суббота, 2 ноября 2013 г.

Как черви в яблоке

Уж и не вспомнить сейчас, из какой фантастической книжки был запомнившийся с детства диалог между двумя поборниками различных путей развития человеческой цивилизации. Фантастику все мы тогда читали запоем - фэнтези и всякие мифологические штучки в Стране Советов не поощрялись, а вот думать о путях развития человечества считалось полезным. Один из спорщиков в той книге напирал на то, что человечеству жизненно необходимо колонизировать другие планеты - иначе на Земле людям скоро не будет хватать места.

Его оппонент полагал, что космическая экспансия невыгодна и губительна для людей: будущее цивилизации - в строительстве подземных городов, в использовании естественной энергии магмы земного ядра. «Так что же, получается, люди будут жить, как черви в яблоке?» - иронически парировал сторонник межпланетных полетов. «Нет, как орлы в гнезде!» - нимало не смущаясь, настаивал сторонник освоения подземных ресурсов.

Жизнь, как всегда, вносит свои коррективы в фантастические гипотезы. Вот и человечество вроде бы разрастается не столь бурно, как полагали некогда. И осваивать другие планеты оказалось куда более хлопотно и трудоемко, чем виделось в мечтах. Но вот подземные города потихоньку продолжают расти и развиваться, хотя и не претендуют пока на использование энергии горячих недр планеты. Так получается, что все-таки прав был второй спорщик? Не стоит торопиться с выводами - еще не вечер. Что же касается подземелий, то вгрызались люди в родную почву испокон веков. Недра таят немало опасностей сами по себе, но несут при этом всем нам сильнейшее подсознательное ощущение защищенности от внешнего мира. Кроме того, в современном мире зарываться - это всегда целесообразно.


МАМА, РОДИ МЕНЯ ОБРАТНО!

С тем, что мать-сыра земля - стихия исключительно женская, согласны и мифы всех времен и народов, и психоаналитики всех школ и направлений. Действительно, у нас сегодня любой, слышавший об учении Фрейда хотя бы краем уха, бодро истолкует стремление человека проникнуть в земные глубины как неосознанное сексуальное желание. А одна из современных психотерапевтических школ рассматривает все подсознательные комплексы человека как скрытые последствия родовой травмы - первого и самого сильного впечатления организма от земного бытия. Впечатление это, условно говоря, делится на четыре перинатальные (сопутствующие рождению) матрицы. В первой матрице содержатся подсознательные воспоминания о безмятежном растительном существовании в материнской утробе. Вторая матрица - это наступление схваток, которые болезненны не только для матери, но и для плода. С этим подсознательным воспоминанием связаны депрессии, отчаянное состояние безысходности и обреченности своего положения - в общем, клаустрофобии любого рода, как прямые, так и косвенные. Третья матрица - этап продвижения по родовому каналу, агрессивная и отчаянная борьба. Она непременно должна закончиться прорывом в новый мир, ощущением освобождения и вообще неким «качественным скачком сознания». Если человек попадает в эту счастливую четвертую матрицу своего подсознания, то он вполне вправе сказать, что чувствует себя родившимся заново. Психологи полагают, что в том или ином виде прохождение этих четырех матриц является своего рода универсальной «формулой катарсиса». В чем-то с ними нельзя не согласиться: любые выдуманные и невыдуманные драмы, глубоко овладевающие человеческим воображением, так или иначе можно было бы свести именно к этой схеме чередования переживаний: безмятежное бытие - приход некоей невиданной беды - отчаянная борьба - прорыв к новому миру...

Впрочем, к счастью, цивилизации развиваются не только по психоаналитическим схемам, но еще и по простому закону целесообразности. А подземные ходы и тайные замаскированные от непосвященных коммуникации люди стали строить едва ли не сразу после того, как вообще озаботились строительством жилищ на поверхности земли. Говорят, диггеры, которые прежде называли себя спелетологами (не путать со спелеологами), сформулировали для себя закон: «Если нечто построено на какой-то точке земной поверхности, то под этой точкой непременно существует хотя бы один подземный ход». Подземные ходы и ловушки под египетскими пирамидами известны всем. Существовала подземная канализация даже под Мохенджо-Даро. Не стоит и говорить о легендарных подземных лабиринтах Крита, как не стоит и лишний раз останавливаться на фрейдистском анализе приключений античных героев, встречавших в этих лабиринтах опаснейших монстров.

В современном мире профессиональных диггеров не так уж много. Любители лазать по заброшенным катакомбам существовали и будут существовать всегда. Интересно, однако, что нынешняя цивилизация создала куда более удобный и безопасный способ дать молодому человеку испытать то же самое чувство, которое испытывали античные подростки, слушавшие миф о приключениях Тезея в лабиринте Крита. Редкая нынешняя компьютерная игра типа «бродилка-стрелялка» обходится без видов мрачных подземелий и выскакивающих на игрока невесть откуда ужасных монстров. И не беда, если вас там пару десятков раз убьют - всегда есть шанс начать игру заново и пройти этот уровень до конца. Подземелья в этих играх могут быть расположены где угодно - хоть на других планетах, хоть под выдуманным замком Вольфенштейн в нацистской Германии, куда вы отправляетесь под видом бравого американского разведчика. Бурная фантазия разработчиков игры заведет играющего куда дальше реального Вевельсбурга и столкнет с куда более зловещими загадками, чем те, которыми баловались настоящие сотрудники гитлеровской тайной службы «Анненербе». Но никто тут и не требует исторической точности: миф - он на то и есть миф. Любителям отечественной истории разработчики игр предложат побродить и по гипотетическим подземельям Кремля, где отовсюду на них будут выскакивать призраки казненных Иваном Грозным бояр...

О многообразии виртуальных подземелий можно говорить бесконечно. Но важнее отметить, что существуют они на рынке потому, что на них существует спрос. А значит, есть потребность залезть в неведомые глубины и сразиться с невиданными монстрами. Однако и в прежние времена редкий авантюрный роман обходился без этого мрачного антуража - в подземельях томились герои, либо они искали там сокровища, либо спасали прекрасных дам. Даже Буратино со своим ключиком спускается именно в подземелье.

...Однако без подземных ходов мировая история сегодня просто немыслима.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

В одном из российских городов недавно установили памятник водопроводчику, наполовину вылезшему из канализационного люка. Памятник этот - дань признания не только водопроводчикам, но и всей сложной подземной системе коммуникаций, без которой невозможна жизнь современного большого города.

Люки на мостовых - привычное для нас зрелище, и мы замечаем их, как правило, лишь тогда, когда они открыты и существует опасность в них провалиться. Между тем простым прохожим чаще всего неизвестно, что назначение люка всегда обозначено маркировкой на его крышке: ТС - это тепловая сеть, Д - водосток, т.е. дренажная система. Буквы ГК обозначают самое неприятное: городскую канализацию, а буква К - электрические и телефонные кабели.

Нам с вами такие сведения нужны бывают редко. Ценны они только для диггеров и бомжей - хотя последние и так из поколения в поколение передают знания о тех укромных местечках городской тепловой сети, где можно славно провести зиму. Разумеется, речь в первую очередь о тех коммуникациях, которые снабжены коллекторами - достаточно просторными проходами вдоль труб, где могут в случае необходимости пробираться ремонтники. Такие коллекторы порой тянутся под домами и мостовыми на десятки метров, а то и километры. Кое-кто из Диггеров утверждает, что некоторые из них заканчиваются симпатичными дырочками в метро. Так ли это - проверить представляется весьма опасным и затруднительным, но поверим специалистам на слово.

Еще Виктор Гюго в романе «Отверженные» развернул красочную картину парижских подземных стоков середины XIX века. Отправлять своих героев в путешествие по подземельям городской канализации - на это и сегодня горазды многие писатели и сценаристы. То героические фэбээровцы Фокс Малдер и Дана Скалли вылавливают в канализационных стоках невиданных монстров. То отчаянные диссиденты уходят от агентов КГБ по канализационным стокам Праги. Примеров масса. Но в какой степени подобные измышления достоверны?

В действительности ли по подземным городским коммуникациям и сегодня можно спасаться бегством от преследующего вас противника? Да, но лишь в том случае, если вы знакомы с этой сложной системой городских подземелий не хуже ваших преследователей. Ведь уж кто-кто, а спецслужбы всего мира всегда стараются держать под контролем эти тайные ходы или составлять их самые точные карты.

Кстати, рытье тайных ходов и в XX веке было популярным способом ведения идеологических диверсий ничуть не менее, чем в предыдущие столетия. Известный факт: восточные немцы не только штурмовали Берлинскую стену сверху, но и активно подкапывались под нее снизу. Игра в кошки-мышки со «Штази» порой могла закончиться трагически, но в случае удачи по многокилометровому подземному ходу в сторону Западного Берлина пробирались десятками, вместе с женами и грудными детьми. А вот в Северной Корее «подкоп под противника» осуществлялся силами самого северокорейского руководства. Многокилометровые ходы, ведущие на территорию Южной Кореи, были проделаны там для того, чтобы в случае внезапного нападения южнокорейской армии зайти ей в тыл и ударить по противнику на его же территории. Некоторые из этих ходов были столь широки, что по ним без труда могли двигаться даже танки.

Но самое загадочное и стратегически важное подземелье в современном мегаполисе - метро. Самый простой, удобный и демократичный вид городского транспорта.

МЕТРО: МИФ, ИСТОРИЯ, ПОВСЕДНЕВНОСТЬ...

Наверное, именно с появлением метро человек воистину почувствовал себя «червем в яблоке» под поверхностью родной планеты. Впервые оно появилось в 1863 году в Лондоне и работало тогда на паровой тяге, но уже с 1890 года перешло на электрическую энергию. Сегодня метро существует более чем в 130 городах мира, в том числе в трех украинских.

В лондонском и нью-йоркском метро система движения поездов отличается от нашей: там это что-то вроде подземной трамвайной сети, где поезда разных маршрутов на некоторых участках могут ходить по одним и тем же рельсам. Эта особенность лондонского метро была использована в одном из фантастических рассказов: исчезнувший с линии поезд, как своеобразный современный Летучий Голландец, время от времени появлялся то на одной, то на другой ветке...

Метро - это уникальное сочетание доступного и неведомого. Для жителя современного мегаполиса нет ничего обыденнее поездки на метро. И, пожалуй, нет в наших городах более загадочных объектов, о которых ходило бы столько невероятных слухов. Говорят о крысах-мутантах, достигающих метровой длины, о разросшихся - и тоже мутировавших - грибковых колониях. Говорят о секретных режимных объектах с инфракрасными камерами слежения, злыми овчарками и бдительными сотрудниками сотрудниками спецслужб, охраняющими входы в эти заповедные подземелья. Что-то из этих слухов правда, что-то, разумеется, плод бурного воображения. Метровых крыс пока еще никто не видел. А режимные объекты...

Разумеется, они есть, и в современном мире их существование можно назвать секретом Полишинеля. Говорят, в Интернете можно даже разыскать схему московского «Метро-2», составленную якобы по данным американской разведки. Впрочем, здесь уже было бы сложно сказать, не является ли эта схема откровенной дезинформацией. Что же нам достоверно известно о «Метро-2» и его режимных объектах?

Правительственное, стратегическое, военное «Метро-2» существует не только в Москве - это факт. Есть подобные «закрытые ветки» в Пекине, Пхеньяне, Бухаресте, а также в Лондоне и Вашингтоне. Возможно, они есть где-то еще - ведь прятать под землю свои стратегические тайны в эпоху спутникового слежения стало важно как никогда. Согласно некоторым источникам, московское стратегическое закрытое метро насчитывает 110 километров туннелей, а кое-кто утверждает, что самая длинная ветка этого метро - в 60 километров - имеет выход на поверхность аж в подмосковном Чехове. О подземных автомобильных туннелях из Кремля в сторону секретных бункеров Сталина догадывались еще во время Второй мировой войны. Стратегическое метро имеет в некоторых местах прямые выходы к метро гражданскому. Так, например, во время войны московский штаб гражданской обороны располагался на закрытой станции «Советская» в районе Тверской. Ходят упорные слухи о существовании второй станции «Университет», откуда напрямую можно попасть в целый подземный город в Раменках.

Описание этого подземного города может поразить воображение любого писателя-фантаста. Так, утверждается, что он подобен вмурованному в землю бетонному яйцу, разделенному на сектора. И якобы при необходимости этот город может принять и обеспечить население в 10-15 тысяч человек. Осуществлялись подобные проекты во времена «холодной войны», когда перспектива ядерного удара по столице вовсе не казалась фантастической. Известно высказывание Рональда Рейгана о московском метро: «Только нация безбожников могла так глубоко зарыться в землю!» Впрочем, кому как не ему было лучше всего знать, что в случае наступления ядерного апокалипсиса лишь метро могло дать шансы на выживание хотя бы некоторому количеству москвичей.

Сегодня туннели в «Метро-2», как и прежде, оборудованы всем необходимым для срочной эвакуации правительства и армейского командования в случае непредвиденных обстоятельств. Движение предусмотрено только одностороннее. Рельсы утоплены в бетон, чтобы по туннелям могли двигаться и автомобили. Реальной угрозы ядерного удара по Москве нынче нет, но береженого бог бережет - авось пригодится...

ПИТЕРСКАЯ ПОДЗЕМКА

Метро в Ленинграде строить начали после войны. А значит, проект уже не мог не учитывать перспектив атомной бомбардировки. Может, еще и поэтому в данном случае «нация безбожников» начала зарываться в землю еще глубже, чем в Москве. Впрочем, к тому существовало и легальное гражданское обоснование-всем известная заболоченность петербургских почв и коварство подземных рек. В том, что это не байка, петербуржцы убедились на собственной шкуре после размыва перегона «Лесная» - «Площадь Мужества», который устранить не могли целых восемь лет.

Но существует ли в Петербурге что-либо подобное московскому «Метро- 2»? Разумеется, кое-какие меры для обеспечения собственной безопасности на случай ядерной войны предпринимали и ленинградские чиновники, однако вряд ли эти сооружения могли быть столь же масштабны. Достоверно известно лишь то, что в петербургском метрополитене существует значительное количество перегонов, не обозначенных на картах, и станций, о которых рядовые граждане не слыхали. Например, многие петербуржцы даже не подозревают о существовании подземного вестибюля станции «Адмиралтейская» в самом сердце города, хотя этот факт сегодня не является стратегической тайной. «Адмиралтейская» была построена почти сорок лет назад - она находится между станциями «Гостиный двор» и «Василеостровская», но эскалатора и наземного вестибюля там нет. Легальное объяснение этому таково: поначалу метростроевцы торопились, и силы были брошены на прокладку других веток. А позже началась кампания за сохранение в неприкосновенности облика исторического центра. Наземный вестибюль станции метро мог якобы испортить вид... Однако любой спелетолог в ответ на эти рассуждения покачает головой и ухмыльнется со знанием дела: ну не может такого быть, чтобы у «Адмиралтейской» не было парочки эксклюзивных выходов на поверхность! Причем обнаружиться они могут в весьма интересных местах... И не может такого быть, чтобы проектировщики не рассматривали эту станцию как бункер и бомбоубежище - как та же станция «Советская» в Москве, где заседал городской штаб ГО.

Сегодня, между прочим, активно ведутся разговоры о расконсервации станции - автомобильные пробки замучили, так что подъезд к историческому центру под землей актуален как никогда. Известно даже место, где будет сооружен наземный вестибюль: Кирпичный переулок, где сейчас расположен дом № 1/4. Дом, конечно, подлежит сносу, как и несколько соседних, хотя пока он даже не расселен -так что об открытии этой станции в ближайшее время еще и не говорят.

Петербургское метро, кстати, единственное в мире, имеющее станции, оборудованные по принципу горизонтального лифта - с раздвижными внешними дверями. Это снижает опасность падения на рельсы для пассажиров и, возможно, в свое время тоже несло определенную стратегическую нагрузку. Некоторые любопытные и внимательные горожане утверждают, что кое-где в туннелях между станциями можно заметить замаскированные раздвижные двери, ведущие, вероятно, в особые стратегические помещения, не обозначенные на гражданских схемах.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАРЫВАЕТСЯ!

И если ограничиться простыми экономическими расчетами, то объяснение тут немудреное: отчаянный дефицит места на поверхности и дороговизна земли в крупных современных мегаполисах. Строить небоскребы и навесные дороги немного дешевле, чем зарываться вглубь, но в конечном итоге «идти вниз» - куда надежнее и безопаснее. Сейчас много идет разговоров о предстоящей реконструкции площади Восстания в Петербурге, где будет создан двухуровневый торговый комплекс с подземными парковками и длиннющими пешеходными переходами. Во многих городах мира такие центры давно стали привычными атрибутами современной жизни. Как правило, их украшают зимними садами и фонтанами, а в японском городе Осака в центре зала даже размещена 33-метровая ракета. Кстати, в той же Японии, испытывающей отчаянный дефицит земли, уже более десяти лет ведется разговор о создании целого города - Геотрополиса - на 50-метровой глубине. Но даже в Австралии, не особо стесненной недостатком жизненного пространства, в подобном же подземном городке уже сегодня проживают около 100 тысяч человек.

...Куда мы стремимся и чего хотим, «уходя под землю»? Разумеется, в каждом конкретном случае проектировщики просто-напросто просчитывают удобство и экономическую выгодность проекта. Однако если посмотреть на проблему с высоты птичьего полета, наше упорство по «зарыванию» на фоне довольно скромных успехов в космосе говорит едва ли не в пользу того из двух спорщиков, который настаивал на проникновении человечества в земные недра.

Хотя жизнь всегда оказывается сложнее и многообразнее всего, что могли навыдумывать фантасты.

И еще, наверное, «чтобы стоять, нам нужно держаться корней». .

(с) Александр Разводовский