вторник, 20 августа 2013 г.

Выгодная партия


Как убедилась Анна Bасильева, аксессуар бывают не только клатчи, браслеты или той-терьеры, но и живые люди. Бойкие острословы, дети-вундеркинды и даже некрасивые подружки — все они могут дополнять чей-то образ. Но способен ли человек одним своим присутствием добавить другому красоты, харизмы и обаяния?

Перед глазами картина из детства: на синем табурете посреди шумной гостиной стоит маленький мальчик. Вокруг на польском гарнитуре лениво расселись гости. Шум и смех затихают. Слегка усталые глаза присутствующих устремляются на малыша, а тот — о чудо! — начинает читать наизусть «Диалоги» Платона: «Стало быть, уже не так-то должны мы заботиться о том, что скажет о нас большинство...» Под аплодисменты, завершающие выступление, родители встают и раскланиваются. Мальчик слезает с табуретки и убегает играть — ему и дела нет до античной философии. Но родителям важно, чтобы он каждый раз в гостях декламировал классику, потому что ребенок с прекрасной памятью и дикцией, способный разобраться в идеях древних, — гордость мамы и папы. Малыш знает, что родителям важен Платон, и поэтому будет продолжать.


Аксессуар — не просто безделушка, а вещь крайне важная. Правильно подобранный, он, согласно энциклопедиям, гармонизирует пространство, создает атмосферу, расставляет акценты. С его помощью можно спрятать недостатки и подчеркнуть достоинства. Как оказалось, правильные, хорошо подобранные люди справляются с этой задачей лучше любых часов, клатча или ювелирного украшения.

Каждая вечеринка или светский прием сопровождаются не только демонстрацией одежды и драгоценностей, но и спутников. Вот ослепительная красавица в красном держит под руку молодого приятного мужчину. С виду — идеальная пара. Но на самом деле он совсем не интересуется женщинами, просто не готов совершить coming out — публичное признание в своей гомосексуальной ориентации (что в последнее время даже опасно), поэтому и приглашает с собой эффектную брюнетку. Шикарная женщина об руку с гомосексуалистом — уже не ноу-хау, даже не тренд, а такая же классика, как жакет Chanel или сумка Dior. Есть и другие ставшие уже классическими варианты спутников.

Вечеринки на Лазурном Берегу часто посещает один русский яхтсмен и всегда приходит в компании шкипера своей яхты. Шкипер играет важную роль — создает иллюзию, что у босса веселый нрав. Бравый моряк знает тысячу смешных историй, сотни рецептов коктейлей из рома и лучший способ готовить рыбу на открытом огне. Отдыхающие до сих пор вспоминают, как однажды морской волк готовил тунца с тимьяном. Ради шутки он заставил компанию джет-сетгеров прямо на площади в Антибе ободрать куст этого растения. «Вперед, вперед, — подбадривал шкипер. — Свежий тимьян обладает неповторимым ароматом!» Задание гостям очень понравилось. Еще больше им понравилось бегать от полиции по узким улочкам городка. С тех пор владелец яхты прослыл «отличным парнем, с которым всегда весело». А как же шкипер? Никто не помнит его имени. Правда, бывалый морской волк вряд ли сожалеет о том, что его слава досталась другому, — у него своя жизнь, далекая от светской суеты, и зарплата, превышающая оклад рядового специалиста без историй и рецептов.

Но не все люди-аксессуары обладают здоровым равнодушием. Моя знакомая Марина, выпускница филфака, склонна к рефлексии. Она вечно переживает из-за того, что ей досталась роль некрасивой подружки при другой нашей подруге, красавице. Их совместные выходы в свет длятся уже десять лет, и все десять она добросовестно выполняет доверенное ей дело — развлекает подругу, если на мероприятии нет более достойных собеседников. Однажды на новогодней вечеринке, пока Марина ждала в углу, в руках у нее неожиданно треснул бокал. Осколки разлетелись, и один из них порезал ей палец. Вежливых Марининых просьб о пластыре никто не услышал — музыка гремела вовсю, и ей пришлось забинтовать руку подручными средствами вроде салфетки. Осколки бокала все еще валялись на полу, когда одна ее «популярная» подружка наступила на них каблуком и, испугавшись хруста, издала вопль — вечеринка остановилась. Каждый из гостей подошел посочувствовать и порадоваться, что обошлось без травм. «В тот момент мне захотелось выпрыгнуть из окна, — вспоминает Марина. — Но и этого бы, вероятно, никто не заметил».

Почему же Марина не ушла с вечеринки? Почему не перестала общаться с подругой? Возможно, в роли аксессуара ее что-то привлекает? Например, как предположила психолог Анастасия Карачевцева, возможность проходить фейс-контроль в клубах за компанию с подругой-красавицей. Как ни странно, состояние Марины знакомо очень многим. Сегодня психологи назвали его «комплексом Рона Уизли». Термин описывает человека, который чувствует себя статистом рядом с популярным персонажем. Он понимает, что всегда останется лишь вторым в лучах чужой славы, но продолжает цепляться за свое место. Впрочем, само явление далеко не ново. Например, схожие чувства испытывала Элиза Дулитл, когда с успехом на балу поздравляли не ее саму, а профессора Хиггинса.

Похожий симбиоз я наблюдала в отношениях моего знакомого Бориса Сергеевича и его жены. На каждом мероприятии Борис Сергеевич появлялся исключительно под руку со своей второй половиной, а разговоры с другими гостями сводил к бесконечному монологу на тему «Однажды моя жена Катенька...» Особенно красочно ему удавалось передавать историю о том, как жена встретила на темной парковке борца Валуева. «И вот Катенька вылезает из машины, и перед ней вырастает черная зловещая гора. Жена в ужасе испускает вопль, бросает в таинственный силуэт пустую канистру из-под масла. Затем, оставив машину нараспашку, кидается на грудь к случайному прохожему с криком: «Это смерть!» «Не бойтесь, — отвечает тот. — Это не смерть, просто у Валуева здесь квартира». Выслушав эту историю в пятый или шестой раз, я возмутилась: как же Катя может все это терпеть? Ведь муж делает ее объектом насмешек! Причем за счет казусов, произошедших с женой, он успешно добавляет очков своему светскому рейтингу. Но Катя лишь снисходительно улыбалась в ответ: « Мне всегда хотелось рассказать эти байки, но я не умею говорить ярко, а Борис умеет». Глядя на ее сияющие глаза, я задумалась: может быть, готовность к роли аксессуара — вовсе не признак низкой самооценки, а свидетельство любви? Потому что, если человек любит, ему ничуть не жалко хотя бы немножно, самую чуточку подыграть любимому, чтобы потешить его тщеславие.