пятница, 17 октября 2014 г.

Валить нельзя остаться

вали отсюда

«Не нравится - вали отсюда!» - выкрикивает один из читателей во время встречи со мной. Удивительное изобретение русской словесности. Всякий раз, когда у моих оппонентов заканчиваются аргументы, мне предлагается собрать вещи и покинуть пределы Российской Федерации. Некоторые, впрочем, предлагают сделать это и не вступая в дискуссию, жаль только имя философского межгалактического корабля при этом не озвучивают.

Вы знаете, я человек маленький. Говорю без иронии и кокетства. Мои заслуги перед великой страной ничтожны. Когда-то я был сценаристом программы «Прожекторпэрисхилтон», что означает, что и мои шутки время от времени поднимали настроение некоторому количеству россиян, позже занимался тем же на «Дожде». Мой роман получил одну из пяти самых влиятельных литературных премий России («Русская премия» учреждена в 2005 году с целью сохранения и развития русского языка как уникального явления мировой культуры и поддержки русскоязычных писателей мира), и, так как я не являюсь гражданином РФ (что в современной России автоматически приравнивается к шпионажу), выплачивая мне гонорары, отчисляются в казну РФ не тринадцатипроцентный, а тридцатипроцентный налог. Вот, собственно, и все. На этом мои заслуги перед страной великих Рахманинова и Бродского (а нет, минуточку, погодите, их же выслали!), так вот, на этом мои заслуги перед страной великих Маяковского и Стаса Пьехи заканчиваются. Следовательно, если я вдруг чем-нибудь недоволен, меня необходимо немедленно высылать.


Логика моих оппонентов проста: раз уж я не гражданин страны, в которой живу десять лет (сотрудники УФМС, которые наверняка заинтересуются мной после этой колонки, подтвердят: в отличие от обожаемого мною литовского режиссера Карбаускаса, я всегда отмечаюсь вовремя), так вот, раз уж я не гражданин страны, в которой нашел жену и поспособствовал рождению чудесного малыша, у меня есть всего три варианта поведения: а) радоваться всему, что происходит в России; б) молчать обо всем, что происходит в России, или в) валить на все четыре стороны. Иного не дано. Если я вдруг возмущаюсь тем, что травят Макаревича, мне возражают: «А какого, собственно, ты лезешь не в свои дела? Не нравится - вали отсюда!»

Я бы и рад не лезть, но мой сын - гражданин России, и сейчас, переиначивая слова одного из героев старого, доброго фильма «Курьер», мне бы хотелось даже не знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание, но понять: почему здание это возводят какие-то уж очень странные ребята? Прямо сейчас, здесь, на моих глазах эти люди пытаются построить страну, описанную в некоторых романах Кафки, с одним лишь исключением: у Кафки это было хотя бы талантливо.

«Не нравится - забирай сына и валите вместе!» - отвечают мне. Отлично, логика, завораживающая своей прямотой! Непонятно только, почему из России должны валить я и сын, а не люди, которые клепают сюжеты про «распятого мальчика»? Почему из страны должны уезжать те, кому не нравится колоссальный уровень коррупции и хамства, но не те, кто этой коррупцией занимается и хамству потворствует? Быть может, это они, в девятой степени патриоты, должны съездить навестить своих проживающих за границей детей, нет?!

Случается, что после этих моих элементарных вопросов редкие оппоненты задумываются, но, чтобы ни в коем случае не ударить в грязь лицом, тотчас предъявляют мне второй всероссийский железобетонный аргумент: «А можно подумать, у них там, в Америке или Бельгии, лучше». Да какая мне хрен разница, как у них там, в Америке?! Мы же говорим про Россию! Будем говорить про Америку - я первый найду вам столько же проблем! При чем здесь это? «А при том, - отвечают мне, - что если тебе вдруг что-то не нравится, дружок, то вали-ка ты отсюда!»

Мне всего тридцать. Я не знаю, что отвечать на формулу: «Мы здесь гадим в гостиной, потому что наш сосед мочится в коридоре». На мое предложение при любых соседях ходить в туалет, как правило, отвечают отказом. Но это и понятно: привычка. С советских времен трудности в других странах стали главным и любимым оправданием невзгод отечественных. Замкнутый круг. Игра в пятнашки, растянувшаяся на десятилетия. Решать проблемы тяжело. Говорить о проблемах других - почти наслаждение. Это понятно. Что с этим делать - нет.

Я знаю только одно: наш мир сжался до размера изюминки. Нет больше проблем «наших» и «не наших». Проблемы стали общими. И вместо того чтобы гонять друг друга из страны в страну, нам лучше бы признаться себе, что мы порядком нагадили и стоим по уши в дерьме. Стоим всем миром. И с этим нужно что-то делать. И что бы там ни кричал парень с последнего ряда, свалить с этой планеты нам никуда не удастся. Мир.

(с) Саша Филипенко