среда, 28 мая 2014 г.

По стопам Стива Джобса

стартап

Украинский стартапер Владислав Тисленко решил поступить как основатель Apple: не полагаться на исследования рынка, создавая новый продукт, а предугадывать желания потребителей.

Летом 2013-го в приложении Instagram загружалось 216 тыс. снимков в минуту. Годом ранее - чуть больше 3 тыс. А появился Instagram осенью 2010-го. Неудивительно, что фотоиндустрия стала развиваться под новых пользователей - владельцев смартфонов. Сейчас в их распоряжении множество разнообразных программ и аксессуаров, включая даже чехлы, улучшающие качество изображения. До недавнего времени не было одного - внешней вспышки. Около двух лет назад украинец Владислав Тисленко, только окончивший Лондонский королевский колледж, принес конструкторам рисунок такой вспышки. Те заявили, что воплотить идею невозможно. Несмотря на это, в конце 2013 года новое устройство - iblazr - получили 3 тыс. заказчиков. Как заработать на гиках и стоит ли выходить на рынок вслепую, не удостоверившись в наличии спроса?


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

На последнем курсе магистратуры Лондонского королевского колледжа Влад Тисленко, как и другие однокашники, искал, чем заняться после выпуска. «Меня очень привлекала IT-сфера, и я читал зарубежные блоги и СМИ соответствующей тематики вроде TechCrunch, Mashable, Cnet», - говорит он. Определившись со сферой деятельности, будущий предприниматель начал копить деньги: на ранних этапах развития любого IT-стартапа привлечь инвестиции со стороны довольно сложно, поэтому лучше позаботиться о финансах заранее. Первой попыткой запустить собственный бизнес стала разработка онлайн-игры с социальной составляющей - с этой темой он связал и свою диссертацию. Но за месяц до защиты планы изменились.

На день рождения другу Владислав купил объектив для iPhone. «Ну вот, - сказал он, вручая подарок, - не хватает только вспышки, чтобы получить полноценную камеру». И его осенило: а это же идея. Популярность цифровых камер снижается. В Европе, поданным компании Olympus, с 2010-го и до начала 2014-го продажи фотоаппаратов упали с 45 млн штук до 20-25 млн. В России в прошлом году объем поставок сократился на 20%, а в денежном выражении - на 14,7%. Смартфоны отбирают рынок и отхватили уже такой кусок, что появились возможности заработать на новых технологиях. «В итоге я дописывал магистерскую и параллельно изучал рынок всяких железяк для телефонов, - вспоминает г-н Тисленко. - Выяснилось, что есть фонарики, чехлы, улучшающие качество изображения, а полноценных вспышек нет». Хотя они необходимы любому продвинутому пользователю. Встроенная вспышка «бьет» прямо в лоб и дает нерегулируемый жесткий свет, нежелательные эффекты «красных» и «белых» глаз, одним словом, неудобна. Идея создать альтернативу, казалось, лежала на поверхности. Почему никто ее не реализовал?

Ниша пустовала неспроста. Многие из тех, кто пытался разработать внешнюю вспышку, застопорились на этапе синхронизации устройства с затвором фотокамеры: было сложно обойти ограничения программного обеспечения телефонов. Не имевший технического опыта магистр международного менеджмента тоже смутно представлял, что и как делать. Но это его не остановило. Тисленко нарисовал схему конечного продукта, как он его видел, и отправился к конструкторам, которых нашел в Киеве. Они ответили, что не могут воплотить в жизнь гениальный замысел. Пришлось предложить другой вариант с учетом всех замечаний.

Украинские разработчики придумали приложение, позволяющее синхронизировать вспышку и затвор камеры. Оставалось сделать продукт привлекательным для потребителя. Сначала команда создавала прототип для iOS-устройств, который подключается к 30-контактному разъему и разъему lightning, как и зарядка. «Я рассчитывал, что получится гаджет размером 20x4 мм, а вышел кирпич 40x8 мм, то есть ровно в 2 раза больше. Такую штуку нельзя было выводить на рынок», - рассказывает предприниматель. В ходе мозгового штурма вместе с конструкторами кто-то предложил изменить порт для подключения девайса - использовать аудиоразъем. В результате, потратив несколько месяцев и 8 тыс. долларов сбережений, Владислав Тисленко добился желаемого. «На первый взгляд это несложная штука, некоторые называют ее «фонарик для айфона». Но это единственная полноценная вспышка для смартфонов!» - восклицает он. Дело было за малым - найти инвестиции для запуска производства.

УКРАИНСКИЙ ДИСКОНТ

Бизнесмен выложил снимки прототипа в социальных сетях. Поначалу звонки от журналистов, многочисленные интервью и интерес со стороны местных гиков воодушевили команду iblazr. А потом, почитав отзывы, Тисленко понял, что выбрал не лучший рынок сбыта для своего продукта. На Украине к новинке отнеслись скептически, многие восприняли ее как предмет роскоши: мол, какие еще вспышки для айфонов, кому они нужны! Да еще и за деньги! Самый простой вариант пластикового устройства в белом или черном цвете стоил 40 долларов, максимальная цена за алюминиевый девайс с персональной гравировкой - 300 долларов. И тот и другой ценник подвергались насмешкам в Интернете.

«Во время учебы в Великобритании я наблюдал западную модель потребления. Там даже у плохо одетого студента есть смартфон и вообще другие представления о ценности того или иного продукта. Столкнувшись с реакцией на родине, понял, что наша аудитория - это не Украина и не СНГ. Нам нужно на Запад и особенно в Штаты, где огромное количество гиков -людей, помешанных на технологических новинках», - объясняет Владислав. Поразмыслив, он решил идти к своим потенциальным клиентам и за инвестициями: разместил объявление о сборе средств на краудфандинговой платформе Kickstarter. «Попросили 58 тыс. долларов. По моим подсчетам, для выхода на стадию серийного производства нам требовалось 50 тыс. плюс расходы на комиссию платформы и продвижение», - продолжает стартапер. Всем, кто пожертвует от 39 долларов, обещали прислать гаджет через четыре месяца. За время акции iblazr собрал 128 тыс. А чуть позже компания Concepter, которая владеет патентами на iblazr, получила грант от одного из украинских венчурных фондов на 30 тыс. долларов.

Значительная часть привлеченных денег ушла на команду. Прежде специалисты работали над проектом на голом энтузиазме, а после появилась возможность нанять их на полный рабочий день. Оставшиеся средства направили на изготовление пресс-форм и организацию производства в Китае. «Когда про нас написали в крупных американских техноблогах, буквально каждые пять минут мы начали получать письма от тех, кому интересен этот продукт. Таким образом, мы удостоверились, что рынок есть и он огромный», - говорит Тисленко. Его предположения оправдываются. Он рассчитывал, что найдет потребителя в первую очередь в Штатах, и не ошибся: около 60% пожертвований на Kickstarter поступило из США, и большая часть предзаказанных 3 тыс. гаджетов минувшей зимой отправилась туда же. Однако каким будет спрос - неизвестно. Устройство дойдет до прилавков в середине лета. До конца года планируется реализовать 30-40 тыс. вспышек. Выручить за них можно пока немного. Но похоже, в компании не собираются расширять бизнес только за счет этих устройств. Цикл жизни потребительской электроники составляет максимум три года, поэтому в Concepter уже разрабатывают новую версию iblazr и создают еще один гаджет, не связанный со вспышками. Главное - не заиграться на старте. Многие прогорали, растрачивая ресурсы не на маркетинг, а на постоянное совершенствование продукта и вывод на рынок новых гаджетов.

(с) Регина Садыкова