среда, 28 мая 2014 г.

Капитальное наказание


Запад может перекрыть России доступ к своим капиталам, но это не самый сильный из возможных ударов по ее экономике.

В наказание за «имперскую» позицию России в украинском кризисе американцы и их союзники грозятся ограничить, а то и вовсе перекрыть ей доступ к западным рынкам капитала. Барак Обама прямо так и сказал, что следующие, более суровые санкции заденут «механизмы кредитования» нашей страны. Если угрозы материализуются, приведет ли это к «кислородному голоданию» отечественной экономики и если да, то насколько болезненным оно окажется? В частности, сможет ли бизнес расплатиться по долгам перед зарубежными кредиторами?


УГРОЗЫ СТРАШНЕЕ САНКЦИЙ

Пока что разговоров о «сдерживании» России больше, чем конкретных мер. До сих пор все выглядело примерно так: «ястребиная» часть американского истеблишмента уговаривает президента Обаму, чтобы тот уговорил руководителей стран ЕС существенно ограничить экономическое сотрудничество с Россией, пожертвовав огромными выгодами. Бизнес решительно против. Поэтому европейские политики как могут гасят пыл политиков американских и по-настоящему масштабные жесткие ограничения не вводят. Иллюстрацией отношения Европы к этой затее служит такой факт. Спустя всего несколько дней после того как в конце апреля США и ЕС объявили об очередной дозе санкций, Австрия подписала с «Газпромом» соглашение о реализации на своей территории проекта «Южный поток» - того самого, который расширяет инфраструктуру поставок газа из России в Европу.

Уточним: те меры, с помощью которых Соединенные Штаты и их союзники рассчитывают «сдерживать» физических и юридических лиц. Ну не смогут «друзья Путина» Игорь Сечин, Геннадий Тимченко, братья Ротенберг и еще четыре десятка политиков, чиновников, бизнесменов и военных получить визы на въезд в США и страны ЕС и доступ к своим счетам в тамошних банках, если они у них имеются. Кажется, нет в санкциях ничего, что способно нанести ущерб России. И все-таки он есть. И нанесен он не напрямую, а через финансовые рынки.

С начала марта (то есть с тех пор, как Владимир Путин направил в Совет Федерации запрос на разрешение использовать Вооруженные силы РФ на Украине после объявления Крымом о намерении выйти из ее состава) наблюдается резкое сокращение объема и количества сделок по привлечению иностранных инвестиций российскими компаниями. Фондовый рынок обвалился, стоимость кредитных ресурсов подскочила. По всей стране заморожены инвестпроекты, что усиливает рецессионные тенденции в экономике. Деловое сообщество затаилось в ожидании более жестких мер Запада против России, включая те, которые могут коснуться «механизмов кредитования», о чем предупредил Барак Обама.

«Неопределенность отбивает у серьезных инвесторов охоту наращивать сотрудничество с российским бизнесом, а то и вовсе иметь с ним дело», - считает управляющий партнер московского офиса международной юридической компании Squire Sanders Иван Трифонов. Он отмечает, что США и ЕС, возможно, и не собираются вводить жесткие меры даже в случае совсем уж плохого, по их мнению, поведения России. Но они знают, что сама угроза санкций ударяет по привлекательности российских компаний и банков для иностранных партнеров.

Опрошенные журналом «РБК» инвестбанкиры и консультанты практически единодушны: сегодня доступ России к международным (читай: западным) рынкам капитала почти полностью перекрыт. И для этого не потребовалось никаких формальных санкций, скажем, в виде прямого запрета американским и европейским банкам вкладывать средства в российские активы.

Между тем до сих пор зарубежные рынки капитала, в основном западные, играли заметную роль в обеспечении нашей экономики финансовыми ресурсами. По данным МВФ, за 2011-2013 годы Россия привлекла от зарубежных инвесторов в капитал отечественных компаний около 400 млрд долларов за счет размещения ценных бумаг, получения банковских кредитов и в виде прямых иностранных инвестиций. В среднем около 133 млрд в год, что эквивалентно почти 7% среднегодового ВВП в названный период. По меркам развивающихся стран это не самый высокий показатель, но и не низкий.

ЕСТЬ ЧЕМ ПЛАТИТЬ

Гендиректор УК «Арикапитал» Алексей Третьяков, сопоставив динамику доходности облигаций крупнейших эмитентов из России (она несколько поднялась) и других ведущих развивающихся стран (немного снизилась) с начала марта к началу мая, пришел к выводу, что украинский кризис обернулся для России ростом стоимости фондирования на внешних долговых рынках примерно на 1,5 процентных пункта.

Так, доходность суверенных еврооблигаций России с погашением в 2030 году увеличилась с 4-4,2%, с которой они торговались в течение нескольких месяцев, предшествовавших марту, до 5,1% в первых числах мая. Тем временем доходность еврооблигаций правительства Бразилии, погашаемых в том же году, наоборот, опустилась с 5,5-5,6% до 5,1.

Раньше международные инвесторы считали, что российское государство финансово более устойчивое, а потому требовали с него меньшей премии за риск. Теперь стоимость внешнего фондирования для правительств России и Бразилии сравнялась. Инвесторов морально поддержало агентство Standard & Poor’s, которое в конце апреля снизило суверенный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте с ВВВ до аналогичного бразильскому ВВВ- (это минимальный инвестиционный уровень, ниже начинается «мусорный»).

А ведь с формальной точки зрения кредитное «качество» России намного выше. Весь ее внешний долг составляет 32% ВВП, тогда как у Бразилии - 73%. Согласно апрельским прогнозам МВФ, 2014 год Россия завершит с дефицитом бюджета в 0,7%, Бразилия - в 3,3%. У нас сальдо текущего баланса положительное, в размере 2,4% ВВП, у бразильцев - минус 3,6%. Рост ВВП и инфляции примерно одинаковые - менее 2 и 5-6% соответственно. Standard & Poor’s все это видит и признает, что опустило рейтинг России не из-за реального ухудшения состояния экономики, а из-за риска потерь, которые наша страна понесет в случае введения против нее действительно жестких санкций. Таким образом, Россия «наказана» как бы заранее, авансом.

Скорее всего, еще большего ухудшения условий заимствования на внешних рынках не произойдет, полагает председатель правления инвесткомпании Concern General Invest Андрей Никитюк. Кроме того, эксперт напоминает, что ставки облигационных и банковских займов для российских заемщиков в 2006-2007 и 2010-2011 годах были существенно выше уровней 2012-2013 годов. Поэтому некоторое увеличение стоимости заимствований не будет большой проблемой. Тем более что в планы на 2014-й российские бизнесмены и так закладывали повышение мировых ставок, исходя из ожидании сворачивания программы выкупа активов ФРС США.

САМ СЕБЕ КРЕДИТОР

Кажется, что у России настолько огромный внешний долг (в начале года он составлял около 730 млрд долларов), что его бремя станет неподъемным из-за ухудшения условий или полной невозможности рефинансирования обязательств перед кредиторами. Однако с этим долгом и вообще с иностранными вложениями в Россию все не так просто.

По данным ЦБ РФ, в общем объеме кредитов и займов, полученных отечественными компаниями от иностранцев за последние пять лет, 43% - средства, привлеченные из стран с либеральной юрисдикцией - от Багам и Сейшел до Кипра и Люксембурга. На эти же государства приходится порядка 80% (!) накопленного объема прямых иностранных инвестиций в капитал российских компаний (300 из 376 млрд долларов на начало 2013-го). Для сравнения, на страны «Большой семерки» приходилось около 10% (50 млрд долларов). Это цифровая иллюстрация так называемой офшорной экономики, когда западная финансовая инфраструктура используется российским бизнесом в значительной мере для «переупаковки» активов. Деньги выводятся на зарубежные счета, а потом возвращаются в статусе иностранных инвестиций.

Главный экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Владимир Колычев подсчитал, что из 650 млрд долларов внешнего долга компаний и банков по состоянию на начало 2014-го приблизительно 200 млрд - долг компаний самим себе. На обслуживание «настоящего» внешнего долга в 450 млрд в нынешнем году должно быть направлено 40 млрд долларов, а в последующие годы - примерно по 50 млрд. Допустим, стоимость фондирования вырастет не на 1,5 процентных пункта, что мы уже увидели, а на 3-5. Тогда полное рефинансирование внешнего долга за счет новых займов (если бы компании не использовали собственные ресурсы для погашения обязательств) привело бы к утяжелению процентных платежей максимум на 2 млрд долларов в год. По масштабам российской экономики немного, говорит г-н Колычев. Так, на экспорте товаров страна ежегодно зарабатывает сотни миллиардов долларов. В 2013-м - свыше 500 млрд, при этом положительное сальдо торгового баланса составило 180 млрд долларов. Заметим, что в первом квартале 2014-го сальдо было еще больше, чем в январе-марте прошлого года.

«В целом крупные российские компании, на которые приходится подавляющая часть внешнего корпоративного долга, готовы к ухудшению условий фондирования на внешних рынках, - резюмирует эксперт Fitch Ratings Максим Эдельсон. - Во-первых, у многих из них накоплены значительные свободные денежные средства. Бизнес получил хороший урок во время кризиса 2008-2009 годов и с тех пор улучшил управление ликвидностью. Во-вторых, крупнейшие компании продолжают генерировать неплохие средства от операционной деятельности, которые и служат источником выплаты долга. В-третьих, недостаток нового фондирования на внешних рынках могут частично компенсировать отечественные банки, которые имеют значительную валютную и рублевую ликвидность и готовы увеличивать объем кредитов российским корпорациям».

...ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Теоретически в случае бойкота российских компаний на западных рынках капитала в ход могут быть пущены международные резервы России, в конце первого квартала составлявшие чуть меньше 490 млрд долларов. Санкции со стороны США и их союзников по логике вещей будут направлены главным образом против государственных («кремлевских») компаний. На них, к слову, приходится едва ли не половина внешнего долга российских компаний и банков, а конкретно - почти 300 млрд долларов на начало 2013 года. Кстати, весь государственный внешний долг, включая обязательства самого правительства (около 80 млрд), целиком и полностью покрывается резервами. «Если понадобится, правительство, конечно же, придет на выручку госкомпаниям и банкам, как это было в 2008-2009 годах», - уверен Владимир Колычев. Поможет оно и частным компаниям из стратегических секторов экономики. Другое дело, уточняет эксперт, что частному бизнесу на сей раз помощь будет оказываться более точечно.

Между тем и у государственных, и участных компании есть возможность хотя бы в какой-то мере компенсировать недостачу западных капиталов увеличением заимствований на азиатских рынках, утверждает Андрей Никитюк. А по мнению Максима Эдельсона, в ближайшее время мы станем свидетелями значительного роста инвестиций со стороны КНР - как прямых (уже есть пример - проект «Ямал СПГ»), так и финансовых (сделка между «Роснефтью» и CNPC). Российский бизнес активизировал контакты с Гонконгом - финансовыми воротами Азии вообще и Китая в частности. В апреле Газпромбанк зарегистрировал там «дочку», которая займется работой на рынке ценных бумаг. А ВЭБ в конце мая планирует открыть представительство, задачей которого будет именно организация привлечения капиталов в Россию.

Быстрого эффекта ждать не следует, даже для частичной переориентации на азиатские площадки потребуется год-два напряженной организационной работы, замечает Иван Трифонов. К тому же все мы хорошо понимаем, что сменить зависимость от Запада на зависимость от Китая - это сменить шило на мыло.

Важно другое. Власти США и Европы наверняка осознают, что Россия сможет продержаться (пусть и не говоря о нормальном развитии) без западных капиталов как минимум несколько лет. А также то, что, выдавив российских клиентов из западной финансовой системы, они лишат ее огромных доходов, заодно помогая укрепиться конкурентам - международным финансовым центрам Азии. Поэтому есть надежда, что американские и европейские «ястребы» сочтут игру в жесткие санкции не стоящей свеч.

(с) Михаил Лосев