среда, 29 октября 2014 г.

Хелен Уэкер. Голем и Джинн

Хелен Уэкер. Голем и Джинн
1899 год. На прибывшем в Нью-Йорк пароходе «Балтика» данцигский торговец Отто Ротфельд оживляет Голема, но вскоре умирает от перитонита, и существо, призванное защищать и подчиняться, оказывается без хозяина посреди незнакомого города. А в квартале Маленькая Сирия местному жестянщику приносят на починку старый кувшин. И стоило повредить узор на сосуде, как в комнате появился странный обнажённый человек. Так Нью-Йорк получает своего собственного Джинна. Этим необычным созданиям было суждено встретиться...

«Голем и Джинн» прекрасно подходит как для любителей фантастики, так и для тех, кто обходит её за версту. Это неторопливый и спокойный роман, который подробно, без лишней суеты описывает жизнь двух совершенно разных существ в городе с чужими и непривычными для них социальными взаимоотношениями и моральными ценностями, культурой и ритмом жизни. Уэкер не пытается сделать из своих персонажей супергероев, хотя выстраивает их сильные и слабые стороны практически по лекалам комиксов. Так, Голем, которую встретившийся ей раввин нарёк Хавой, обладает своего рода телепатией, способностью воспринимать желания и чувства окружающих людей, а ещё невероятными силой, скоростью и точностью. Правда, стоит ей попасть в экстремальную ситуацию, как Големом овладевает жажда убийства. Джинн может очаровывать людей, плавить руками металлы, но боится воды.

Весь роман - это описание того, как главные герои ищут место в новом мире, пытаются понять его, причём с совершенно разных мировоззренческих позиций. Голем постоянно заботится о ком-то, причём её желание подчиняться, удовлетворяя нужды других людей, доходит до полного самоотречения. Джинн, напротив, горд, не хочет от кого-либо зависеть, к людям относится свысока, не понимая всех условностей человеческого общества, а главное — не принимая их. Для него религия, социальное устройство, брачные взаимоотношения - не более чем ненужные и затрудняющие жизнь сложности. Роман «Голем и Джинн» мог стать исследованием человеческой морали с одинаково чуждых, крайних точек зрения, необычным взглядом на формирование культуры XX века, которая стала ареной борьбы этих совершенно противоположных взглядов на жизнь. Беседы между Големом и Джинном, которые они ведут, гуляя ночью по Нью-Йорку, во многом сосредоточены именно вокруг этих вопросов, и процесс примирения, сближения, взаимного обогащения главных героев показан здесь достаточно тонко. Тем не менее эта идея реализована не до конца.


Возможности, предоставляемые замыслом, вообще раскрыты в «Големе и Джинне» лишь наполовину. Исторический антураж в книге откровенно открыточный, он работает на создание романтической атмосферы, но сам по себе остаётся неживым. Ни Джинна, ни Голема, к примеру, совершенно не интересует окружающие их приметы технологического прогресса — и это явно не консерватизм героев (они какие угодно, только не консервативные), а скорее равнодушие к этим вопросам самого автора. Способности протагонистов так и остаются скорее бонусом, чем двигателем сюжета. А многим второстепенным героям книги писательница придумала характеры, но забыла создать полноценные роли, из-за чего никакой полифонии, которой ожидаешь от столь объёмного текста, не возникает.

Автора «Голема и Джинн» подводит даже не его постоянное стремление из всех предложенных дорог выбрать исключительно мелодраматическую, а желание сгладить все острые углы. Несмотря на нечеловеческое происхождение героев, он старается сделать их максимально симпатичными - зачастую вопреки самому характеру персонажей. Так, Голем обладает обострённым чувством справедливости, а Джинн, несмотря на всю его надменность и отчуждённость от людей, оказывается ранимым существом, которому далеко не всё равно, что думают о нём окружающие. Очеловечивание персонажей идёт настолько быстро, что довольно скоро задаёшься вопросом: почему главными героями книги не стали обычные люди, иммигранты из Сирии и Польши?

Сам антураж романа подводит нас к мысли, что «Голема и Джинна» можно прочитать как метафору опыта иммигрантов в Америке или размышление о том, как меняется культура под воздействием извне. Тем не менее три четверти текста выстроены так, что при замене главных героев на людей он практически не изменился бы, зато историческая фактура сбросила бы ностальгический глянец и приобрела подлинное, живое дыхание. В последней части Уэкер словно спохватывается и вспоминает, что у нас тут всё же фэнтези, потому устраивает главным героям схватку со старым чародеем и каббалистом Иегудой Шальманом. Написано это увлекательно и напряжённо, но с предыдущими частями книги толком не стыкуется. В результате читатели, ожидавшие развития фэнтезийной линии, останутся недовольны тем, что это отняло столько времени, а те, кого очаровали предыдущие части книги, могут прийти в недоумение от столь энергичного финала.

Любопытный и добротный роман с симпатичными, запоминающимися героями и красивой романтической атмосферой, который мог быть чем-то намного большим, а получился просто хорошей мелодрамой. Хотя и это не так уж мало.

Хелен Уэкер. Голем и ДжиннХелен Уэкер. Голем и Джинн

Электронная книга: Хелен Уэкер. Голем и Джинн