среда, 30 октября 2013 г.

Сам не свой

Бывший военный разведчик, а теперь предприниматель Кеннет Майк Меррилл сделал компанию из самого себя: любой может купить его акции, а с ними - право влиять на его жизнь.

Я давно придумываю с друзьями всякие интернет-проекты - сайты, видео, блоги. Деньги в них вкладывают разные люди, и в какой-то момент я понял, что нужен какой-то понятный способ всем этим управлять. За основу я решил взять корпоративную модель: участники всех моих проектов становятся акционерами и голосуют по каждому решению. Я сделал сайт KmikeyM.com на котором любой человек может купить и продать акции, следить за их курсом. Сейчас их распродано чуть больше пяти тысяч, и цена поднялась с первоначальною $1 до $9-10. KmikeyM был задуман как небольшая часть предприятия по разработке медиапроектов, по в итоге получилось, что KmikeyM - это я сам.

В августе 2008 года я начал жить вместе со своей девушкой, и один из акционеров возмутился, что я принял такое решение сам - ведь теперь у меня будет меньше свободного времени для работы. В этом был резон. Постепенно выяснилось, что акционеров гораздо больше интересуют вопросы, связанные с моей личной жизнью, чем с работой. Я продолжаю заниматься разными проектами и рассказываю акционерам, что происходит, но тем не менее фокус смещается - я оказался и управляющим компании, и самой компанией, и ее продуктам.


Первым крупным акционером, которого я не знал лично, стал Гордон Шефард из Сан-Франциско. Я сначала разволновался - написал ему письмо, спросил, нет ли у него вопросов, он ответил: «Нет, ничего не надо, все в порядке». Я попробовал найти про него что-нибудь в интернете - безрезультатно. Но глядя на то, как он голосует, я убедился, что Гордон довольно объективен. Просто, поскольку он меня лично не знает, с его появлением я был вынужден начать более ясно выражать свои мысли, более четко объяснять, чего хочу. Так что компании это пошло на пользу.

Очень много новых акционеров появилось после того, как меня показали в Today Show (утренний эфир на канале NBC). Я немножко испугался, потому что не мог представить, как все это будет работать. Но в тот момент акция уже стоила около $9, и чтобы действительно на что-то повлиять, надо было довольно много заплатить. Получился отличный барьер - если тебе не правится то, что я делаю, ты вряд ли станешь платить кучу денег, чтобы мне помешать. Вообще, если бы я сам узнал о таком проекте, мне бы захотелось купить акции. Поэтму мне кажется, что у всех моих акционеров есть со мной что-то общее. Так что они меня не пугают.

Обычно я сам задаю курс развития KmikeyM, то есть сам решаю, какой вопрос поставить на голосование. Но несколько раз предложения шли от акционеров. Например, многие из них - веганы, и на какое-то время я перестал есть мясо. В Республиканскую партию я тоже вступил по их инициативе. Я имел неосторожность обсуждать с несколькими из них, что в Америке, чтобы выбрать партию, достаточно взять на почте анкету и поставить галочку в квадратике. Поневоле задумаешься, в чем разница между тем, чтобы кем-то называться, и тем, чтобы по-настоящему верить в то, что за этим стоит. Тогда мои акционеры сказали, что вообще-то это они должны решать, где мне ставить галочку. В итоге на президентских выборах я не знал, что делать: мне совсем не хотелось, чтобы Митт Ромни стал президентом. К счастью, мне удалось найти группу под названием «Республиканцы за Обаму».

Настоящим кошмаром была история с полифазным сном, на который меня обрекли акционеры. Идея заключается в том, что ты спишь не ночью, а по полчаса каждые четыре часа. Якобы этого достаточно, чтобы быть в форме, и при этом высвобождается куча времени. Так вот, это не работает. Я чудовищно уставал и вообще не мог ничего делать. Но даже у этого начинания был смысл: один из акционеров, которого я никогда не видел, сказал, что сам хотел попробовать полифазный сон, но если можно поэкспериментировать на ком-нибудь еще, это гораздо лучше.

Но, думаю, самым важным был «Романтический проект», когда акционеры принимали участие в выборе моего партнера. В середине 2011 года мы расстались с девушкой. Спустя год я решил, что пора найти новую, но такое решение нельзя было принимать без акционеров. Чтобы не описывать кандидатов в открытом доступе - это было бы довольно дико, - я сделал закрытый сайт, доступ к которому был только у моих акционеров. Там я описывал все свидания, не называя настоящих имен и не выкладывая фотографий. Акционеры голосовали за или против - таким образом выстраивался рейтинг. У всех же бывает в жизни, что друг с кем-то встречается, а ты не уверен, что этот человек ему подходит. Я просто решил это формализовать - признал, что не хочу ошибиться и доверяю своим акционерам - пусть они мне помогут. В итоге все сработало, я нашел девушку. Она теперь на пятом месте по количеству акций. Мы живем вместе, подписали «соглашение об отношениях», и у нас есть собака.

Это было намного страшнее, чем задавать акционерам всякие общие вопросы. Помню, в какой-то я момент узнал, что эта девушка курит. Как только я об этом написал, ее рейтинг резко упал. С одной стороны, я не очень хотел, чтобы так получилось, с другой - старался быть максимально честным и объективным. Мне пришлось покопаться в себе, чтобы ответить на вопрос: что мне на самом деле нужно? Получилась такая психотерапия, позволившая понять, что мне в принципе нужно от отношений. Конечно, делиться такими вещами страшно, особенно в интернете. Но если придумать, как рассказывать об этом людям, которым на тебя не наплевать, это невероятный опыт.

Сама эта девушка еще во время первых свиданий купила мои акции, поэтому она могла читать все, что я писал - не только про нее, но и про всех остальных. И первым делом она стала поднимать свой рейтинг. Я подумал, что это отличный знак. Когда акционеры подтвердили, что она может стать моей официальной девушкой, встал вопрос - как они теперь будут участвовать в нашей жизни? Мы придумали, что составим договор, в котором будет прописано максимальное число проблем, с которыми сталкиваются пары. Там, конечно, были какие-то вещи, чтобы повеселить акционеров, но были и вполне серьезные пункты: сколько времени мы должны проводить вместе, с какой скоростью надо отвечать на письма и смс, что делать, если мы решим завести собаку. В результате наши отношения построены на очень крепком фундаменте - мы с самого начала знали, чего друг от друга ждем.

Когда мы подписывали второе соглашение об отношениях, мы подумали, что у официальной девушки должна быть какая-то роль в компании - что-то вроде вице-президента. Мы решили, что на ближайшем аукционе она сможет купить 130 новых акций за цену на момент утверждения нашего с ней договора. Тогда она взяла и прямо перед голосованием акционеров продала одну акцию за доллар - обрушила рынок, чтобы провернуть выгодную сделку. Мне это показалось романтичным.

В июне мы подписали контракт на два года, и к нему мы уже подходили совсем серьезно. Мой любимый пункт в этом договоре - о том, что раз в год мы будем уезжать в отпуск, продуманный акционерами.

Первое время у меня была постоянная работа помимо KmikeyM. Из-за этого мне было не очень важно, приносит ли компания деньги, а сфера влияния акционеров ограничивалась вечерами и выходными днями. Но в марте я рассказал акционерам. что у меня появилась некая новая возможность, связанная с работой, и спросил, использовать ли ее. Это означало, что я должен буду бросить работу и запяться совершенно новым проектом - вместе с некоторыми акционерами открыть компанию Chroma и делать видеоигры. Акционеры согласились, так что теперь они контролируют всю мою жизнь. Было немножко стремно лишиться постоянного заработка, но, к счастью, у Chroma дела идут неплохо. Правда, из-за этот в последние 4-5 месяцев KmikeyM притих - я не успевал активно общаться с акционерами. И акции стали немножко падать - где-то с $10,15 до $9. То есть моим акционерам не нужно, чтобы я больше занимался компанией, - им нужно, чтобы я рассылал новости, отвечал на письма, ставил вопросы на голосование. И сейчас мне придется активизироваться.

Я надеюсь, что KmikeyM скорее похож на документальное кино, чем на реалити-шоу. У документального кино задача не только развлечь, но и чему-то научить, о чем-то рассказать. Конечно, я развлекаю друзей и других акционеров, но в первую очередь мне интересно разработать систему, которую я называю «сообществом через капитализм». Купив акцию, ты становишься моим другом. Конечно, странно, что я продаю дружбу, но что такое «дружба» в эпоху фейсбука? Друг - это человек, который влияет на мою жизнь. Думаю, это неплохое определение.

Мысль о том, что в какой-то момент передо мной и акционерами встанут гораздо более серьезные вопросы, меня не пугает - это будет интересно. Когда Стив Джобс заболел, он долгое время не занимался лечением, а ел фрукты. Если бы на этом месте оказался я, акционеры наверняка сказали бы мне: «Завязывай с этими фруктами. Иди к врачу».

Чем это все может закончиться, я не знаю. У меня была идея выкупить все акции, но сейчас это будет стоить около $50 тыс. Я не потяну. Другой вариант - выйти из структуры и засунуть в нее кого-то еще. Может же в компании поменяться руководство, так почему кто-нибудь другой не может стать KmikeyM?