пятница, 14 ноября 2014 г.

Работа и хоббит

Мартин Фриман
За несколько лет Мартин Фриман из просто хорошего британского актера стал всемирно известным британским актером. Выясним, как ему это удалось.

Мартин Фриман заходит в номер роскошного лондонского отеля Claridge’s и протягивает правую руку, удерживая в левой блюдце с чашкой чая и горой печенья. «Так вы из России? - живо интересуется он. - Меня с вашей страной многое связывает. Когда мне было семнадцать, я поехал в Советский Союз, потому что тогда считал себя яростным коммунистом, и привез оттуда домой огромный плакат с Лениным. Но мой пыл быстро иссяк». Мартин усаживается в кресло и улыбается, предаваясь приятным воспоминаниям. Из кармана его винтажного пиджака торчит цветастый платок, похожий на те, которые наши бабушки повязывали на головы, когда шли доить коров. Его лицо густо покрывает рыжая борода - необходимый аксессуар для роли Ричарда III в спектакле, который как раз последнюю неделю идет в театре Trafalgar Studios. Там милый и с виду добрый Мартин совершенно свирепо и озлобленно играет заглавного шекспировского персонажа. От него такого меньше всего ожидаешь. «Это потому, что вы со мной не живете, - смеется актер. - В быту я - само зло».

Мартин в этом году расстается не только с Ричардом III. В декабре мы в последний раз увидим его в роли Бильбо в заключительном фильме трилогии Питера Джексона «Хоббит: Битва пяти воинств». С момента, когда актер получил эту роль, до премьеры последнего фильма - путешествие длиною почти в пять лет. Что же Мартину Фриману дал Бильбо Бэггинс?


«Сейчас трудно сказать, - задумывается Мартин и делает долгую паузу. - Как это часто бывает у всех нас, мы проходим через что-то, получаем какой-то опыт и не имеем ни малейшего понятия, как это все отразится в дальнейшем на нашей жизни. Это видно не сразу, а только в перспективе, может, лет через пять. Сейчас могу только сказать, что я невероятно измотан. У меня до этого не было такой долгой работы, я никогда не проводил столько времени на площадке, даже в сериале. Это был самый настоящий марафон, тогда как обычная роль в фильме - она скорее как спринт, стометровка».

От первого до последнего съемочного дня «Хоббита» - все три фильма снимались одновременно в Новой Зеландии - прошло полтора года, а это для любого актера целая вечность. Но за это время, как утверждает Мартин, он научился быть более терпеливым, чем раньше, не расходовать силы почем зря и использовать любую возможность, чтобы отдохнуть. «Также я научился не приставать ко всем вокруг и быть спокойнее, - он виновато улыбается и хмыкает. - А то, знаете, когда я был молодым, двадцатитрехлетним парнем, только что окончившим актерскую школу, и по большим праздникам попадал на съемочную площадку, я тут же начинал вести себя как восторженный идиот. Постоянно между дублями пытался со всеми говорить, приставал к коллегам, прыгал по площадке, как обезьяна на спидах. А они, чаще всего люди за тридцать пять, безучастно говорили: «Слушай, извини, но мне надо присесть». Теперь я их понимаю, мне тоже очень часто надо присесть!»

Мартина пригласил на роль Бильбо еще Гильермо дель Торо, когда возглавлял проект. Гильермо потом ушел, пришел Джексон, а Мартин остался. Ему предстояло сыграть персонажа, у которого за плечами огромная фан-база. Наверное, когда брался за роль, он умирал от волнения и предвкушал, что вот сейчас навалится на него вселенская слава? «Ничего не вышло бы, если бы я начал строить планы, пестовать в себе манию величия и думать, что теперь в каждом почтовом отделении на меня будет нападать минимум пять фанатов. То есть хотя бы один - было бы неплохо, но пять - уже чересчур, - смеется Мартин и продолжает: - Вы не поверите, но я не стал кидаться в этот омут с головой. Я тогда взвесил все за и против. Конечно же, я люблю Питера Джексона, само собой, мне очень понравился его «Властелин колец», а такую роль в «Хоббите» предлагают раз в жизни, и то не всем. А с другой стороны, это предложение подразумевало полтора года вдали от дома, от семьи, от всех родных и привычных вещей, от одежды Марка Пауэлла и еды Джейми Оливера. Страшно, конечно. Но тут главное - не допустить предательской мысли вроде: «Ну не стоит торопиться, через пару лет ко мне приплывет еще один такой Бильбо». Не приплывет, это уникальная возможность, и ее нельзя профукать. Ну я и не профукал. Горд собой».

В этом году мы также могли видеть Мартина в мини-сериале «Фарго», вольно основанном на фильме братьев Коэн 1996 года. Не пытался ли Мартин подражать Уильяму X. Мейси из фильма Коэнов? «Ну конечно же нет! Ведь я играю совершенно другого персонажа. У них разные имена, разные истории, хоть в них и можно увидеть некоторое сходство. Но я не смотрел фильм «Фарго» с 1996 года. Это отличное кино, мне очень нравятся братья Коэн, но мне кажется, сравнивать меня с Биллом Мейси было бы некорректно». Тут Мартин несколько заводится, и нам приходится его заверить, что никто их не сравнивает. «Да ничего, я все понимаю, многие так делают. Ведь вы меня сравнили именно с Биллом, а не, скажем, с Фрэнсис Макдорманд. Но, честно, мне было бы просто неинтересно играть того же самого персонажа. В этом нет никакого смысла».

Хорошо, хорошо. Даже у такого славного парня есть свои больные места. Впрочем, ему-то можно и не страдать особо: он прошел огромный, усыпанный розами путь от Тима Кентербери из сериала «Офис» до Джона Ватсона из «Шерлока», от Артура Дента из «Автостопом по Галактике» до все того же Бильбо. Мечтал ли он о такой прекрасной карьере? Мартин не прочь на эту тему порефлексировать: «Я прекрасно осознаю, что я невероятно везучий человек. Мечтал ли я об этом? Ну, пожалуй, да. Но мало ли о чем я мечтал! Я спал и видел, как получаю «Оскара» в двадцать пять лет. Но я очень, очень ценю все, что со мной происходит. Правда, не всем так везет».

(с) Заира Озова