга высокопоставленного промышленного чиновника упросила мужа «прекратить беспредел». Уже на следующий день приказ был отменен.

ОАО ГУМ

Знаменательным моментом в истории торговых рядов стало преобразование ГУМа в открытое акционерное общество «Торговый дом ГУМ» в 1993 году. Примечательно, что спустя ровно 100 лет былое общество купцов-акционеров вернулось к первоначальной форме деятельности. Чтобы поздравить ГУМ с днем рождения, на Красной площади впервые собрались не участники манифестаций или политики, а деловые люди со всего мира, культурные деятели и представители науки.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Несмотря на признанный успех, почетный статус и торговое влияние, ГУМ находится в постоянном развитии. Это не просто универмаг для людей, готовых жить в развивающемся обществе комфортного потребления, но и огромный торгово-развлекательный комплекс, провести целый день в котором — сплошное удовольствие. В оригинальных интерьерах универмага проводятся культурные мероприятия и светские рауты, регулярно устраиваются художественные экспозиции и громкие арт-события.

Доброй зимней традицией стало открытие ГУМ-Катка, а отражением эпохи «советского шика» — открытие Гастронома Номер 1, кафе «Фестивальное» и Столовой Номер 57.

Сегодняшний ГУМ живет, будто никогда не попадал в передряги, не переживал кризисов, потерь и катастроф. Это не просто магазин, в котором можно купить практически что угодно, а квартал-настроение, памятник архитектуры, шопинг-традиция, отказаться от которой не может ни москвич, ни гость столицы.