вторник, 2 сентября 2014 г.

Манфред Кетс де Врис. Секс, деньги, счастье и смерть

Манфред Кетс де Врис. Секс, деньги, счастье и смерть
О том, как стать счастливым, для чего нужны деньги и надо ли бояться смерти. Используя свой опыт и знания в сферах менеджмента и психотерапии, автор пытается получить «трехмерное изображение» человека и понять его сложнейшую природу. Готовых рецептов не существует, все ответы нужно искать внутри себя, но для этого придется совершить трудное и увлекательное путешествие в глубь своей души. 

Почему книга «Секс, деньги, счастье и смерть» достойна прочтения?
- Издания Financial Times, Le Capital, Wirtschaftswoche и Economist включили автора в список 50 ведущих специалистов по вопросам лидерства и называют его одним из самых влиятельных людей в мире в области управления человеческими ресурсами.
- Автор отвечает на важные вопросы, которые ему как профессиональному коучу задают его клиенты, высокопоставленные менеджеры, и которые волнуют каждого современного человека.
- Книга учит тому, как достичь гармонии между собой и окружающим миром.

Для всех, кто хочет лучше узнать себя, более осмысленно принимать решения и получать от жизни удовольствие.

Глава из книги (эксклюзив от издательства "Альпина паблишер"):

Бешеные деньги

Пусть изучение сновидений — кратчайший путь к пониманию символического значения денег, но беседы с преуспевающими бизнесменами тоже весьма полезны. Например, я узнал, что подавляющее большинство топ-менеджеров одержимы идеей бешеных денег — то есть такой суммы, которая даст им свободу ото всех. Через их рассказы красной нитью проходит тема пролитых в детстве слез из-за катастрофической нехватки денег. В юности они чувствовали — да так оно на самом деле и было, — что не в силах изменить жуткие условия существования своей семьи. Наблюдая за тем, как их родители из кожи вон лезли, чтобы держаться на плаву, оплачивать счета и не голодать, они осознали колоссальное влияние денег на качество жизни. Впоследствии эти «детские обиды» стали одной из главных тем в их внутреннем театре, темой, определяющей все дальнейшее поведение.


Некоторые настолько озабочены улучшением собственного благосостояния, что кроме денег ни о чем не могут думать. Дети, видя, как родители бьются, пытаясь свести концы с концами, клянутся никогда не допустить подобного в своей жизни. Одно из их заветных желаний — увидеть на лице родителей прежнюю улыбку, облегчить их жизнь, вернуться в состояние безмятежного блаженства и почувствовать близость с заботящимся родителем. Если в юности они страдают от финансовой беспомощности, то, повзрослев, стремятся добиться такого финансового положения, которое позволило бы им послать многих людей куда подальше. Они хотят быть настолько богатыми, чтобы стать непобедимыми, иметь возможность управлять и властвовать и избегать любых неприятных ситуаций. Они не желают вновь становиться жертвами обстоятельств. Для них деньги значат независимость, власть и контроль. Только деньги способны изгнать призраков прошлого, только они — панацея от всех бед. Однако эти люди не могут понять одного: «Тот, кто верит, что деньги принесут ему все, зачастую сам идет на все ради денег»1. Им кажется, что источник их бед — в нехватке денег. И не видят обратную сторону богатства.

НАЗОЙЛИВЫЕ ДЕНЬГИ

Деньги не только символ власти и контроля, они символизируют победу своего обладателя в игре под названием жизнь. Деньги служат показателем личных достижений человека. Если мы страдаем от недостатка самоуважения, богатство становится одним из способов показать остальным, что с нами надо считаться. Деньги доказывают, что мы одержали победу над всеми горестями и бедами, приносят нам признание окружающих и вселяют в нас чувство собственного достоинства. Однако люди гонятся не просто за громадными счетами в банках. Все гораздо сложнее. Выставляя напоказ свое богатство, многие демонстрируют собственное превосходство. Победа в гонке за большими деньгами только добавляет привлекательности завоеваниям.

После бесчисленных разговоров с бизнесменами, ставящими во главу угла деньги, я осознал, до какой степени действия человека могут определяться принципами соперничества. Один из топ-менеджеров как-то на полном серьезе сказал мне: «Какой смысл в деньгах, если они не могут вызвать зависть и злобу у твоего приятеля?» С такими установками деньги часто используют как оружие мести. Они становятся средством борьбы с детскими обидами — реальными или воображаемыми. Такие люди рассматривают деньги не только как символ успеха, но и как реальную возможность вызвать в других зависть. Разумеется, это пробуждает в «жертвах» все самое худшее: разъяренные выставляемым напоказ чужим богатством, они реагируют агрессивно. В таких ситуациях деньги могут стоить слишком дорого. Демонстрация своего благополучия с целью вызвать зависть у других подтверждает дарвиновский взгляд на жизнь и делает мирное сосуществование невозможным. Как заметил певец Боб Дилан: «Деньги не говорят, они сквернословят». Правда, стреляя в других, можно, в конце концов, ранить себя. Однако многие предпочитают вызывать к себе зависть, а не жалость.

Некоторые рассматривают деньги как идеальный способ ведения счета в игре под названием жизнь. Показывая, сколько мы заработали, мы заставляем сравнивать чужие доходы с нашими. Знаменитый предприниматель Дональд Трамп говорил: «Деньги для меня имеют смысл только как способ ведения счета. Истинное же удовольствие я получаю от самой игры». Не верьте тем, кто утверждает, что деньги для них значат не все; обычно дело обстоит с точностью до наоборот. Ведь, как заметил Трамп, деньги как нельзя лучше подходят для ведения счета. Если судить по списку богатейших людей мира, ежегодно публикуемому журналом Forbes, большие деньги действительно выглядят впечатляюще. Попадание в этот список — цель многих честолюбивых руководителей — довольно эффективный, но непростой способ вызвать восхищение (и/или зависть) у окружающих.

Людей, с завистью просматривающих список Forbes, куда больше, чем тех, кто попадает в него. Изучая этот список, мы испытываем внутренние мучения. Досада и негодование, желание обладать таким же имуществом или положением, которого добились другие, — одна из самых тяжелых реакций на чужие деньги. Мы очень быстро понимаем, насколько коварна зависть. Эсхил писал: «Редкий муж способен без зависти почитать преуспевшего друга». Несмотря на то, что мы не всегда готовы признаться в том, что завидуем, это чувство играет важную роль в нашей внутренней жизни. Если рассматривать его как невозможность ценить и уважать собственную уникальную личность, оно приобретает еще более мрачный оттенок. Чувство зависти рождается из нашего незнания собственных способностей или неверия в них.

Зависть и соперничество — близнецы-братья, отношения между которыми развиваются особенно ярко, когда дело касается денег. Если они играют главную роль в нашей внутренней жизни, мы не просто хотим быть богатыми, а стремимся быть богаче других. Журналист Генри Менкен емко определил богатство как «любой доход, хотя бы на сотню долларов в год превышающий доход мужа сестры жены». Писатель Гор Видал тоже был тонким знатоком природы человека. «Когда мой друг преуспевает, — говорил он, — что-то во мне умирает». Да, что-то в нас может и умирать, но может и прибавлять сил, порождая страстное желание доказать миру, что мы еще тоже чего-то стоим, что нас еще рано списывать со счетов.

Многие сверхбогатые люди рассматривают непопадание в список Forbes как катастрофу. Они выходят на рынок и снова вступают в бой, готовые на все, лишь бы войти в круг избранных. Но, к сожалению, даже попав в список богатейших людей мира, они продолжают испытывать неудовлетворенность. Добравшись до невиданных высот, они начинают мучиться размышлениями по поводу своего рейтинга. В конце концов, только единственный богач в мире вне конкуренции, перед остальными же всегда маячит спина того, кто стоит на ступеньку выше. Это порождает новый вызов: как превзойти ближайшего соперника? Как подняться еще выше? И что можно сделать, чтобы понизить рейтинг остальных? Неважно, как высоко вы уже поднялись, зависть все равно гложет ваше сердце.

Подумайте над ехидным замечанием в адрес самого богатого человека в мире, которое сделал один из сверхбогачей Ларри Эллисон: «Билл Гейтс хочет, чтобы его считали Эдисоном, тогда как на самом деле он Рокфеллер. Неправы те, кто считают его умнейшим человеком Америки... Богатство и мозги — вовсе не одно и то же». Любой, кто решает во что бы то ни стало превзойти Билла Гейтса, рискует отравить себе всю оставшуюся жизнь. Погоня за деньгами не приносит душевного спокойствия и гармонии, как воображают многие. Деньги влекут нас, словно святой Грааль, но, как и он, остаются иллюзией.

ЧЕРНАЯ ЗАВИСТЬ К ЗЕЛЕНОМУ БАКСУ

Разрушительная конкуренция, при которой деньги становятся критерием оценки человека или средством обретения известности, может уходить корнями в далекое прошлое. Приступы детской ревности порождаются стойким (и подчас верным) ощущением, что один из родителей или даже оба отдают предпочтение «другому». Поскольку любовь нельзя поделить поровну, она становится бесценной. Чувство, что вас любят недостаточно, приводит к так называемой нарциссической травме, или удару по самоуважению, что проявляется в таких симптомах, как депрессия, зависть, соперничество, ярость, обида, жажда мести и справедливости. Внушительные банковские счета становятся способом демонстрации собственной значимости, средством реабилитации.

Хорошим примером потребности в признании и восстановлении справедливости посредством денег служит мультипликационный персонаж — Скрудж, дядюшка Дональда Дака. Диснеевский мультфильм с потрясающей точностью показывает, что случается, когда накопление денег становится самоцелью. В мультсериале Скрудж Макдак предстает богатейшим жителем мира, сделавшим головокружительную карьеру от бедного чистильщика сапог в Шотландии до скупого миллиардера в Соединенных Штатах. Его имя ассоциируется с именем скупердяя Эбенезера Скруджа, главного героя повести Чарлза Диккенса «Рождественская песнь». Однако существует версия, что прототипом Скруджа послужил крупный шотландский промышленник Эндрю Карнеги, иммигрировавший в США в возрасте 13 лет.

Часть своего состояния Скрудж Макдак держит в огромном неприступном хранилище на окраине города Дакбурга. Известный своей невероятной скупостью, он больше всего в жизни любит деньги. Все свое свободное время он проводит, ныряя в деньги, как дельфин, зарываясь в них, как суслик, и подбрасывая монеты вверх, чтобы они падали ему на голову.

В делах Скрудж Макдак часто прибегает к наглости и обману. Бизнес — это сцена, где его соревновательный дух проявляется во всей красе. Скрудж приобрел значительный опыт манипулирования людьми и событиями в свою пользу. Однако расплатой за такое поведение является отсутствие в его жизни настоящих эмоциональных отношений. Он прохладно относится как к своему собственному племяннику Дональду, так и к маленьким племянникам Дональда. Единственное, что пробуждает в Скрудже Макдаке какие-то чувства, это его деньги, поскольку они вызывают воспоминания о том, как были заработаны. Мультфильмы про Скруджа Макдака — это одновременно и смешные истории, и мрачная символическая сказка о пустоте богатства. Каждая из историй сериала несет скрытое послание, предупреждающее о том, что расплатой за богатство становится одиночество.

Комплекс Монте-Кристо

Комплекс Монте-Кристо назван по имени главного героя романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Основная тема книги — возмездие, потребность отомстить за реальные или мнимые обиды. Когда Эдмон Дантес собрался жениться и стать капитаном судна, его арестовали по ложному обвинению в том, что он бонапартистский агент. Это случилось незадолго до побега французского императора с острова Эльба и его триумфального возвращения во Францию. Из-за хитрой интриги своих тайных врагов-завистников Дантес оказывается в заточении в жутком замке Иф. В тюрьме он знакомится с аббатом Фариа, который обучает его всему, что знает сам. Дантес проводит в заточении 14 лет, после чего, наконец, сбегает. Он добирается до острова Монте-Кристо, где находит клад, о котором рассказывал Фариа и который хранится там со времен эпохи Возрождения. В образе загадочного графа Монте-Кристо сказочно разбогатевший Дантес начинает осуществлять план мести, направляя несчастья на головы своих врагов и пытаясь таким образом отплатить им за годы собственных страданий.

Для людей с комплексом Монте-Кристо месть — не просто мимолетное искушение, а основная движущая сила. Единственное, что имеет для них значение, это сведение счетов, а деньги используются как средство достижения этой цели. Но, как осознает Дантес в романе Дюма, сведение старых счетов, в конце концов, разрушает самого мстителя. Можно ли двигаться вперед, только и делая, что мстя своим недругам? Дерево мести не приносит плодов, гласит голландская пословица. В «Потерянном рае» Джон Мильтон писал: «Вначале месть сладка, но, на себя оборотясь, рыгает горечью». Те, кто замышляют уничтожение других, часто гибнут сами и, как говорится в «Исходе», требуя возмездия, в конце концов, делают всех слепцами. Я встречал немало бизнесменов, которые мстили другим посредством денег, но в конечном итоге сгубили самих себя.

ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ...

Конечно, мы всегда можем процитировать Оскара Уайльда: «Лишь один класс думает о деньгах даже больше, чем богатые, и этот класс — бедные». Но хоть и нет ничего хорошего в том, чтобы жить впроголодь, слишком много денег и вещей тоже могут приносить вред. Английская пословица гласит: «Излишек денег губит молодость». Другими словами, избыток денег может пагубно сказаться на развитии ребенка. Это случается, когда родители, занятые накопительством и управлением накопленным, засыпают ребенка подарками и деньгами, пытаясь искупить вину за свое постоянное отсутствие. По сути, они предлагают ребенку деньги вместо любви. Но наши дети нуждаются прежде всего в нашем присутствии, а не в дорогих игрушках.

Можно ли заменить настоящую любовь и заботу деньгами? Нет, если речь идет о здоровом развитии ребенка. Дети, растущие в таких условиях, испытывают двойственные чувства: с одной стороны, они не уверены в любви взрослых, а с другой — сомневаются, способны ли любить сами. В такой ситуации они с детства испытывают депрессию и чувство собственной уязвимости, что продолжается и во взрослой жизни. Некоторые из этих детей впоследствии страдают подобием усталости от богатства: ониоманией (буквально — непреодолимой страстью к покупкам). В детстве они испытывали искусственный приступ радости, когда родители давали им деньги на какие-то вещи или подарки, а став взрослыми, снова и снова повторяют эту модель поведения. Они пытаются спастись от депрессии, а получают лишь сиюминутное, и то сомнительное, удовольствие.

Деньги не могут дать детям ощущение внутренней безопасности и стабильное чувство самоуважения, необходимые во взрослой жизни, — наоборот, они обедняют их. Если вы хотите узнать, на что способны ваши дети, перестаньте заваливать их подарками. Когда деньги достаются слишком легко, важные задачи развития едва ли будут решены как со стороны ребенка, так и со стороны родителя. Деньги лишают детей необходимости проделывать сложную психологическую работу, которая нужна для становления здоровой и ответственной личности. Они развращают, как и власть, поскольку делают нас зависимыми — а большие деньги развращают еще сильнее. Они мешают формированию глубоких значимых отношений, являющихся основой зрелой здоровой личности, что может привести к пожизненной депрессии и проблемам с самоуважением.

Когда у молодых людей слишком много денег, окружающим трудно строить с ними нормальные отношения. Дети-мажоры, получившие привилегированное образование и воспитание, представления не имеют, что кто-то может жить иначе. Их опыт развития слишком отличается от опыта других. Незнание реальной жизни и дискомфорт, который испытывают окружающие, общаясь с ними, — вот факторы, которые мешают процессу установления нормальных отношений. Более того, золотая молодежь не вполне адекватно воспринимает сама себя и не осознает, как к ней относятся другие люди. Все это мешает жить в реальном мире: она не подготовлена к собственному материальному положению и реакции на него других и часто неверно понимает, что движет окружающими.

Избыток денег и вещей негативно сказывается на мотивации. Постоянно имея карманные (и немалые!) деньги, молодые люди не понимают их ценности и не представляют, как трудно они достаются. Если они не узнают, что значит зарабатывать деньги, то никогда не оценят тяжелую работу. Больше того, молодые люди, не испытывающие недостатка в деньгах, теряют интерес к борьбе, к экспериментированию, к достижениям и открытию чего-то нового.

Детям часто рассказывают историю царя Мидаса — притчу о жадности и искуплении, — чтобы помочь им сформировать верное представление о деньгах. Легенда гласит, что однажды Ми-дас заметил под одним из деревьев своего сада спящего старика. Он узнал в нем Силена, учителя и верного соратника Диониса, бога вина. Пожалев старика, царь Мидас не стал наказывать его и отпустил восвояси. Узнав об этом, Дионис вознаградил Мидаса исполнением одного его желания. Царь, не задумываясь, выпалил: «Хочу, чтобы все, к чему я прикасаюсь, превращалось в золото». Дионис пытался предостеречь и образумить его, но Мидас не слушал. Он настаивал. И его желание исполнилось.

Поначалу Мидас несказанно обрадовался своему новому дару, который он не замедлил испытать на деле. Упиваясь своей властью, он обращал в золото все, до чего мог дотянуться, включая свои любимые розы. Но все быстро изменилось, когда он понял, что не может ни пить, ни есть, поскольку едва вино и еда касались его губ, как тут же превращались в бесценное, но несъедобное золото. Когда он случайно превратил в золото свою дочь, то окончательно осознал всю глубину своей ошибки. То, что он считал сказочным даром, на самом деле сделало его самым несчастным человеком на свете. Благословение оказалось проклятием. Он не мог ни есть, ни спать, ни пить, ни дотрагиваться до чего-либо, поскольку все тут же обращалось в золото; и еще он ужасно горевал из-за того, что погубил любимую дочь.

Мидас кинулся умолять Диониса избавить его от «золотого прикосновения». Бог рассмеялся, но решил сжалиться и сказал, чтобы царь искупался в ближайшей реке. Мидас боялся ступить в воду, опасаясь, как бы она не превратилась в золото и не уничтожила его. Тогда он взял кувшин и облил себя сверху донизу. Он наполнял кувшин снова и снова, и к его великому облегчению, золото с его тела постепенно смылось. Потом Мидас омыл водой из кувшина свою дочь, слуг, коня и весь дворец. Он не останавливался до тех пор, пока все не приняло свой изначальный облик. После этого приключения Мидас, конечно, стал беднее, чем мог бы быть, но чувствовал себя богаче оттого, что рядом с ним были люди и вещи, которые действительно имели для него значение.

Мораль очевидна — «золото» может принимать любую форму, включая счастье, любовь и значимые отношения. Ценой огромных усилий Мидас вернул то, что любил больше всего на свете.

Деньги нужно зарабатывать, только тогда человек научается по-настоящему ценить их. Поэтому родители должны прививать детям уважение и любовь к труду, делая деньги одним из элементов целой системы. В противном случае дети могут вообразить, что обладают исключительными правами и все в жизни продается и покупается. А они должны понять, что есть вещи дороже денег.

Как показывает история царя Мидаса, некоторые люди могут иметь несметные богатства, но на деле быть очень бедными. Звон монет ласкает слух, но нельзя поддаваться его льстивой мелодии. Поэтому на родителях лежит огромная ответственность за то, чтобы их дети правильно воспринимали деньги и то, что они могут дать. Если вы хотите, чтобы ваши дети твердо стояли на ногах, возложите на них какие-нибудь обязанности. Чем больше мы укрываем детей от неприятностей, тем более жестокие разочарования ждут их в будущем.

Помните: главное не слова, а поступки. Ничто не воздействует на ребенка так сильно, как родительский пример. Очень трудно наставить ребенка на путь истинный, если вы сами идете по другому пути. Как это ни странно, но только в процессе воспитания детей мы начинаем задумываться о собственных убеждениях и ценностях. Не потому ли мы так беспокоимся за своих детей, что не хотим, чтобы они выросли похожими на нас?