Мёртвая девочка Мэдисон Спенсер в Хэллоуин застревает на Земле и узнаёт, что родители восприняли её советы с того света всерьёз, основав новую безумную религию.
Первую книгу трилогии о Мэдисон Спенсер, «Проклятые», Чак Паланик задумал, когда ухаживал за своей матерью, умиравшей от рака лёгких. Понимая, что совсем скоро он останется на Земле в одиночестве, без обоих родителей, писатель придумал девочку, которая скучает по своим собственным родителям - с той разницей, что умерли не папа с мамой, а сама девочка. А потом, что называется, «Остапа понесло»: Паланик понял, что одним романом дело не закончится. Во-первых, скорбь по родителям — сложная для проработки вещь, это вам любой психотерапевт скажет. А во-вторых, писатель замыслил - ни много ни мало - создать новую теологию, рассказать миру, что он думает о Боге, дьяволе, предопределении, грехе и искуплении. И заодно - иначе бы он не был Палаником - ядовито высмеять все теологии, которые существовали до него.
Многие излюбленные темы писателя-нон-конформиста нашли себе место в «Проклятых» и «Обречённых»: лицемерие «фабрики звёзд», опасность религиозного фанатизма, бесцельность существования «общества потребления» и его скорый конец. Но сюжет о Мэдисон Спенсер отличается от историй прочих паланиковских Фриков и неудачников. Он неожиданно тёплый и трогательный - автор явно симпатизирует этой несчастной толстой девочке, воспитанной в мире искажённых ценностей и представлений о добре и зле. В конце концов, тяжело остаться нормальной, когда гламурные папа и мама, в прошлом хиппи, одной рукой запихивают в тебя экологически чистую еду, а другой - антидепрессанты. Да, собственно, уже с именем «Мэдисон Дезерт Флауэр Роза Паркс Койот Трикстер Спенсер» быть нормальной крайне сложно.
В «Обречённых», наполовину состоящих из флэшбеков, прошлое Мэдисон получает более подробное освещение, чем в первой книге. Многие поступки её родителей, не говоря уже о самой героине, обретают новый смысл. В другом свете предстают и друзья, которые появились у девочки в аду. В конечном итоге она сталкивается с необходимостью принимать собственные сложные решения, понимая, что союзников у неё нет, Бог оказался не лучше, чем дьявол, а родители со своим «скотинизмом» (так называется новый модный культ) вот-вот приведут человечество в ад...
К сожалению, не бросать книгу на середине заставляют только неожиданные сюжетные повороты и сюрпризы из прошлого Мэдисон. В том, что касается стилистики, Паланик оказывается удручающе скучен. Он то и дело добавляет к некоторым словам Ctrl+ Alt для пущего усиления, регулярно пытается описать цвета и ощущения через синестезию («У него тот синий цвет, какой видит язык, когда ешь взбитые сливки»), — но это приёмы ради приёмов, смысловой нагрузки они не несут. Что до любви автора к описанию неприятных и неаппетитных вещей, то в этой книге она, кажется, достигает своего апогея, круче были только «Призраки»: тут тебе и убийство через отрывание детородного органа, и девочка с трупом котёнка на руках, и пони с перерезанным горлом, и несколько в высшей степени неприятных агоний. Временами складывается ощущение, что автор уже не знает, чем бы ещё шокировать своих читателей, и провокация становится самоцелью. К тому же в попытках свести одни сюжетные концы с другими не обошлось без противоречий: так, в первой книге родители Мэдисон усыновляют сирот из стран третьего мира одного за другим, а во второй оказывается, что Горан, убийца героини, был у них единственным приёмным ребёнком.
Практически любой писатель рано или поздно добирается до выяснения отношений с Богом, и Паланик не стал исключением. Посмотрим, какие итоги он подведёт в финальной книге трилогии.
Чак Паланик. Обречённые |
Электронная книга: Чак Паланик. Обречённые