суббота, 7 декабря 2013 г.

Настоящая работа

— Ну и сколько нам нужно экспресс-курьеров? — спросил Сергей Николаевич,главакомпании «Быстрая доставка».

— Не меньше пяти, — ответил помощник, глядя с экрана коммуникатора.

Сергей Николаевич поморщился:

— Пять человек, знаешь ли... Представляю, в какую сумму это обойдётся.

— Можно взять робокурьеров, — осторожно предложил помощник, — заплатим один раз, а потом только расходники и техобслуживание... Ну плюс возможная утилизация.

— Робокурьеры, — фыркнул начальник, — тоже мне, выход! Запомни, дорогой мой: «Быстрая доставка» нанимает только лучших!

— «Скороход-44» не так уж и плох, — гнул своё помощник, — на «Час Пик-2045» пришёл десятым.

— Вот именно, десятым! А кто занял первые позиции, а? Андроиды или люди?

— Люди.

— То-то же, — снисходительно произнёс Сергей Николаевич и добавил: — Я понимаю, что ты неравнодушен к андроидам, но учти: задача динамической ориентации в городском пространстве в режиме реального времени слишком сложна для электронных мозгов! Даже для твоих, — подсластил он пилюлю, — что уж говорить об андроидах! Помощник предпочёл промолчать.


— «Скороход-44», — задумчиво проговорил начальник. Высказав свою точку зрения и не встретив сопротивления, он смягчился, — вошёл в десятку значит... Ну и какие у него результаты теста «Городской день»?

— Двести семнадцать минут сорок секунд, — оживился помощник, — посещение девяти контрольных точек в центре Москвы со средним расстоянием между ними три километра двести четырнадцать метров...

— Знаю, знаю, — отозвался Сергей Николаевич, — сам проходил когда-то...

Он углубился в воспоминания. Нынешний глава «Быстрой доставки» начинал с простого курьера. «Простого, — мысленно усмехнулся Сергей Николаевич. — Как бы не так!» Всё дело в отношении к своей работе. Если ты делаешь её спустя рукава, болтаешься по городу, как кое-что в проруби, тогда да: ты простой курьер. Но если ты заряжен на результат, если считаешь важным доставить свой груз как можно быстрее, если борешься за каждую минуту — да что там, секунду! — и постоянно ищешь лучший маршрут, то ты — Курьер с большой буквы! Тридцать лет назад Сергей был именно таким — он и ещё несколько парней, повёрнутых на скорости. Работа превратилась в соревнование — кто быстрее доберётся из пункта А в пункт В? Парни весь день носились по городу, а вечерами разбирали свои маршруты. Со временем появилась новая должность — экспресс-курьер. Оказалось, многие клиенты готовы доплачивать за срочность.

Всё это весьма пригодилось молодым людям во времена «андроидной революции». Началась она в двадцатых, когда японцы научились создавать алгоритмы профессий. Сначала появился андроид-уборщик, через пару лет роботы освоили профессию грузчика, дальше — больше: появились электронные строители, водители, продавцы... Потом выяснилось, что кое-где андроиды с успехом могут заменить начальников. Например, электронные менеджеры, без устали мотивирующие простых работников выкладываться на все сто, сразу прижились в «Макдональдсе». Ходили даже слухи о секретном эксперименте: примерно месяц государственной таможенной службой руководил андроид, собранный по спецзаказу — и ничего, поступления в бюджет даже возросли! Правда, эксперимент этот быстро прикрыли.

Но вот профессия экспресс-курьера роботам не давалась: ещё бы, попробуй, поезди в метро в час пик! Оптимизация маршрута с учётом возможных задержек на пересадках, эффективное маневрирование в толпе, расчёт силы, с которой можно давить на идущего впереди, не рискуя получить сдачи, оценка возможности втиснуться без скандала в битком набитый вагон, фланговый обход очереди у эскалатора... Увы, формализовать эту науку не удавалось — андроиды получались или избыточно деликатными или слишком напористыми — и на ежегодных соревнованиях по городскому ориентированию «Час Пик» неизменно уступали человеку. Последнее не могло не радовать Сергея Николаевича. «Есть ещё порох в пороховницах, — подумал он, — но, с другой стороны, стимул не помешает, расслабляться-то нельзя...»

— Ладно, — сказал он, — возьмём одного «Скорохода» в аренду, посмотрим, так ли он хорош, как ты думаешь.

— Спасибо, Сергей Николаевич, — с чувством сказал помощник. Казалось, от радости он готов выпрыгнуть из экрана.

— Подбери остальных, — распорядился начальник, — бухгалтера там, секретаря, уборщицу — ну, короче, сам знаешь... Да смотри, не заказывай последние модели, с ними вечно проблемы. Помнишь случай в центральном офисе?

Помощник виновато вздохнул: он помнил. Уборщица «Идеальная чистота-2040» из-за сбоя в настройке решила, что все бумажки без исключения являются мусором и должны быть утилизированы. В результате произошла серьёзная драка между ней и «5С: Главбухом» за месячный отчёт: уборщица хотела его порезать на мелкие кусочки, а главбух не давал. После короткой, но упорной схватки оба робота вышли из строя. С тех пор Сергей Николаевич предпочитал модели без физического тела — по мере возможности, конечно. Закончив дела, он дал помощнику инструкции на завтра и выключил его. Перед уходом Сергей Николаевич глянул в окно: по шоссе медленно двигалась кавалькада из двух десятков машин — впереди фура, а за ней, строго соблюдая запрет на обгон, тащились разномастные грузовики. Все они были без кабин — за исключением последнего. Его водитель безнадёжно сигналил, требуя у андроидов дороги. Увы, роботы не нарушали правил. «Отличный тренинг смирения», — хмыкнул Сергей Николаевич.

Он увидел, как к подъезду подъехал пикап с эмблемой компании «Robots for Life, Robots for Work». Из него выгрузили андроида. «Похоже, наш», — понял Сергей Николаевич.

— Готов к работе? — поинтересовался он у оператора, обвешанного гаджетами. Тот как раз закрывал крышку на контрольной панели.

— Готов, — вместо него ответил «Ско-роход-44».

— Этот робот — просто ураган, — самодовольно сказал оператор. — Могу поспорить, доберётся до любой точки быстрее вас.

— Правда? — хмыкнул Сергей Николаевич и неожиданно для самого себя сказал: — Ставлю сотню!

— Идёт! — парень радостно заулыбался. — Куда бежим?


До места Сергей Николаевич добрался примерно за час. Он не особо торопился: «Проиграю, ну и ладно!»

Но сожалеть о проигрыше ему не пришлось. Ещё издалека он заметил робота, бегающего у канавы, разрытой вдоль теплотрассы: андроид всё примерялся, чтобы перебежать её по хлипкому деревянному мостику, и всё никак не мог решиться: достаточно ли тот прочен? «Скороход» давно мог бы обойти канаву, но мостик... мостик его манил. Минут пять Сергей Николаевич наблюдал за курьером, а потом со смешанным чувством разочарования и удовлетворения констатировал: алгоритм оптимизации траектории по-прежнему далёк от совершенства. «Так-то, — подумал Сергей Николаевич, вспомнив помощника, — а ты говоришь — робокурьеры!»

Балансируя, он прошёл по мостику: андроид пристально наблюдал за человеком. Дождавшись, когда тот перейдёт, курьер осторожно ступил на доски. Дерево заскрипело и прогнулось; робот, поскользнувшись, попытался восстановить равновесие, но неудачно — его вес оказался слишком велик. Спустя мгновение «Скороход» рухнул в канаву.

Сергей Николаевич набрал номер.

— Роботе фор лайф? — произнёс он, и, глядя на барахтающегося в грязи андроида, кратко описал ситуацию. Закончив разговор, Сергей Николаевич направился домой. Настроение его было прекрасным — он вспоминал свою молодость, те времена, когда бегал сломя голову по городу, выгадывая каждую секунду. «А человек всё-таки лучше, — подумал Сергей Николаевич, — по крайней мере там, где настоящая работа!»

Сегодня он ещё раз в этом убедился.

(с) Сергей Звонарев