Кремы от морщин, маникюр, массаж, лифтинг: похоже, мужчины сегодня свободнее относятся к уходу за собой. Вторгаются ли они в традиционно женское пространство или изобретают новую мужественность?
Уход за собой для современного мужчины жизненно необходим. Вряд ли деловой партнер сможет всерьез сосредоточиться, если его взгляд будет останавливаться на грязных ногтях или неухоженных волосах собеседника. Что уж говорить о женщинах, у которых (не без помощи кино- и глянцевой индустрии) сложился определенный стереотип внешности преуспевающего мужчины: с матовой кожей, модной стрижкой, холеными руками, рельефным торсом и, разумеется, модным парфюмом. Неудивительно, что для многих молодых людей маникюр сегодня становится такой же неотъемлемой частью подготовки к первому свиданию, как и покупка цветов. Мужчинам не меньше, чем женщинам, нравится ощущать себя объектами внимания и заботы. Визиты к косметологу или массажисту доставляют им удовольствие... хотя, оглядываясь на вековой образ сурового воина, они, стиснув зубы, молчат о подобных «слабостях». Теперь же, когда ситуация изменилась и быть холеным стало модно, любой мачо может без зазрения совести наслаждаться косметическими благами. Мужчина, приходя на маникюр или эпиляцию, уже не рискует собственным имиджем, равно как и покупая крем от морщин. И если еще несколько лет назад в мужских компаниях было принято обсуждать лишь новости со спортивных арен, политику и автомобили, то теперь там можно услышать и мнения по поводу тех или иных косметических новинок. Мужских, разумеется.
Новые критерии
Каждое воскресенье 44-летний Александр, менеджер по продажам, принимает продолжительную ванну с эфирными маслами, нанеся на лицо подтягивающую маску. «Я гетеросексуал, у меня есть девушка, и нельзя сказать, что я жертва моды или косметики. Но я ценю маленькие жизненные удовольствия, особенно если они полезны для здоровья и внешности», - объясняет он свой косметический ритуал. И при этом подчеркивает, что его ванна «с лавандой, но не с розой», а маска Masque Liftant из мужской линии, Eisenberg Homme.«Мне кажется, все женщины ценят, когда мужчина подтянут, ухожен и хорошо пахнет», - делится 32-летний Михаил (адвокат, разведен и в стадии «массового обольщения»), Он признается, что регулярно делает массаж, педикюр, маникюр и тщательно следит за фигурой, будучи уверен, что «три лишних кило делают на три года старше!».
К знаменитому триптиху предметов мужского беспокойства - облысение, толстый живот, размер пениса - добавились морщины, мешки под глазами, дряблое тело и избыточный вес. «В нашем рыночном обществе физическая форма стала визитной карточкой, - отмечает философ Микела Марзано (Michela Marzano). - Худощавым, подтянутым и молодым, как правило, легче достается и продвижение в карьере, и успех в личной жизни».
А социолог Жан-Франсуа Амадье (Jean-Frangois Amadieu) видит в культе мужской моложавости еще и следствие женской эмансипации: «Равноправие привело к тому, что женские и мужские стереотипы стали общими. Оба пола теперь имеют право носить смокинги, ездить на байках, курить сигары, равно как и делать маски, массажи и эффектные укладки».
Великие консерваторы
Конечно, далеко не все мужчины стараются довести свою внешность до совершенства. По большей части они остались детьми своих отцов и внуками дедов, которые считали уход за собой лишь гигиенической процедурой. Пена для бритья и лосьон после него по-прежнему остаются лидерами продаж. Периодически эти потомственные консерваторы соглашаются использовать бальзам для губ и крем для рук - те, которыми пользуются их жены или подруги. Но решение купить средство от морщин или лифтинг-сыворотку дается им тяжелей, чем пресловутый годовой отчет. Зато, увидев, что препарат работает, нередко они становятся его преданными адептами. «Самая постоянная клиентура - это мужчины, - замечает Ирина Кравченко, консультант Biotherm. - Они не любят экспериментировать и метаться от бренда к бренду. Особенно это касается взрослых клиентов. Но уговорить такого покупателя протестировать новинку непросто». Именно поэтому мужские косметические линии обновляются намного реже женских, а многие хиты продаж в них десятилетиями остаются неизменными. В отличие от женских марок, где крем «живет» в среднем лишь пару лет: женщины охотнее верят в то, что нет предела совершенству, и чаще изменяют привычному крему с продвинутой новинкой.
Большая разница
Кстати, деление средств на мужские и женские - это не просто уловка для увеличения продаж. Помимо нескольких тысяч волосков на подбородке и щеках кожа мужчин имеет еще ряд особенностей. Она на 15% толще и плотнее женской и отличается высоким салоотделением в течение всей жизни. Это служит причиной блеска и высыпаний, но одновременно дает лицу великолепную защиту. Внешне мужчины стареют позже женщин: их кожа плотна и упруга Первые морщины на ней появляются после 35 лет, зато, словно в утешение слабому полу, они глубже и резче женских. Недостатком мужской кожи является интенсивное кровообращение, из-за которого (а также в силу злоупотребления алкоголем, курения и прочего) на лице часто появляются краснота и расширенные сосуды. А из-за повышенной кислотности мужская кожа часто бывает чувствительной и склонной к раздражениям. Особенно в зонах, подвергающихся бритью. Все эти нюансы учитываются при разработке косметических формул. Равно как и тактильные предпочтения (мужчины ненавидят насыщенные текстуры и масла), цветовые нюансы (никаких розовых кремов и баночек пастельного цвета), ароматы (нейтральные или нарочито прохладные).
Не усложняя
Другой камень преткновения - так называемый конечный результат. В отличие от юных девушек, способных уверовать в эффективность крема, лишь вдохнув его аромат и прочитав рекламный слоган, мужчинам необходим заметный, быстрый и стойкий эффект. Перед покупкой крема женщина обычно наносит его на тыльную сторону кисти, изучая текстуру и запах. Ее спутник, наоборот, либо предпочтет не тестировать средство вовсе, но тщательно ознакомится с инструкцией, либо нанесет препарат сразу же на лицо: «Должен же я увидеть реальный результат!» Не на последнем месте при выборе стоит и простота использования. Здесь все должно быть предельно ясно: это наносят утром, это - вечером, этим - умываются. Почему - не мужской вопрос в косметике, отмечает Ирина Кравченко: «Они никогда не выпытывают у консультанта состав средств. Действует - и хорошо! Чего не скажешь о дамах, которые могут часами выяснять назначение каждого ингредиента. Причем бывает, эта информация забывается уже через минуту». Кстати, женщина, как правило, поощряет стремление своего партнера к ухоженности. Если, конечно, оно не доходит до фанатизма и не вредит отношениям. Тем более что жизнь рядом с метросексуалом заставляет и ее оставаться в форме. И если уход за собой становится совместным хобби -что может быть лучше?
(с) Мария Тараненко