вторник, 20 августа 2013 г.

Сетевой маркетинг


В социальных сетях мы поддерживаем профессиональные контакты, находим любовь и следим за бывшими. А еще постим ноги, лайкаем котиков и позитивные цитаты. Александра Сороковикова взялась отследить глобальные тенденции виртуального пространства и то, как они изменили нашу жизнь.

Утренний кофе выкладывается в Instagram и выпивается за просмотром Facebook, дорогу на работу скрашивает чтение Twitter, после обеда можно помедитировать на картинки моря в Pinterest и нелегально послушать музыку в «ВКонтакте». Наша жизнь оказалась опутана социальными сетями, но это уже не очень-то новость. Новость в том, что они меняются, и стоит разобраться: что же на самом деле происходит в пространстве, которое мы считаем таким знакомым?


ВИРТУАЛЬНОЕ СТАЛО РЕАЛЬНЫМ

Американский сервис Yearly Leaf предлагает оформить в виде заполненного молескина каждый год, проведенный пользователем в Facebook, — со всеми статусами, фотографиями и оставленными комментариями. Порядка сорока компаний в Москве обязуются за небольшую плату напечатать фотографии из Instagram на магнитиках для холодильника. За Овцой-мизантропом (@penciled_sheep) и ее друзьями отныне можно следить не только в Twitter — теперь книжки про их нелегкую жизнь продаются в магазинах. Калифорнийский стартап Meshu делает индивидуальные кулоны и серьги с замысловатым узором, представляющим собой карту Foursquare-чекинов конкретного человека. Похоже, социальным сетям стало тесно в цифровом пространстве, и они двинулись в сторону самой настоящей реальности.

Границы размылись, и все, что раньше существовало по другую сторону монитора, вдруг оказалось таким же осязаемым и существующим, как тот самый монитор и чашка кофе, стоящая перед ним. Уже мало кого удивляет, что работодатели изучают профайлы кандидатов в социальных сетях перед тем, как приглашать на собеседования, а службы безопасности больших компании проверяют записи потенциальных сотрудников на предмет всяческих сомнительных увлечений. Скандалы с увольнениями людей из-за их активности в Twitter стали и вовсе рутинным делом. Директор по маркетингу большой компании как-то поделился своими мыслями на этот счет: «Раньше мы старались не брать на работу людей, у которых были аккаунты в соцсетях. Теперь избегаем тех, у кого аккаунтов нет. Я предпочитаю знать, чем живет человек, который на меня работает».

Люди добровольно делятся в социальных сетях персональными данными, которые оказываются доступными и полезными не только близким друзьям, но и совсем неожиданным персонажам — например, агентам американских спецслужб. Пару месяцев назад грянул скандал, связанный с заявлением Эдварда Сноудена, бывшего сотрудника ЦРУ о программе PRISM, которая следит за передвижениями и контактами людей, предоставивших свои данные крупным цифровым компаниям, в числе которых Apple, Google и Facebook. По словам бывшего агента, спецслужбы имеют доступ к серверам IT-гигантов и собирают всю информацию, которую только можно себе представить, — переписку, файлы и даже районы города, из которых осуществляется подключение. Компании поспешили заявить, что ничего подобного нет и никогда не было, но, как говорится, ложечки нашлись, а осадок остался.

Если допустить, что Сноуден все-таки сказал правду, конспирологические теории можно развивать бесконечно: социальные сети были созданы для того, чтобы стимулировать людей добровольно рассказывать о себе все, что при случае может быть использовано против них; Большой Брат существует, и общество, в котором индивиду нечего скрывать, вовсе не антиутопичная фантазия, а суровая реальность, которую мы с любовью строим каждым чекином и комментарием. Но пока Сноуден в бегах, и продолжения у истории нет. Возможно, это повод подумать, чего не жалко для спецслужб, а что лучше оставить для дружеских посиделок за бокалом вина.

Однако и тут не все так просто, как хотелось бы: оказывается, контролировать свои отношения со статусами, фотографиями и проверкой обновлений могут не все люди. От 10 до 15 % пользователей находятся в группе риска развития «зависимости от социальных сетей», которая может оказаться сильнее привязанности к сигаретам и алкоголю, считают исследователи из Чикагского университета. «Зависимыми» предлагается считать тех, кто заходит в соцсети чаще пяти раз в день и в каждый конкретный раз не может ответить, зачем это делает. Специально для тех, кто отметил у себя тревожные симптомы или просто устал от бесконечного цифрового шума, уже разработаны программы диджитал-детокса. Некоторые SPA-курорты предлагают совместить их с очищением классическим — помимо процедур и строгого режима питания, клиентов ждет полная цифровая изоляция: мобильные телефоны и планшеты требуют сдать в камеру хранения, Wi-Fi на территории центра не работает. Говорят, десять-двенадцать дней без онлайн-трансляций творят чудеса как с духом, так и с телом. Одна моя подруга отправилась на подобную программу, но через три дня обманом вернула себе телефон и оставшееся время семь-восемь раз в сутки отчитывалась на своих страничках о пользе диджитал-детокса.

FOLLOW ME!

Когда социальные сети появились, взаимоотношения в них базировались на принципе ответной любви. Чтобы общаться с человеком, следить за его обновлениями, нужно было миновать два этапа — ровно как в детстве: предложить дружбу и дождаться, покуда ее примут или отвергнут. (Этот принцип до сих пор действует в сети профессиональных контактов Linkedln.) Но потом появился Twitter и произвел революцию: он предложил опцию Follow, которая отменила необходимость дружбы. То есть Twitter, конечно, за взаимность, но она перестала быть обязательной: обновления человека можно читать, не являясь его другом, — достаточно просто подписаться на его обновления. Эта ситуация всех устроила: смертные получили возможность подглядывать за небожителями, а те в свою очередь принялись использовать внимание массовой аудитории себе во благо. Через полгода после Twitter возможность «фолловить» появилась практически у всех социальных сетей.

Опция Follow вообще претендует на звание философского концепта новой эры, потому что, по сути, легализует вуайеризм — как для подглядывающего, так и для того, за кем подсматривают. Ты наблюдаешь за другими, другие наблюдают за тобой. И это дает возможность миллионам людей воспринимать свою страничку в социальной сети не как личный дневник, а как собственное медиа, которое вещает на максимально возможную аудиторию.

Чуть больше года назад московский подросток Роман Керимов начал вести в «ВКонтакте» злобный видеоблог под псевдонимом Рома Желудь, после чего внезапно полюбился миллионам интернет-пользователей и, практически повторив траекторию Джастина Бибера, стал ведущим на МузТВ, моделью и певцом. Армии поклонников и хейтеров творчества Желудя активны и многочисленны — любое упоминание юноши в СМИ приводит к появлению тысяч комментариев о любви и ненависти к циничному блогеру с ровной кожей. Должно быть, столь мощная реакция интернет-аудитории на звезду последний раз наблюдалась в отношении Ксении Собчак.

Американская студентка Мишель Фан шла к славе чуть дольше Ромы Желудя, но и результатов, стоит признаться, достигла более впечатляющих. Она завела блог на YouTube с мейкал-инструкциями и завоевала мировую популярность благодаря видео, в которых рассказывала, как самостоятельно повторить макияж Леди Гаги из клипов Poker Face и Bad Romance. Два года назад Lancome предложил Мишель Фан стать первым в истории компании видеовизажистом, что сделало авторитет девушки в бьюти-мире непререкаемым. Сейчас у YouTube-канала Фан больше четырех миллионов подписчиков, каждое новое видео просматривают больше миллиона раз, Мишель руководит косметической компанией Ipsy и одноименной социальной сетью для бьюти-маньяков, выпускает коллекции ювелирных украшений и продюсирует молодых видеоблогеров. Последние с большим энтузиазмом дружат с Мишель, надеясь повторить и превзойти ее успех.

Сложно сказать, в чем причина успеха Мишель или Ромы Желудя, но есть подозрение, что не только в контенте, который стал именно тем, чего жаждала аудитория. Чтобы прославиться и полюбиться миллионам, недостаточно быть творцом и большим оригиналом. Воля случая сделает звездой одного из миллиона, кропотливая работа дает больше шансов. Вот и социальные сети не стали кривить душой и всем желающим предоставили возможность культивирвать бренд имени себя. В начале июня Twitter открыл для пользователей аналитический сервис Twitter Ads, который позволяет отслеживать поведение фолловеров и количество ретвитов, добавлений в избранное и кликов по ссылкам. Сервисы типа Statigram, анализирующие активность, как это несложно догадаться из названия, в Instagram, плодятся в геометрической прогрессии и предлагают не только сухую аналитику лайков и фолловеров, но и красочную инфографику, наглядно иллюстрирующую прирост новых друзей, динамику добавленных фотографий и рейтинг любимых фильтров. Facebook предлагает рекламировать свою страницу и подробно объясняет, как продвигаться, имея стартовый капитал в 400 рублей. Имея под рукой такой набор инструментов, нужно постараться, чтобы звездой не стать. Но, к счастью, мир стремится к гармонии, и остаются пользователи, которые не стремятся вещать на аудиторию Первого канала. Они вообще предпочитают поглощать информацию, а не транслировать ее. Для них социальные сети становятся чем-то вроде телевизора, который показывает не все подряд, а только то, что интересно.

БЕЛЫЙ ШУМ

Социальные сети стали полноправным медиа, и все это поняли после «Арабской весны» 2011 года, которая показала, что твиты и ролики на YouTube способны устроить в стране переворот. Социальные сети стали хранилищем и точкой распространения самой разной информации, и все потому, что туда пришли те, кто хотел выразить себя, — менеджеры, домохозяйки, звезды, оппозиционные политики, лидеры мнений всех мастей и, конечно же, бренды. Свои странички появились у журналов, шоколадной пасты, банков и телесериалов. Многочисленные маркетинговые исследования регулярно доказывают, что соцсети — самый эффективный способ взаимодействия с лояльной аудиторий, бюджеты, которые тратятся на ведение официальных аккаунтов, поражают воображение, а SMM-щики (от social media manager) взрывают рынок труда зарплатными запросами.

Пользователям остается только подписаться на интересные аккаунты и зажить насыщенной жизнью, полной оппозиционных настроений, фотографий незнакомых людей и новостей «Клуба любителей моцареллы». И в этом кроется проблема социальных сетей: контента стало так много, что люди начали теряться в нем.

Основатель Storify Ксавье Даман, презентуя свой сервис, сказал: «Здорово, что социальные сети каждому дали голос. Но когда говорят все, становится слишком шумно». Обилие шума стало очередным вызовом, который поднял социальные сети на новый виток эволюции, заставив их структурировать информацию. Одни компании стали решать эту проблему исходя из главенствующей роли слова: Twitter, Instagram и Facebook ввели #хэштеги, которые позволяют сортировать записи и картинки по определенной теме, a Storify создает тематические истории на основе записей, оставленных в аккаунтах.

Другие социальные сети решили, что мир устал от слов, и выстроили космогонию, основанную на картинках. Pinterest стал самой быстрорастущей социальной сетью в мире, и многие аналитики связывают этот взрывной успех с тем, что люди истосковались по красоте, простоте и отсутствию текстов — китам, на которых и держится Pinterest. По этой же дорожке пошел нью-йоркский Tumblr, совсем недавно купленный Yahoo за миллиард долларов. Американская блог-платформа позволяет красиво оформлять записи и загружать большие изображения и «гифки» (короткие зацикленные видео). Большинство постов в Tumblr содержат картинки и совсем немного букв. По поводу всеобщей любви пользователей к картинкам любят переживать футурологи. Они считают, что люди становятся глупее, что они могут потреблять только ярко поданную и хорошо пережеванную информацию, что они почти перестали писать и совсем скоро перестанут думать. Пожалуй, футурологи не в курсе, сколько миллионов слов по-прежнему производят пользователи ЖЖ — еще пару-тройку лет они точно будут поддерживать мировой баланс текстов.

ЭТО ЗАКРЫТАЯ ВЕЧЕРИНКА

Социальные сети развиваются по траектории клубного движения — сначала были многотысячные рейвы, на которых все чувствовали себя друзьями, потом рейвы остались, но популярность приобрели закрытые вечеринки, куда можно попасть только по личному приглашению хозяина. Например, сеть LittLeMonsters, основанная Леди Гагой. Там можно выкладывать фотографии и рисунки Гаги, участвовать в дискуссиях, получать информацию о концертах и даже (если повезет!) переписываться с самой Mother Monster. Требование к желающим присоединиться — считать себя Little Monster и знать все альбомы Леди Гаги. Другой пример «закрытой вечеринки» — социальная сеть Path, в которой пользователь может иметь только 50 друзей и предполагается, что это будут именно друзья и члены семьи, а не кто попало. В Path можно общаться, писать статусы и выкладывать фотографии. Сейчас это делают чуть больше девяти миллионов человек. Не Facebook, конечно, с его миллиардом, но для тенденции более чем достаточно.

В Рунете ходит шутка про асоциальную сеть, которую когда-нибудь обязательно стоит создать: изначально в ней все будут друзьями, и, зарегистрировавшись, человек начнет с нежностью избавляться от всех этих людей в стремлении остаться в одиночестве. Возможно, это не так уж далеко от реальности: когда человек устанет от бесконечного шума и чужого праздника, ему захочется тишины, покоя и одиночества. И выложить в Instagram фотографию свежего маникюра.