среда, 29 октября 2014 г.

Кэтрин М. Валенте. Девочка, которая объехала Волшебную Страну на самодельном корабле

Кэтрин М. Валенте. Девочка, которая объехала Волшебную Страну на самодельном корабле
Жила-была девочка по имени Сентябрь. Кроме имени, ничего интересного в её жизни не было: папа на фронте, мама всё время на заводе, а сама она только и делала, что мыла чашки на кухне да играла с надоедливой собачкой. Но вот однажды к девочке на порог явился добряк Зелёный Ветер и предложил полететь с ним в Волшебную Страну. Разумеется, Сентябрь согласилась. Откуда же ей было знать, что Волшебная Страна - это не только чудеса и веселье, но и голод, усталость, испытания, потери... И, само собой, трудные решения.

Кэтрин M. Валенте из тех авторов, кто раздвигает границы фэнтези с каждой книгой - на её счету изысканная городская фантасмагория для взрослых «Палимпсест», поэтичная дилогия «Сказания сироты», где мотивы из мифологий всего мира сплетаются в сложный узор наподобие «Тысячи и одной ночи», и «Бессмертный» — легенда о Кощее на фоне сталинской России. Список романов на этом не заканчивается, а ещё есть многочисленные рассказы, стихи, статьи... Однако наибольшую известность американской писательнице (которой, к слову, в этом году исполнилось всего-то тридцать пять) принесла не завершённая ещё серия сказочных книг о девочке по имени Сентябрь, которую судьба вновь и вновь заносит в Волшебную Страну.

Формально эти истории предназначены, выражаясь сухим библиотекарским языком, для детей среднего школьного возраста, но кто извлечёт из них больше удовольствия и смыслов, ровесник героини или всё-таки читатель лет тридцати-сорока, ещё надо посмотреть. Ведь Валенте не столько рассказывает историю, сколько перекликается и спорит со своими великими предшесгвенниками-сказочниками - Кэрроллом, Баумом, Барри, Льюисом и другими. Разумеется, событий в романе хватает, а всяческие диковины и неожиданности едва-едва умещаются на страницах - тут и живые велосипеды, и города из ткани, и люди-половинки, и Широта с Долготой собственной долговязой персоной, и куча мифологических персонажей, от своеобразно переосмысленных эльфов и гномов до спригганов и маридов. Но за многими из этих ситуаций и образов стоят вполне взрослые идеи, а с ощущением чуда, без которого немыслима ни одна сказка, часто спорит трезвый авторский расчёт.


«Девочка...» - это в немалой степени сказка о сказках. Валенте ставит вопросы, о каких дети задумываются нечасто. Каково это - жить в будничном мире, вернувшись из Волшебной Страны? Почему в начале приключений никого не тянет домой, а ближе к концу только об этом и мечтаешь? Зачем вообще друг другу эти миры, так уж ли нужно наводить мосты между ними? Что значит быть избранным - да и можно ли им быть?

Две трети книги - более или менее легкомысленная чехарда, где все эти вопросы маячат на заднем плане, словно мысль о зиме в погожий майский день. Пока персонажи любуются пейзажами и объедаются сластями, автор добродушно валяет дурака - посмеивается над чудаками из университетов, передаёт тайный привет Ингмару Бергману и коту Шрёдингера, скрещивает виверну с библиотекой. Но вот обязательный квест (какая же сказка без поисков того — не пойми чего?) приводит героиню в страну вечной осени, и цена каждого поступка неизмеримо возрастает. Сентябрь встречается с собственной Смертью (маленькой, мохнатой, красногубой), поёт ей колыбельную и уходит живой, но изменившейся.

Чем ближе к развязке, тем меньше в романе шуток и отступлений. Краски мрачнеют, вместо многоцветья тканей и листьев - хмурые волны и холодные шторма. В новом свете предстают и сами обитатели Волшебной Страны. Как и люди, они не чужды жестокости. Как и мы, поддаются на обман и с готовностью повинуются злу. В финале талант Кэтрин Валенте раскрывается в полную силу. Когда магия и прочие внешние атрибуты отступают чуть в сторонку, остаются живые человеческие чувства -то, что и делает великие сказки великими, заставляя нас снова и снова читать истории о походах за гномьими сокровищами, волшебных зимах и островах, где детство не кончается никогда. В итоге Сентябрь проходит весь путь классического мифологического героя, очерченный Джозефом Кэмпбеллом в знаменитой теории о мономифе И, конечно же, умудрённой, возвращается домой — чтобы отдохнуть и пуститься в новые приключения в следующих книгах.

Кажется, героиню ожидает успех и в русской части Волшебной Страны: роман хорошо переведён, издан и сохранил при переезде трогательные иллюстрации Анны Хуан, которые придают повествованию дополнительную глубину.

Умная сказка не для всех, которая всё же найдёт своих поклонников - среди детей, взрослых и даже читающих виверн.

Кэтрин М. Валенте. Девочка, которая объехала Волшебную Страну на самодельном кораблеКэтрин М. Валенте. Девочка, которая объехала Волшебную Страну на самодельном корабле