Долориэль по прозвищу Бобби Доллар - ангел-адвокат, чья задача на Земле — встречать души умерших людей и выступать в качестве их защитника на Последнем суде. Неожиданно одна из душ пропадает прямо перед слушаниями. Событие привлекает внимание высших чинов ангельской и демонической иерархий, а Бобби оказывается втянут в хитросплетение интриг.
Тэд Уильямс - автор для российского читателя не новый, а потому предвкушения от нового цикла городского фэнтези у автора этих строк были сформированы задолго до того, как книга попала ему в руки. Что общего у всех предыдущих книг Уильямса? Что объединяет эпическое фэнтези «Орден манускрипта» и «Марш теней» с «Иноземьем» — НФ о виртуальных реальностях? Все эти книги очень медленные, неторопливые тягучие... Какую книгу Уильямса ни возьми, его манеру письма невозможно перепутать ни с какой другой.
Так вот, забудьте всё, что было раньше! «Грязные улицы небес» по стилистике не имеют ничего общего с предыдущими работами автора. По большому счёту, если бы на обложке не стояла его фамилия, невозможно было бы догадаться, что роман написан именно им. Простые предложения, динамичное повествование, не слишком тщательно проработанные герои - это не Тэд Уильямс, а Саймон Грин какой-то! Однако постепенно в тексте начинают звучать фирменные нотки автора, а по мере раскрытия сюжета становится понятно, что умения выстраивать интересные миры писатель не потерял.
Земля. Наше время. Извечная борьба между Небесами и Преисподней никуда не делась, но только ведётся она не в душах людей, а в зале суда. Буквально в самом начале описывается способ учёта грехов и добрых деяний, и он напоминает всё что угодно, только не традиционные попытки спасения души. Ангел-хранитель как инструмент учёта - одна из многочисленных мелочей, которые превращают довольно непритязательную историю в увлекательный роман. Собственно, система работает просто: то, куда отправится душа, зависит не только от праведности человека при жизни, но и от работы адвоката от ангелов и прокурора от Оппозиции (не правда ли, чудесная политкорректность!) во время суда. Система работает испокон веков, и всё бы ничего, если бы из этой самой системы не начали выпадать души. Глобальная сюжетная линия, которая будет продолжена во втором и третьем романе трилогии, посвящена как раз этой проблеме.
Но первый роман - это прежде всего вклад Уильямса в детективное фэнтези, причём с оттенком нуара. Бобби Доллар выступает здесь как типичный частный сыщик в духе Гаррета или Дрездена. Он точно так же любит покопаться в себе, не прочь выпить и постоянно ввязывается в истории. Да и без своей роковой красотки Бобби не останется. И в этой приверженности жанровым традициям (или клише) - главная проблема романа: если убрать ангельско-демонический антураж, останется всего лишь ещё одна детективная история. Уильямс не стал прорабатывать второстепенных персонажей - они в основном просто исполняют свою роль в сюжете, а не живут собственной жизнью. Не стал он выдумывать и оригинальных сюжетных ходов. Как и в предыдущих своих циклах, Уильямс умело использует наработки предшественников, создавая на их основе собственное повествование. Фанаты городского фэнтези получат море удовольствия, увидев знакомые сюжетные схемы и привычные типажи. Другим будет достаточно того, что роман читается с интересом, буквально на лету. Но, увы, хоть какой-нибудь оригинальности от «Грязных улиц небес» ожидать не приходится.
Не стоит забывать, что три романа о Бобби Долларе - фактически одна история, потому останавливаться на первой части не стоит. Тем более что все три книги выйдут до конца года. Так что ждём «Время скидок в Аду» и «Проспать Судный день» - есть шанс, что трилогия в целом окажется существенно лучше, чем её начало.
Тэд Уильямс. Грязные улицы небес |