Ведущей компании российской выставочной индустрии исполняется 55 лет.
Фраза «Догнать и перегнать Америку!» стала частью фольклора. Принадлежит она советскому руководителю Хрущеву, а родилась благодаря... американским кофеваркам. Или соковыжималкам. Одним словом, благодаря бытовой технике.
История такова. В 1959 году в Москве открылась Национальная выставка США. Люди старшего поколения до сих пор помнят нескончаемый людской поток в парк «Сокольники», где был выстроен целый выставочный городок: цветные флажки, значки, буклеты на мелованной (!) бумаге, первые жвачки (!!), бутылочки «Кока-Колы» (!!!) — все то заокеанское, о чем знали лишь понаслышке, можно было потрогать и попробовать.
Американцы привезли бытовой хай-тек: стиральные и посудомоечные машины, высокотехнологичную кухню, новейшие модели автомобилей (они выставлялись в «Лужниках»), много пестрого раздаточного материала. Для наших людей в то время все это было в диковинку. И неважно, что некоторые экспонаты были пробными экземплярами. Главное, вход в подсознание был рассчитан точно: людям показали то, чего они никогда не видели.
А буквально за месяц до этого, в июне 1959-го, в Нью-Йорке с большим успехом прошла Выставка достижений советской науки, техники и культуры в выставочном комплексе «Колизей» на Площади Колумба. Открывали ее президент Эйзенхауэр, вице-президент Никсон и с советской стороны — зампред Совета Министров Козлов. В Нью-Йорке тоже были представлены предметы кухни, квартиры. Запомнились американцам великолепные павильоны «Космос» и «Машиностроение». Отдельным разделом экспозиции была выставка советского искусства: в Нью-Йорк привезли более 80 картин и 30 скульптур. Вообще на американскую публику советская выставка произвела сильное впечатление — неподдельный интерес, длинные очереди, похвальные отзывы в прессе.
Но на своей выставке в СССР, в июле 1959-го, Штаты сделали очень удачный ответный ход. В историю вошли «кухонные дебаты» Хрущева и Никсона, результатом которых и стала крылатая фраза советского руководителя: «Догнать и перегнать Америку».
Национальные выставки были тогда элементом большой политики, частью пропагандистской дуэли двух стран — мировых лидеров. Грубо говоря, американский образ жизни, более обустроенный, комфортный быт против советской тяжелой промышленности, успехов в космосе, науке и культуре.
В 1964 году состоялась первая международная отраслевая выставка «Стройдормаш», а в 1965 году — «Химия». Так началось регулярное проведение в нашей стране целой серии международных отраслевых выставок. Решение об их организации утверждалось высшим руководством страны — Политбюро ЦК КПСС и Советом Министров СССР, они включались в пятилетние планы развития народного хозяйства, выделялось финансирование. Подготовка, которой занимались лучшие специалисты, длилась от нескольких месяцев до двух лет.
Выставлялись передовые образцы машин, станков, технологий — причем в действии: на выставке можно было воочию увидеть работу целых цехов промышленных предприятий. Один из важных элементов — подготовка сотрудников: стендисты должны были не только блестяще знать языки и экспонаты, но и уметь рассказать о преимуществах советского образа жизни. Привлекались лучшие художники. Готовились хорошо оформленные раздаточные материалы — значки, флажки, буклеты.
Экспоцентр, будучи в те годы монополистом по организации не только советских выставок за рубежом, но и иностранных выставок в СССР, получил международное признание, а с 1978 года стал проводить выставки не только в парке «Сокольники», на стадионе «Лужники» и ВДНХ, но и, прежде всего, в своем новом выставочном комплексе на Краснопресненской набережной.
Одной из важных функций, которую выполняли отраслевые экспозиции, был сбор новейшей технической информации. Госкомитет СССР по науке и технике давал списки предприятий, фирм и даже перечень экспонатов, которые было бы желательно увидеть на выставке, а организатор — Экспоцентр — запрашивал у потенциальных иностранных участников подробную техническую документацию о новинках. Причем никакого технического шпионажа. Как ни странно, никто не скрывал своих разработок; наоборот, заинтересованность советских специалистов только привлекала зарубежных участников.
После распада Советского Союза Экспоцентру удалось сохранить большинство своих достижений. В Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне, как и прежде, можно увидеть новые экспонаты и свежие разработки, действующие станки и производства, проводятся переговоры, конференции, идет обмен опытом. Экспоцентр научился себя финансировать, а его популярность только выросла — недаром само название стало в нашей стране именем нарицательным, и по всей России множатся местные Экспоцентры. Впрочем, Экспоцентр и сам идет в регионы — консультирует, делится опытом, помогает в организации выставок.
...Ну а «догоним и перегоним...» осталось в прошлом. Опережать современность, заглядывать в завтрашний день — вот задача. Не случайно нынешний девиз Экспоцентра — «Демонстрируем будущее!».
(с) Елена Шахова