воскресенье, 24 августа 2014 г.

Джулия Кэмерон, Эмма Лайвли. Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях

Джулия Кэмерон, Эмма Лайвли. Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях
Эта книга – разговор по душам с читателем. Она расскажет о том, как развить в себе и детях творческое начало, научиться жить в гармонии с собой и со своей семьей. Переходя от главы к главе, вы вместе с ребенком будете выполнять упражнения и постепенно находить в себе и детях скрытые таланты.

Джулия Кэмерон – автор стихов, пьес и киносценариев. Она написала более 30 художественных и нехудожественных книг, включая бестселлер «Путь художника». Джулия Кэмерон проводит семинары по всему миру, вдохновляя людей и помогая им открыть в себе творческие способности.

Глава из книги:

Границы

Свободы без оговоренных пределов не существует. И хотя многие представляют себе творчество как «полную свободу от всего», верно, скорее, обратное. Способность к творчеству расцветает внутри установленных рамок. Парадокс развития творческих способностей в том, что наибольшая свобода предполагает жесткие границы. Это касается и физического пространства. Ребенок чувствует, что его любят, когда он ощущает эти границы. Создайте для своего ребенка спокойную гавань, где он сможет мечтать, играть, устроить любой беспорядок (потом, разумеется, все убрать), – и вы научите его уважать себя и других, он почувствует вовлеченность в окружающую среду, физическую и духовную.


Режим

Когда мы воспитываем одаренного ребенка, то обязательно создаем четкий график, согласно которому должна строиться вся его жизнь. Очень важно, чтобы в расписании время, отведенное на определенные занятия, гармонично сочеталось со свободным временем. Таким образом мы вносим в жизнь разнообразие и равновесие. Распределяя свои занятия и свободное время согласно распорядку дня, мы, с одной стороны, даем детям достаточно четкие инструкции и указания по поводу необходимых дел, а с другой – предоставляем свободу для отдыха и перерывов. При определенной гибкости нам удается и в жизни ребенка достичь золотой середины между четким расписанием и временем на другие, незапланированные занятия.

Когда Доменика приходила из школы, она очень радовалась, если я встречала ее с распростертыми объятиями, давала бутерброд и на час предоставляла самой себе. Предложите детям выбор: сыграть в шашки или погулять во дворе. Уделите им внимание, задайте простой вопрос «Как прошел день?» и внимательно выслушайте ответ.

Доменика скакала в школу на лошадке-палочке, а вечером я встречала ее с этой игрушкой, чтобы она на ней же возвращалась домой. Мы тогда жили в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, и рядом со школой был прекрасный киоск с пиццей. Иногда нам хотелось съесть по куску пиццы, тогда дочка подъезжала к киоску, «стреноживала» лошадку – просто прислоняла ее к столику, и мы, поглощая еду, обсуждали день.

До дома было десять минут пешком, и как только мы приходили, я давала возможность Доменике выбрать, чем заняться. Чаще она выбирала своих деревянных лошадок, но иногда побеждали куклы. Я заметила, что ей в это время не хочется быть с мамой, ей хочется поиграть одной. Поэтому примерно с час я ее не беспокоила, а потом мы переключались на домашние задания. Я старалась облегчить ее занятия, бережно направляла ее и часто превращала решения задач в игру. После часа отдыха и игр у Доменики просыпалось желание заниматься. Час отдыха, который она с таким нетерпением ждала, входил в ежедневное расписание, это было ее личное время.

Самый верный способ создать безопасную обстановку для творческих порывов ребенка – обеспечить порядок. Как родители мы все время ищем баланс: да, свобода существует в четких рамках, но если мы составим слишком плотное расписание, то не останется места для спонтанности и вдохновения.

Окружающий мир готов в любую минуту предложить нам и нашим детям какое-нибудь дело, и чем занять свободное время, найдется всегда. Это может быть что-то связанное с образованием или просто какие-то действия ради удовлетворения собственного любопытства. Но в своем стремлении сделать наших детей более образованными и эстетически развитыми мы можем потерять чувство меры, тем самым подтолкнув их прямо к разочарованию – мимо детских открытий.

Кристин Кох, автор книги Minimalist Parenting («Воспитание по минимуму»), известный блогер, пишущая об образе жизни и родительских проблемах, говорит об этом так: «Я понимаю, что жизнь ребенка становится все насыщенней. У нас и у детей столько возможностей, что практически в чем угодно можно зайти слишком далеко. Но следует быть осторожнее – родителям необходимо позволять детям принимать самостоятельные решения. Когда мы придумываем для детей очередное дело, мы совсем не помогаем им развиваться и думать независимо. Мы приучаем их думать, что кто-то другой всегда им подскажет, что делать».

Если детям не хватает свободы для принятия собственных творческих решений, в том числе как проводить время и чем заниматься, сначала они взбунтуются, но очень скоро привыкнут находить ответы и идеи где-то на стороне. Отсутствие свободы выбора и возможности использовать собственный опыт – верный путь к тому, чтобы заглушить творческие порывы.

Именно поэтому важно поддерживать равновесие в расписании ребенка, чтобы он мог и учиться, и отдыхать. Яну семь лет, он учится играть на ударных и для своего возраста уже многого добился. Его график полностью подчинен расписанию занятий музыкой. Он с нетерпением ждет четверга, когда его отвезут в музыкальную школу, где он час проведет с учителем и покажет ему плоды своих недельных трудов, а потом получит следующее задание.

Помимо школьных уроков он занимается дома каждый день по полчаса, а иногда и больше. «Я слежу, чтобы он занимался минимум тридцать минут, – говорит Элизабет, мама мальчика. – Это правило. Но иногда он играет и больше». Хитрость в том, чтобы требования были простыми, тогда легко добиться их регулярного выполнения. Яну ничего не стоит провести за барабаном полчаса в день. Это совсем немного, для мальчика это просто, но достаточно, чтобы добиться прогресса. И прекрасно, если он играет дольше. Если он увлекается и не хочет останавливаться, нет никаких причин прерывать его. Элизабет составляет распорядок дня так, чтобы у Яна было достаточно времени, если он захочет поиграть на барабане больше, чем обязательные полчаса, но не в ущерб другим делам.

Мама дает сыну достаточно пространства для маневра, для принятия решения, и это позволяет ему проявить энтузиазм. Вдохновленный успехами, Ян с большим желанием продолжает заниматься, он играет все лучше и лучше, и это приносит ему радость.

Яну не навязывают дисциплину, поэтому его успехи растут и занятия проходят гладко внутри легко предсказуемого графика. Элизабет понимает, что полчаса практики в день достаточно, потому что мальчик так мотивирован, что часто играет и больше запланированного времени.

Расписание – готовая среда для вдохновения. Когда мы составляем распорядок дня ребенку, чтобы среди множества занятий у него нашлось бы время и пространство на собственные интересы, мы дарим ему атмосферу, в которой он может развивать свои творческие способности.

Всему свое место

К сожалению, у нас не всегда столько места, сколько бы нам хотелось. Поэтому было бы неплохо научиться использовать разумно все имеющееся пространство. Беспорядок отвлекает и отбивает охоту работать не только у нас, но и у детей. Поэтому начать надо с уборки.

Дороти, моя мама, всегда говорила: «Все хорошо, когда все по местам». Если мы найдем место своим вещам, нам и вправду будет хорошо. Но перед тем как это сделать, необходимо избавиться от всего лишнего, ненужного и неважного.

Если у вас в доме не все разложено по полочкам – а у большинства людей это именно так, – существует много простых способов, не напрягаясь, разобрать беспорядок и очистить пространство для всего, что нужно вам и вашим детям. Один из моих любимых способов – поставить таймер на пятнадцать минут и за это время выбросить, раздать или разложить по местам как можно больше. Для детей это как игра, они ее обожают. Таймер помогает поднять настроение, детям с ним веселее (тут я могу добавить, что и нам тоже), и цели благодаря ему становятся достижимыми, и их проще осознать, а результаты приносят удовлетворение.

По команде «Три… два… один… начали!» все начинают бегать по дому и собирать вещи. Я во время такой уборки выставляю две коробки с надписями «выбросить» и «отдать» и призываю складывать все туда. Можно придумать приз для ребенка, который за четверть часа собрал больше, например выбрать мороженое в супермаркете или программу для семейного просмотра. Если у игрушек и вещей есть свои места, то убираться просто – нужно разложить вещи по местам, и все. Если вы берете в руки вещь и вам кажется, что это мусор, кидайте ее в коробку с надписью «выбросить». (В конце уборки вы можете еще раз перебрать содержимое коробки, чтобы точно определить, что выбрасывать!) Если вы поставите коробку для вещей на отдачу, это поможет детям отделить мусор от того, что еще можно использовать. В коробку с пометкой «отдать» бросайте не мусор, а те вещи, которые создают беспорядок, и будет лучше, если они перекочуют в другой дом.

Шарлотта любит вспоминать такие стремительные уборки. «Мы с отцом бегали кругами по моей комнате, потому что теперь, когда на полу не валялись брошенные мною вещи, это было возможно, – смеется она. – И сознание того, что я могу навести порядок за пятнадцать минут, очень мне помогало. Я до сих пор пользуюсь этим приемом. Как же было приятно снова видеть пол в комнате! По правде говоря, я очень люблю, когда в доме убрано и чисто, – говорит она. – Кажется, будто ты очутилась в другом мире».

И в самом деле, когда мы расчищаем физическое пространство, мы буквально освобождаем место для ясности и вдохновения. Когда мы уважаем наше пространство, мы уважаем себя. Здесь мы живем, здесь нам в голову приходят идеи. Тут у нас появляется чувство дома и безопасности. И когда это место чистое, мы открыты для новых идей и для хорошего настроения.

Дети разбрасывают игрушки по всему дому, прыгают по кроватям, кидаются подушками, но я еще не встречала ни одного ребенка, которому было бы хуже от того, что в комнате порядок. Нет ничего более заманчивого, чем прыгнуть на кровать, когда она заправлена, а сверху лежат аккуратно взбитые подушки, не правда ли? Порядок – это безопасность, а в безопасном пространстве больше места для творческого полета.

Все родители, с которыми я общалась лично и виртуально в процессе написания этой книги, говорили о беспорядке, который постоянно накапливается, и о том, как трудно от него избавиться. Я призываю их не беспокоиться так сильно по этому поводу: даже если порядок кажется недосягаемой целью, нет ничего невозможного. Пусть вы можете уделить наведению его всего четверть часа в день, в долгосрочной перспективе эти четверть часа приносят много пользы. А если привлечь детей, то еще больше. Так здорово избавиться от того, что больше не нужно, и дети очень скоро начинают это понимать! А когда при уборке удается спасти какую-то совсем ветхую или забытую игрушку, она заслуживает особых почестей и становится гораздо более желанной. Когда мы выбросим все старые и поломанные игрушки, тут же найдутся потерянные и забытые. Вместо кучи ненужных вещей мы сохраним то, что действительно ценно, и у нас остаются игрушки, которые действительно много значат для ребенка.

«Пятнадцатиминутки» приносят результат даже, если кажется, что в доме чисто и ничего нигде не валяется. Засеките время и разберите ящик с хламом или кладовку, наверняка вы обнаружите там много мусора, но и много ценных вещей. А это всегда заряжает оптимизмом. Я не раз слышала жалобы родителей, что в доме слишком мало места, а потом они устраивали уборку и приходили к выводу, что места вполне хватает.

Уборка помогает нам очистить не только пространство вокруг нас, но и голову. Когда вы постоянно спотыкаетесь об одну и ту же игрушку, это действует на нервы. Но маленький шаг к порядку может очень здорово сказаться и на вас, и на детях – духовно, умственно и физически.

Как только мы определим место для разного рода вещей, беспорядок уже не так пугает. Игрушки могут быть разбросаны по дому, но, когда ребенок наиграется, их можно будет спокойно убрать на отведенное им место. В моей детской были большие ящики для игрушек, и я наводила порядок очень быстро. В комнате Доменики я поставила такие же: один для лошадок, второй для кубиков, а третий для кукол и кукольной одежки. Доменика знала, какой ящик для чего. И, приучая ее сортировать вещи таким простым способом, я учила ее ценить порядок.

«Но, Джулия, у нас такой беспорядок дома! Вы даже представить себе не можете. Я никогда от него не избавлюсь!» Я понимаю. Это похоже на гору, которую никак не сдвинуть, на совершенно непреодолимое препятствие. Беспорядок не дает нам свободно идти вперед. Это раздражает, засоряет окружающий мир и портит микроклимат в доме. Убирая даже в час по чайной ложке, можно – поверьте, можно! – разобрать беспорядок за меньшее время, чем нам кажется. Хитрость заключается в том, чтобы каждый раз убирать чуть-чуть больше. Но и пятнадцать минут в день сделают свое дело. Уборка всегда позволяет нам перейти к чему-то новому.

Своя комната

Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но и для взрослых, и для детей важно все-таки найти, выделить такое пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким. Такое место дает ощущение безопасности, там мы проявляем фантазию, там мы можем быть самими собой.

Как только мы навели порядок, обнаружилось, что стало просторнее – и в физическом, и в психологическом плане. Нам нужно пространство для творческих идей, но и нашим детям необходимо личное пространство. Очень важно выделить место в квартире, предназначенное только для ребенка. Тереза, молодая мама из Англии, с раннего возраста познакомила свою дочь с книгами про Цветочных фей. Вместе с дочерью они рассматривали картинки, читали истории и сочиняли собственные. В саду они находили разные цветы и придумывали, какие волшебные феи в них живут. Потом семья переехала в Германию. Они не могли взять с собой много вещей, поэтому тщательно отбирали то, что собирались везти. Для дочки Терезы изменилось все, абсолютно все. И Тереза заметила, что дочка повсюду носит с собой книгу про Цветочную фею, прижимает ее к себе во время поездок на машине, перелистывает страницы, пристроившись в углу их новой гостиной.

И Терезу осенило. В кладовке их нового дома был небольшой закуток. Что если сделать там место для дочки? Она вспомнила, как ей самой в детстве нравились уютные ниши в стенах дома, в котором она выросла. Поэтому она оклеила стены каморки обоями с Цветочными феями, принесла маленький стульчик, лампу с таким же рисунком, как на обоях, и повесила в дверном проеме занавеску, чтобы дочка могла закрыться в своей комнате, если захочет побыть одна.

Ее дочь давно выросла, но до сих пор с трепетом вспоминает «свою комнату». «Я включала лампу и смотрела на фей, и мне казалось, что они настоящие. Это было волшебное место, где жили Цветочные феи. Я любила читать там или просто сидеть с мягкими игрушками или котом. В этой каморке оживали фантазии. Я до сих пор с нежностью вспоминаю эти книги, а в уютных уголках слышу голоса фей». Когда мы делаем детям такой подарок – находим пусть небольшое пространство, которое можно отвести только для них, мы на самом деле дарим детям возможность помечтать, пофантазировать, здесь они становятся собой.

Наш дом – это то пространство, куда хочется возвращаться, это важно для всех нас. Мы можем найти в доме место, привести его в порядок, и оно станет нам особенно дорого. А когда мы заботимся о себе, то таким образом мы заботимся о детях.

– Я уже почти год не заходила на веранду, – звонит мне из Майами Джен. Вот это да! Оказывается, у них в доме есть какая-то веранда! – Там стоит мангал, которым пользуется муж. Но еще там стоит огромный стол, поэтому вдвоем там уже не развернуться, – жалуется Джен. – А кафель, стулья и стол такие грязнущие!

Я спросила Джен, что нужно для того, чтобы привести веранду в нормальное состояние.

– Думаю, ведро теплой воды, мыло, губка и немного физических усилий, – говорит она. – Да и стол нужен поменьше, а этот можно разобрать и поставить к стенке.

Что ж, на самом деле, это не так сложно.

– А что ты успеешь сделать там за пятнадцать минут? – спрашиваю я.

– Пока не знаю, попробую, – говорит Джен. – Все равно у меня нет планов на ближайшие пятнадцать минут, – смеется она. – Даже не помню, чем я собиралась заняться. Проверить почту? Посидеть в интернете? Ладно, я уже достаю ведро. Перезвоню через пятнадцать минут.

Я улыбаюсь и вешаю трубку, наперед зная, что прогресс, которого она добьется за этот короткий промежуток времени, очень ее удивит и ей станет намного легче.

Есть смысл судить о прогрессе, а не о результате. Нужно повторять это, словно мантру, когда мы пытаемся направлять своих детей и их творческие порывы и когда обращаем внимание на творческого ребенка в себе. Делу могут помочь немного похвалы и немного поддержки, а еще нужно немного поползать по полу с тряпкой. Куда труднее и больнее не иметь возможности самовыражения, чем сделать эту работу. Труднее и неприятнее искать другой путь, только чтобы проходить мимо окна на веранду, морщиться и расстраиваться, чем наполнить ведро водой и все помыть. Прогресс на самом деле идет быстрее, чем это нам кажется. Мучения, которые нам доставляют беспорядок и грязь, более разрушительны для психики и работоспособности, чем усилия, затраченные на то, чтобы выбросить несколько ненужных вещей или расчистить место. Тем более что можно уделять им всего несколько минут в день. Одно вытекает из другого, и, когда мы избавляемся от ненужного, у нас появляется место для нового и удивительного.

Раздается телефонный звонок. Это Джен.

– Ну, во-первых, там жарко, как в аду, – говорит она. Голос ее звучит намного веселее.

– Отлично, самое время немного подзагореть! Тогда ты будешь готова к сезону барбекю, – отвечаю я.

– И должна сказать, что уборка не хуже похода в спортзал, – продолжает Джен.

– Здорово! – говорю я. – Ты же любишь заниматься спортом.

Сказать, что она фанат физкультуры, это ничего не сказать. И дня не проходит, чтобы она не плавала, не занималась на тренажере или не каталась на доске.

Джен смеется:

– Не могу с тобой не согласиться. Да, но это не все. Я начала чистить кафель, плитки были буквально черные от грязи, и я вдруг поняла кое-что.

– Что же?

– Во-первых, если бы до уборки ты спросила меня, какого цвета плитка, я бы сказала, что серого. Так вот нет. Она белая, – хихикает Джен. – Во-вторых, пятнадцать минут – это очень много. Можно столько всего успеть! После нашего разговора я собираюсь устроить еще одну пятнадцатиминутку. Потому что я вдруг поняла, что у меня есть веранда. Мне повезло. Она прекрасна! У меня есть вид на океан, и я буквально снесла стену мусора между собой и причиной, по которой купила этот дом.

Я слушаю и радуюсь за нее.

– И теперь, – продолжает она, – я точно знаю, что мне делать с тем рассказом, который у меня никак не шел. Вот отмою веранду, посажу дочь рисовать, возьму ноутбук и буду писать, глядя на Атлантический океан. С каждой новой плиткой у меня в голове выстраиваются сюжетные линии. А дочка сейчас бегает с радостными воплями «Вода! Вода!». Я же и от нее загораживала этот вид.

Я слушаю ее восторженный рассказ и радуюсь, хотя меня это совсем не удивляет. Ученики часто рассказывают мне, какие открытия они делают, когда убирают беспорядок и организуют пространство.

Давайте использовать все место, которое у нас есть, и тогда появится пространство для новых идей. Создавая «свою комнату», даже совсем маленькую, мы вдохновляем себя на большие дела.

Неправильное представление о беспорядке

Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Люди творческие любят играть, и это не зависит от возраста. А игра – всегда беспорядок. Верно, что та часть, которая отвечает за творчество, это наш «внутренний ребенок». Вероятно, вы уже устали от постоянных напоминаний о «внутреннем ребенке», но, если внимательно понаблюдать за детьми, а потом приложить эти наблюдения к себе, мы наверняка увидим в себе и молодость, и подвижность, которую не сдерживают внешние границы и правила. Дайте своему внутреннему художнику – и ребенку заодно – пространство для беспорядка, это сделает вас свободными и принесет радость всем.

Недавно Энджи купила роскошный дом в Калифорнии и переехала туда со всей семьей. У нового жилища стильный современный дизайн, дом полон всех благ цивилизации. Поначалу Джейн пыталась «сохранить совершенство», но все ее попытки действовали на нервы ей самой, мужу и их маленькому сыну Ричарду.

«Мне так нравилось, как там все сверкало! – говорит Энджи. – Я никогда не жила в таком новом доме, где вся техника современная. Я хотела, чтобы он как можно дольше оставался новым. Но это было нереально – у нас трехлетний сын, и мы ведем очень активную жизнь. В поисках совершенства мы поняли: нам никогда не стать безупречными, навязчивая гонка за недостижимым глушит другие – действительно творческие – идеи. Стремление к совершенству, как бы благородно это ни звучало, на самом деле – замаскированный способ отрезать все пути к творчеству себе и, если уж на то пошло, детям».

Энджи очень скоро заметила, что у нее не получается поддерживать идеальный порядок, а если что-то и удавалось сделать, то это было не самое приятное времяпрепровождение. «Сначала я постоянно за всеми убирала. Я кричала на ребенка, который разбрасывал игрушки по всему дому, обижалась на мужа за то, что он оставляет мокрые полотенца в спальне или грязную посуду в раковине на кухне. Пока я это не поняла, я чувствовала себя жертвой. Я никогда раньше не думала, что могу себя так вести». История Энджи довольно обычная. Вместо того чтобы прислушаться к своим творческим порывам, она концентрировалась на следах от рук на холодильнике или на неровно стоящих книгах. И пока она это не осознала, она целыми днями только и делала, что мыла и терла. К ночи она падала в кровать, чувствуя не удовлетворение, а только усталость. «Мне казалось, что я ничего не делаю для себя», – жаловалась она. И она была права.

Когда мы тратим время на то, чтобы подправить все поверхностные несовершенства – будь то несовершенства тела или окружающего нас пространства, – мы на самом деле тратим время впустую и «ничего не делаем для себя». Поскольку каждый из нас – творческая личность, у всех нас есть постоянная потребность в творчестве, большая или маленькая, но если ее не удовлетворить, она превратится в чувство обиды и тоски. Я предложила Энджи сделать одно простое упражнение.

Я ей посоветовала придумать пять вариантов, как можно продолжить фразу: «Если бы дома не было такого беспорядка, я бы…»

Энджи начала писать. Сначала ее не очень удивило то, что пришло ей в голову. «Если бы дома не было такого беспорядка, я бы разрешила Ричарду рисовать пальчиковыми красками на кухонном столе. Если бы дома не было такого беспорядка, я бы чаще просила мужа готовить мясо. У него это хорошо получается». Но когда Энджи продолжила, стали появляться идеи, касающиеся ее самой. «Если бы дома не было такого беспорядка, я бы посадила цветы в палисаднике. Если бы дома не было такого беспорядка, я бы достала свои масляные краски и снова стала бы рисовать». Энджи была поражена, когда узнала, сколь многое призывало ее к творчеству. Цветы, рисование – все это Энджи отодвигала на задний план, для нее это было менее важным, чем чистый и убранный дом. Я убедила ее провести эксперимент и позволить членам семьи немного пожить в беспорядке, а потом она должна была поделиться впечатлениями.

«Прежде всего хочу сказать, что Ричард просто в восторге от пальчиковых красок. Давно не видела его таким счастливым – или, на самом деле, таким увлеченным. Даже не могла поверить, что он так долго может рисовать, – рассказала она. – Но гораздо больше меня удивило, что на уборку последствий его творчества ушло всего несколько минут. Я так боялась беспорядка, что мне страшно было браться за что-то, что может к нему привести. У меня были абсолютно неправильные представления о том, сколько времени может занять уборка. На следующий день я снова выдала ему краски, но и сама села рисовать, и мне это тоже доставило удовольствие. Думаю, мы должны каждый день теперь рисовать вместе».

Я была счастлива услышать, что Энджи могла заняться чем-то для себя вместе с сыном. Я подумала, что для Ричарда ничего и лучше быть не может, чем увлеченная мама, которая рисует рядом. И уж, конечно, это лучше, чем мама, которая постоянно думает об уборке. Дети замечают, что мы делаем и что мы при этом чувствуем, и, безусловно, они понимают, что нас беспокоит беспорядок, хоть мы и молчим об этом. Рядом с родителями, которые хотят рисовать красками и дурачиться, творческие способности Ричарда наверняка будут развиваться свободно. Еще Ричард может научиться помогать убирать за собой сам и, что более важно, поймет, что есть смысл начинать что-то, даже если это приведет к беспорядку. Если мы говорим детям, что не любим беспорядок, мы им даем понять, что не любим начинать ничего нового. Когда мы показываем на своем примере, сколько радости можно найти в художественном творчестве, а потом убираем за собой, не делая из этого драмы и ни на кого не обижаясь, мы показываем, что им тоже можно экспериментировать и что новое – это то, к чему стоит стремиться, а не то, чего стоит избегать.

Уважение

Дети подражают нам во всем и перенимают нашу модель поведения. Только собственным примером мы можем научить их говорить «пожалуйста» или «спасибо». Будьте вежливы и приветливы с водителем автобуса, честны и благородны в отношениях с супругом, и дети будут вести себя так же. Если мы определяем границы свободы, но делаем это по-доброму, дети поймут, что в этом нет ничего плохого. И если мы ведем себя несдержанно и критикуем других, дети тоже последуют этому примеру.

Совершенных родителей не бывает. И ни одному ребенку еще не удалось идеально вести себя хоть один день. Но если мы задумаемся о том, как мы сами ведем себя с другими, и будем выстраивать свою модель поведения, то получится хорошо продуманный пример. Единственное, что родители могут сказать наверняка, – это что дети внимательно за нами следят. Они учатся у нас всему – быть хорошими, плохими или безразличными. И вдруг мы понимаем, как важно нам самим следить за собственным поведением.

Мы показываем и рассказываем детям, что нужно уважать других, быть доброжелательными, и таким образом учим их поведению в обществе, при котором проще найти друзей и жить в мире. Большинство из нас очень хорошо понимают, как это сделать.

Когда Доменика была маленькая, я прикладывала много усилий, чтобы научить ее хорошим манерам. «Что нужно сказать?» – спрашивала я в ответ на ее просьбу. Скоро она научилась говорить слово «пожалуйста». «Что нужно сказать?» – спрашивала я, когда что-то делала по ее просьбе. И она научилась говорить «спасибо». Такие небольшие любезности шли ей на пользу – вызывали ответную вежливость. Когда моя дочь ходила в гости к друзьям, она тоже демонстрировала хорошие манеры, и мне часто делали комплименты по поводу ее вежливого поведения. Очень скоро Доменика выучила и осознала не только «волшебные слова», но и ответные реакции. Как-то раз я услышала, как она рассказывает куклам и мягким игрушкам о том, как следует вести себя в обществе. Ее подружки быстро подхватили ее правила. «Дай мне, пожалуйста, куклу», – говорили они. Учителя хорошо отзывались о ее манерах. «Доменика – очень вежливая девочка», – часто слышала я на родительских собраниях в школе.

Сейчас Доменика уже взрослая, но ее хорошие манеры остались при ней. «Спасибо» и «пожалуйста» никогда не выйдут из моды.

Наше творческое начало раскрывается гораздо лучше, когда нас уважают. Мой друг Жерар, учитель рисования, говорит, что единственное «правило» в классе, которое имеет смысл соблюдать, это уважение. «Я говорю о взаимоуважении, – поясняет он. – Иногда учителя стараются привить уважение, при этом делают ученикам бестактные замечания, запугивают их, ставят в неловкое положение. Мне кажется, что в этом случае ждать от детей уважения не стоит. Я считаю, надо относиться к детям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, такова моя философия. Главное – это вежливость, доброта и чувство юмора. И я никогда не прошу их сделать то, чего никогда не сделал бы сам».

Неудивительно, что Жерара очень любят ученики и что ему несколько раз присуждали звание «Учитель года».

Такую модель поведения поддерживать очень непросто. Со стороны может показаться, что Жерар не прикладывает никаких усилий, что у него очень мягкий стиль управления, и я не раз у него спрашивала: «Неужели ты всегда согласен со своими учениками?»

«Да практически никогда. Я постоянно с ними не соглашаюсь, – улыбается он. – Я думаю, очень важно, чтобы дети понимали, что ты не будешь все время идти у них на поводу». Жерар не только учитель, но и отец, дома он придерживается тех же правил, что и на работе. «Всегда есть место и время для фразы “потому что я так сказал”, – говорит он. – Иногда с точки зрения учителя или родителя мы понимаем, что лучше для ребенка, и не важно, считает он это справедливым или нет. В конце концов это принесет свои плоды, но не сразу. И в данный момент такая фраза может вызвать недовольство. Но главное – в такие моменты не идти на уступки. Когда мы позволяем ребенку торговаться, мы учим их манипулировать людьми».

Нужно учить детей простому человеческому уважению и общепринятой вежливости, сознательно формировать у ребенка хорошее поведение. Каждый, с кем мы имеем дело, заслуживает уважения: члены семьи, пожилые соседи, продавец из магазина, близкий друг, врач, юрист, маляр или кинорежиссер. Независимо от социальной принадлежности или профессии, каждый человек, которого мы встречаем на своем пути, заслужил наше доброе отношение или хотя бы просто вежливое «Здравствуйте».

Когда мы демонстрируем хорошие манеры и вежливо отзываемся о творчестве, дети повторяют наше поведение и следуют нашему примеру. Проявляя уважение к художникам и просто людям творческим, мы признаём в себе и в других творческое начало. Когда мы относимся к людям так, как хотим, чтобы они относились к нам, дети учатся поступать так же. И когда мы – и наши дети – относимся к миру по-доброму, мир часто отвечает нам тем же.

Джулия Кэмерон, Эмма Лайвли. Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детяхДжулия Кэмерон, Эмма Лайвли. Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях