пятница, 29 ноября 2013 г.

Майк Ротер. Тойота Ката

Уже более 20 лет методы "Тойота", известные как бережливое производство, пестрят в заголовках. И столько же лет Майк Ротер - инженер, исследователь и писатель - занимается этой темой.

Как и многие другие, Ротер начал с производственных инструментов Toyota Production System и обнаружил, что их трудно применить на практике в других компаниях. Он изучил подход к менеджменту на "Тойота" и описал свои открытия в новой книге. Методы мышления и образ действий, выявленный и описанный Ротером, можно применить где угодно. Однако для этого менеджерам придется взять на себя еще кое-какие задачи.

Издание будет полезно собственникам, руководителям компаний, менеджерам и всем, кто интересуется вопросами управления.

* * *

«Toyota Ката» Майка Ротера — редкое и захватывающее событие. Эта книга позволяет совершенно по-иному взглянуть на повсеместно обсуждаемый набор практик менеджмента, придавая им новое значение и звучание. За последние 20 или более лет множество людей изучали и описывали невероятно успешное мышление менеджмента и его практику на Toyota. Но, как ни странно, несмотря на огромное количество информации, представленной в этих работах, ни одна организация вне группы Toyota не смогла даже близко подойти к ее заоблачным результатам. Многим кажется, что остальные компании до сих пор не поняли и не применили на практике что-то, что делает Toyota.


«Toyota Ката» изменит эту ситуацию. В своей книге Майк Ротер исследует методы менеджмента Toyota на ранее недосягаемой глубине. При этом он предлагает набор новых идей и подходов, позволяющих любой организации в любой сфере делать то, что нужно для достижения результатов Toyota.

Это не первая книга, в которой Майк Ротер представляет новаторский взгляд на Toyota. С помощью книги «Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности», написанной в соавторстве с Джоном Шуком и изданной в 1998 году, он уже способствовал распространению методов Toyota в мире бизнеса. Быстрый взгляд на эту книгу позволяет осознать, как «Toyota Ката» выводит понимание на следующий уровень.

В книге «Учитесь видеть бизнес-процессы» описывается и объясняется инструмент построения карт, используемый на Toyota, чтобы «видеть», как работа перемещается с начала производства до доставки готового продукта конечному потребителю. Внутри Toyota это называется «построение карт потока материалов и информации». Ротер, Шук и издатель Джим Вумек переименовали этот инструмент Toyota в «построение карт потока создания ценности» и впервые проанализировали его в своей книге. Благодаря ее огромному успеху построение карт стало одним из самых широко применяемых методов при обучении знаменитой производственной системе Toyota и использовании ее на практике.

С помощью инструмента построения карт Ротер и Шук показывают, как систематически использовать многие из повсеместно известных методов Toyota для превращения традиционного потока на заводе массового производства с партиями, бесчисленными нарушениями и крупными задержками в поток, напоминающий то, что можно увидеть на типичном заводе Toyota. Вот знакомые названия некоторых из этих методов: время такта, андон, канбан, хейдзунка, дзидока. Для людей, изучающих Toyota, книга «Учитесь видеть бизнес-процессы» стала первым подробным и понятным объяснением того, как использовать методы Toyota для улучшения процессов на всем предприятии.

Однако книга Ротера и Шука не объясняет, как и почему эти методы развивались и продолжают развиваться на Toyota. Хотя «Учитесь видеть бизнес-процессы» позволяет сделать огромный шаг вперед в понимании того, как Toyota вот уже более 50 лет получает столь выдающиеся результаты, в ней не объясняется, почему другие компании, применив методики в стиле Toyota, все равно, похоже, не в состоянии достичь ее уровня. Как на Toyota разрабатывают эти решения? Какой процесс используют? Сейчас в книге «Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников для достижения выдающихся результатов » Майк Ротер показывает нам следующий важнейший слой практики Toyota.

Основное содержание «Toyota Ката» — описание и объяснение процессов управления людьми на Toyota. Ротер очень ясно и подробно рассказывает об уникальных алгоритмах совершенствования и лидерства, или ката, с помощью которых Toyota достигает стабильного конкурентного преимущества. Важнейшая мысль «Toyota Ката» заключается в том, что ката совершенствования и ката коучинга на Toyota превосходят ориентированный на результаты уровень мышления, свойственный методам менеджмента, до сих пор используемым в большинстве компаний западного мира.

Выводы «Toyota Ката» совпадают с моим восприятием того, что я так часто наблюдал в операциях Toyota со времен моей первой исследовательской работы миссии Toyota на ее гигантском заводе (ТММК) в г. Джорджтаун, штат Кентукки, в 1992 году. Практику Toyota от других американских и западных компаний отличает акцент на том, что я называю «управление по средствам», а не «управление по результатам». Еще в 1992 году я узнал от президента Фудзио Тё и членов его команды менеджмента в Джорджтауне, что Toyota непоколебимо верит: именно организационные алгоритмы совершенствования и адаптации, а не количественные/финансовые цели обусловливают путь к конкурентному преимуществу и выживание организации в долгосрочной перспективе.

В нашу эпоху коммерческие организации также оказывают огромное влияние на природу общества. То, как эти компании работают, и особенно образ мышления и действия, которому они учат своих сотрудников, определяет не только успех организации, но и жизнь широких слоев общества. Хотя сейчас знаний о человеческом поведении становится все больше, подобные научные исследования до сих пор слишком отделены от повседневной работы наших компаний. Коммерческие организации пока не могут получить к ним доступ и использовать их себе на пользу в практическом смысле. «Toyota Ката» посвящена развитию новых схем мышления и поведения в организациях, поэтому она позволяет найти науке применение в жизни. Потенциал — достижение новых высот в человеческой деятельности за счет применения более эффективных способов работы, совместной работы.

Величайшее изменение, которое книга Майка Ротера «Toyota Ката» может вызвать в компаниях вне Toyota, — это замена традиционного, определяемого результатами мышления менеджмента пониманием того, что выдающиеся финансовые результаты и долгосрочное выживание организации лучше всего обеспечиваются непрерывным и качественныме совершенствованием процесса и адаптацией, а не принуждением людей достигать финансовых целей независимо от того, как их действия повлияют на процессы. Ранее это было невозможно из-за отсутствия четкого и полного объяснения того, как осуществляются непрерывное совершенствование и адаптация на Toyota — в единственной известной мне компании, где управление действительно происходит по средствам, а не по результатам. Это объяснение сейчас доступно для любого, кто решится применить находки и идеи Майка Ротера, воплощенные в книге «Toyota Ката».

Майк Ротер. Тойота КатаМайк Ротер. Тойота Ката