суббота, 4 октября 2014 г.

Абрикосовские открытки

абрикосовские открытки
Алексей Абрикосов был предпринимателем, с которого не грех взять пример современным бизнесменам. И дело не только в том, что он основал и, как сейчас принято говорить, поднял одно из самых известных кондитерских предприятий России — «Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей в Москве», из которого в будущем вырос не менее знаковый и долговечный советский бренд «Бабаевский».

Апогея своего процветания компания Алексея Ивановича Абрикосова (1824-1904) достигла в конце XIX столетия — в 1899 году товарищество удостоилось звания Поставщика Двора Его Императорского Величества, а сам Абрикосов к тому времени с гордостью носил ордена Св. Анны и Св. Станислава 2-й степени и множество других наград. На это же время приходится и заря рекламы, своего рода репетиция рекламного бума XX столетия. Предприниматели, способные правильно воспринимать веяния времени, быстро осознали возможности грамотно сделанной рекламы и продуманного маркетинга и активно пользовались всеми их благами. К числу таких предпринимателей и принадлежал Алексей Абрикосов.

В подходе Абрикосова к продвижению своей продукции заметны приемы, хорошо знакомые по современному потребительскому рынку.

И речь не только о рекламе в СМИ (в каждом городе, где была представлена фирма, будь то Москва, Одесса, Петербург или Симферополь, газетная реклама ее продукции подстраивалась под местные реалии и постоянно подогревала интерес потенциальных покупателей). Абрикосовские сладости буквально поражают разнообразием ярких упаковок (а ведь мы и сегодня зачастую встречаем товар по одежке) — они изготавливались по заказу товарищества как российскими, так и иностранными фирмами (аутсорсинг в классическом виде, между прочим) и постоянно обновлялись.


Не удивительно, что сама упаковка продукции вскоре стала объектом интереса коллекционеров. Впрочем, не только она. Ценность для коллекционеров представляли бесчисленные вкладыши, открытки, приложения в виде календарей и книжек и прочие сюрпризы, часто собранные в масштабные серии. И все это не только оставалось на память, когда все лакомства уже съедены, но и поддерживало лояльность покупателей к бренду.

Знаменитые абрикосовские открытки — пожалуй, самое распространенное и популярное приложение к продуктам товарищества — не только собирались в коллекции, они оставались в ходу многие годы после революции. Велика вероятность найти на открытке 1908 года выпуска послание, датированное тридцатыми годами, а то и вовсе тяжелые строки времен Великой Отечественной (вместе со штампом военной цензуры)...

Сюжетов у открыток было множество, но Москва всегда занимала среди них особое место — во многом потому, что именно она, а не Петербург, была своего рода сердцем абрикосовского предприятия. Такие серии, как «Московские монументы» или «Москва в прошлом и настоящем», позволяли современнику окунуться в историю города и взглянуть на те его архитектурные детали, которые время не пощадило. Такая же ценная возможность есть и у нас — ведь ничто так не изменило Москву, как XX век, и вряд ли мы когда-нибудь увидим памятник Александру Второму или Малый Николаевский дворец в Московском Кремле. Впрочем...

Как бы то ни было, эти, на первый взгляд, незатейливые сувениры, ставшие предметом охоты для коллекционеров, создают и новый, многомерный образ такой, казалось бы, знакомой Москвы, связывая воедино историю и географию, искусство и маркетинг.

(c) Петр Баратов