среда, 23 октября 2013 г.

Елена Некрасова. Маленькие

Елена Некрасова – автор пяти книг прозы, финалист премии «Русский Букер» (роман «Щукинск и города»), художник, режиссер-документалист.

Тихую и размеренную жизнь русской деревни нарушает приезд двух братьев маленького роста. Необычный вид чужаков настораживает местных. Но еще больше они удивились бы, узнав, что в телах «лилипутов» скрываются аты – представители древней цивилизации, обладающие сверхъестественными способностями. Аты – наблюдатели, им запрещено вмешиваться в жизнь людей. И правильно: не сдержавшись, герои инициируют события, которые уже не в силах контролировать…

Отрывок из книги:

Куи выехал в Мирославль на рассвете, ливень застал его между Кручинино и Махеровкой, пришлось повернуть назад. Повезло еще, что не успел съехать с бетонки, когда разверзлись хляби небесные. Супердождище, настоящий тропический! Видимость стала почти нулевой, и он припарковался на обочине, чтобы переждать ливень, хотел помечтать – куда там! Что-то большое, грузовик или автобус – Куи даже не разобрал, пронеслось мимо, сорвало зеркало и угрохотало прочь, смерть прошла в сантиметре. Куи включил аварийную сигнализацию, хотя и полицейская мигалка не спасла бы ситуацию. Груженые и порожние монстры проносились в пелене дождя, а ведь за рулем часто нетрезвые водилы. Приходилось каждый раз вылезать из машины и отбегать к полю, трудно представить картину глупее. Промок до нитки, вымазал обувь в грязи, а дождь всё лил и лил, потоп продолжался часа два. Хорошо, что в багажнике нашлась рабочая одежда, замасленная, но сухая. Можно сказать, повезло: на грунтовке завяз бы по уши, а эвакуатор в эти края можно вызвать только из Мирославля… теоретически. Но что будет в реальности, это вопрос.


Переодевшись, он двинул домой, а по дороге решил посетить Кручинино – может быть, там найдется какой-нибудь магазин, в котором можно будет купить чемоданы. Маловероятно, но бывают же чудеса, да и крюк небольшой. Вчера они начали упаковывать вещи – не хватает трех чемоданов как минимум. Ну да, скопились вещички. Хо собирается почти всё оставить, взять только реликвии и образцы минералов. А у Куи две милые сердцу коллекции, и обувь он не оставит: мучиться потом, искать… И зачем оставлять этажерки Леонардо, их разобрать минутное дело… Нет, а реабилитационные примочки Хо? Он должен их взять с собой, иначе курс прервется. Значит, плюс еще один чемодан… Можно заказать эти несчастные чемоданы в интернет-магазине, но Куи захотелось съездить в Мирославль, вот и устроил себе приключение…

Всё равно настроение чудесное, душа поет! Хо дарит ему Привилегию Свободы! Кончились мерзкие отчеты, все унижения и ограничения, простые аты о таком счастье и не мечтают! Хо просто гений, мало что совершил открытие века, он гений щедрости! Эх… даже Марья Ивановна больше не раздражает, хочется сказать ей что-нибудь доброе. Бедный Хо, за эти два дня весь извелся, даже осунулся и похудел. А Марья Ивановна держит оборону, не приходит и не звонит, хочет сама принять решение, вот дура! А Хо не успел ей сказать, что она забеременела, и страшно переживает. Чисто бабский выпендреж, куда она денется? Лишь бы помучить мужчину…

Куи насвистывает ирландский мотивчик, любимую песню бабушки Дыу. Мир умылся дождем, утреннее солнце сияет, как при сотворении мира. На небе ни тучки, всё дышит свежестью – зелень лугов, синева неба… Какая благодать! Вряд ли им грозит реальная опасность: к оживленцам присоединилась еще кучка окрестных придурков, но Куи почему-то спокоен. Чтобы от трепа перейти к действию, нужно время, а они уедут из Каменки не позднее субботы. Но у партнера плохое предчувствие, у бывшего партнера, как приятно это звучит!.. А Хо уже дней десять знал, что свободен, ну конечно! Он мог бы отказаться от семейной жизни. Прощайте, душа моя Марья Иванна, не поминайте лихом… а ведь не использовал Привилегию, а, наоборот, обрюхатил училку. М-да, любовь – страшная сила. Или Хо сильно совестливый, его разве поймешь…

Так. Вот и Кручинино, никогда он не заезжал в эту деревеньку, ни одного двора приличного… Редкостная голытьба, дома завалены, и живут наверняка только немощные старики. Деревня в одну улицу, везде пусто, спросить не у кого… не, магазином и не пахнет. Вот этот горелый кирпичный сарай, возможно, был когда-то магазином… Эх-ма, Русь-бедняжка, слава Улу, что на днях они покидают эти загадочные места! Хо увезет Марью на женевские берега, идеальную бабу в идеальное место… Там хорошо, спору нет, и партнер предлагал ему поселиться поблизости, но Куи решил иначе. Он понял, что его мечты о собственном доме уходят корнями в лондонский дом бабушки Дыу, он просто купит дом своего детства! Вчера он позвонил риелтору, попросил разведать ситуацию с домом. Понятно, хозяева заломили втридорога. Сначала заявили, что их родовое гнездо не продается и разговор окончен – птенцы нашлись… А если в два раза дороже? Оказалось, если в три – нет проблем, и за минуту всё решилось. Дому четыреста лет, он требует капитального ремонта, зато его строила бабуля… Вот слетает в Эквадор, и непременно навестит ее в Гренландии, где она изучает память льдов или что-то в этом роде. Бабушка Дыу всегда обожала холод и открывала окна, а Куи страшно злился и закрывал – бр-р-р, как вспомнит эти вечные сквозняки… Так, прощай, Кручинино… Ой, кажется, кто-то живой! Точно, в последнем дворе бабка развешивает белье, стоп машина!

– Здравствуйте, уважаемая! Нет ли у вас магазина какого-нибудь? Вдруг я проглядел…

А она не старуха – тетка не больше шестидесяти, просто издали так выглядит. Сутулая, в платке и бесформенной кофте… ну-ка ради интереса… Он проверил возраст, ничего себе! Да ей сорок восемь, во жизнь…

– Был магазин да весь вышел, мил человек. Теперь в Мошкино ходим, ты прямо езжай. Ты, я гляжу, не здешний.

Куи чувствует, что-то не то, не так с этим участком, странно… а, понятно! У бабки сухой огород, трава и кусты высохли напрочь, только деревья нормальные. Кругом еще сочная зелень, по границе забора бушуют сорняки, а у нее во дворе всё жухлое, будто уже поздняя осень.

– А скажите… у вас растения чем-то болеют? Почему всё сухое, так странно…

– Ох, горе… Это сынок мой болеет, мил человек, чем-то мы Бога прогневили, видать… – тетка и ведет себя по-старушечьи, охает, пожимает плечами и это выражение «мил человек»… Куи старается сделать сочувственное лицо.

– Сынок мой Ванюша с грузовика упал и разум потерял, шесть лет ему было, с тех пор только лаял и лаял, как собака прям… – тетка смахивает слезу, – страшно так лаял и трясся…

– Да вы успокойтесь, вы не плачьте…

Это же мать лающего трясуна, вот влип! А если этот двухметровый малыш выйдет из дому и его узнает? Надо сваливать по-быстрому, черт дернул спросить… Куи сканирует участок: нет, в доме никого, за домом тоже.

– А теперь забрали сыночка, горе мое, горюшко… разум вернулся к нему, а сынок ушел…

– Как забрали? Куда?

– Так водят они его, и мой Ванечка как хвостик прямо… будто медом дорогу помазали, ходит и ходит за ними! Домой не дозовешься, все глаза выплакала! Ему скоро тридцать годков, а по правде – семи еще нету, горе мое… высоченный детина вымахал, разве я его удержу? И в школу не отдашь: куда его в школу, засмеют… Ой, мил человек, а ты это… ты часом не лилипут?

– Лилипут, мамаша.

– Каменский?

– Да, мы в Каменке с братом живем.

– Ой-ей, милок, то-то я смотрю, мал ты вроде… горе-то какое.

– Ну что вы, у нас всё хорошо…

– Да где ж хорошо? Спалить вас хотят, я слыхала! Всё зло, говорят, идет от лилипутов. Грех это, все под богом ходим, кто ростом обижен, кто чем… А самое страшное, когда разум у человека забирается. Ты компота хочешь попить? Яблочного? Теплый еще, я вынесу…

– Спасибо, не надо, я чаю попил, у меня термос в машине. А Ваню кто забрал?

– Так они забрали! Григорий и эта, как ее… Верка, которая хромая была. Он Ваню лечить отказался, прогнал нас… а теперь всем его показывает, потому что у Ванечки такая особенность получилась. Гришка говорит, что это Божья отметина и доказательство ихней правоты. Я, ей-богу, в толк не возьму, пошто они на вас взъелись? Не черти ж с рогами, и так вас Боженька обидел… Злыдни они… Хотя говорят складно, как в театре. А Ваня дитя малое, он разве что понимает? Ему интереснее туды-сюды шляться, чем с родной мамой тут… Я думала, забор новый справим, сарай он тот, вишь, упал? Ванечка сильный у меня…

– А какая у Вани особенность? Он может делать что-то необычное?

– Так особенность… если б хоть доброе, а то срам один, напасть прямо… Сядет на землю, и, где посидел, трава высыхает. Когда ходит, ничо не сохнет, а как сядет – такая вот оказия получается. Минутку посидит – и готово, весь огород мне обсидел, живого места не осталось, вся картошка пропала… как назло делает, так и тянет его! Ну выдь за забор и сиди себе на здоровье – так нет…

Куи поражен – хорошеньким даром он наградил пацана, даже не думал, что такое возможно… Значит, оживленцы таскают Ванечку за собой, и он своим задом производит эдакие плеши… нет, эдакие суши… Интересно, а как это можно применить в хозяйстве?.. А никак! Во всяком случае, ничего путного на ум не приходит. Совершенно бестолковый дар – просто сушить задом траву. А тетенька запричитала уже в голос, нашла свежие уши. Куи щупает карман брюк… а, черт, бумажник остался в мокрых брюках в машине.

– Я сейчас, мамаша, одну минуточку…

Опять назвал ее мамашей, язык сам как-то поворачивается. Где же джинсы… А, в багажник кинул… Так, тысяч тридцать есть, хватит ей… и в бардачке еще несколько пятитысячных купюр валялось…

– Вот, возьмите, пожалуйста! А у меня еще есть, это не последние.

– Ты что… ты мне… это зачем, милок?! Ты не думай, это я так… мы не нищие, я пособие на Ванечку получаю… Ой, милок, это ж сколько тут у тебя… не фальшивые? Я таких и не видела…

– Обижаете, я зарплату получил, то есть премию. А нам с братом и зарплаты хватает, он тоже нормально зарабатывает. Так что берите и не выдумывайте!
Куи пытается сунуть пачку ей в руку, а тетя явно на грани обморока: взгляд обалдевший, руки повисли тряпками… Куи затолкал деньги в отвисший карман теткиной кофты, набитый прищепками для белья, и, не давая ей опомниться, рванул к машине.

– Милок, а милок! Да погоди… Куда ж мне такие деньжищи огромные… А ты не передумаешь?

– Купите своему Ване что-нибудь полезное – велосипед там, не знаю… Придумал! Пусть он конструктор какой-нибудь собирает, «Лего» купите, да любой. Чтобы дома сидел, пока не поумнеет. Всё, мамаша, будьте здоровы!

– Что такое, милок, какую легу?

– Вы с продавцом посоветуйтесь, от чего семилетние дети балдеют, компьютер возьмите, игры всякие электронные. Или с учителями договоритесь, пусть на дому с ним занимаются… Или корову купите, поставьте новый сарай – деньги ваши, сами решайте. Всё, мамаша, я спешу, удачи!

Он отъехал от Кручинино с километр, когда сверкнула молния в зеркале заднего вида. Ух-у… сзади подбирается туча в полнеба, черная грозовая тучища. Куи прибавил скорость, теперь уж точно надо поспешить. В Мошкино есть продуктовый магазин, в который завозят всё что угодно, кроме нормальных продуктов. В прошлый раз он видел там офисный стол с креслом и огромные пляжные зонтики, так что есть шанс, что будут чемоданы, но денег уже нет. Вот оно, Мошкино, минут за двадцать до Каменки он доберется, раньше вряд ли хлынет… ну ни фига себе! На зеленом склоне холма Куи видит огромную надпись «ЛИЛИПУТЫ – ОБОРОТНИ», ее прекрасно видно с дороги, место выбрано правильное. И краски не пожалели, придурки несчастные. А, понятно! В Мошкино находится Гришкина «клиника» для скота, а на холме он гонит свою пургу, ха! Нагорные проповеди устраивает. Хотя он в Махеровке теперь базируется, у бабы своей… Куи оценивает тучу – весьма внушительная, но пока далеко, на пару минут можно выйти. Он взбирается по влажному склону, вот это да… Это не краска, а сухая трава. Ванечка задом высидел надпись! И на краску не пришлось тратиться…

Когда Куи въезжал в гараж, тяжелые капли падали на капот, расплываясь до размеров кофейного блюдца, а когда заскакивал в дом, хлынуло вовсю. Он обнаружил Хо под потолком гостиной, во дает! Решил проделать GTE по набору энергии, хоть бы дверь запер…

– Привет, Ку! Опять машина сломалась? Что на этот раз?

– Да всё нормально.

– А почему ты в робе и так рано вернулся?

– Да просто в сухое переоделся, вымок весь. А вернулся потому, что дорогу размыло. А ты чего не запираешься?

– От людей стоит k-барьер, не почувствовал? А Маша будет вечером.

– А… ну как, надумала ехать?

– Наверное. Сегодня у них был педсовет, и ей нашлась замена. Приехал какой-то парень, просится в их школу.

– Твоя работа?

– Ну…

– Ясно. Я наверху буду.

– Нет, подожди, надо поговорить. У нас проблемы, Ку.

– Что еще?

– Кстати, ты конфеты купил?

– Там же ливень, Хо, я вообще мог по уши завязнуть!

– Слушай, у нас проблемы.

– Это я уже понял.

У Хоми такой скорбный вид, что становится не по себе… Неужели… У Куи жуткое предчувствие. Неужели он сейчас скажет, что не может передать ему Пятую Привилегию? Что Центр запретил… или что сам передумал… Этого он точно не переживет…

– Ку, я отправил сегодня отчет. Ты знаешь, что перед тем, как покинуть место оседлости, нужно отправить в Центр форму DF-1, это стандартная процедура. Я думал, пронесет – они меня только что наградили, к тому же я первый ат, осуществивший Миссию… Ладно, ближе к делу… Средний показатель жесткости по региону девятьсот два пига.

– Да ты что?! Как в доминиканской тюрьме, помнишь?

– RZ увеличивается с каждым днем, гармонизация практически не дает результатов, эта парочка производит мощное излучение… А когда мы тут поселились, региональный показатель равнялся ста пигам. Короче, мы влипли. Они сопоставили параметры, в пятницу будет Инспекция.

– Хо… но ведь это ужасно, они узнают про оживленцев… Я чувствовал, что это плохо кончится! Вот бу ашупа… А ты можешь связаться с Бо-а-ра? Объясни, что твоя Марья беременна, что над ней тут издеваются – это же правда, Хо! Тебе надо срочно ее увозить, какая еще Инспекция? Старик хоть понимает, где мы живем?

– Я пытался это объяснить…

– И?

– Будет Инспекция.

– Он что-то заподозрил?

– Ку, я всё уже обдумал. Нам придется давать показания в режиме IК-1, утаить ничего не удастся. Я сам разберусь с этим делом, тебе лучше уехать. Вступишь в Пятую Привилегию и улетишь в Эквадор. Получишь другой статус, и ты уже не обязан давать показания, понимаешь? Что ты вытаращился? Не понимаешь? Я совершил ошибку… мягко говоря. Я нарушил Правила и должен был сообщить об этом Бо-а-ра. И ты был обязан сообщить, Ку! О моем преступлении. Но не сделал этого. Пойми, ты мне ничем не поможешь, а если дашь показания, только себе навредишь. Получишь как минимум Выговор и какой-нибудь Запрет.

– А ты? Почему ты не хочешь использовать свою Четвертую Привилегию? Если это освобождает от показаний, Хо! Тебя же могут сунуть в Копилку, лучше от этого будет твоей Марье? Ты в своем уме?! Надеюсь, ты никому еще не подарил Четвертую?

Куи поражен – если Привилегия освобождает от ответственности, какого черта?! Надо срочно вступать и валить отсюда!

– Я не могу, ты считаешь меня идиотом? Ты думаешь, что свобода равняется безответственности? Даже Бо-а-ра регулярно проходит тест W-Z. Просто в нашем случае достаточно моих показаний, я Аму и твой начальник, уж извини. И я совершеннолетний, в отличие от тебя. И скажу прямо – после Инспекции у меня наверняка отберут все Привилегии, кроме твоей. Если ты успеешь вступить, разумеется.

– Хо, я не знаю… Надо было его уничтожить, я же хотел! Ну почему ты такой добрый? Видишь, к чему это привело? Они нас ненавидят, Хо! А тебя могут засунуть в Копилку… Эх, зря я тебя послушался! Вот замочил бы гада, и было бы всё хорошо…

Куи осекся. Если бы он замочил Гришку, тот не прочел бы мысли коровы, Хоми не смог бы сделать открытие, не получил бы Привилегии, не подарил бы Куи… Выходит, для него всё сложилось, а для Хоми… Какой ужас! Ужас…

– Не думаю…

– А? Что? Ты про что?

– Что меня поместят в Копилку Знания. За женщину я получу Запрет на Способности – года на три, не больше. Она же не погибла, я просто хотел привести ее в чувство, но G-канал не сработал. Я сменил тело, отстраивал заново параметры – тут много смягчающих. Если бы сразу отправил отчет, вообще ничего бы не было, а тут сглупил… А с Григорием, конечно… Но даже если я заслужил потерю Индивидуальности, то, учитывая Миссию, в самом худшем случае меня лишат регалий, отберут Привилегии, дадут пять Запретов. У меня Маша беременна! Я первый ат, исполнивший Миссию. Кто будет воспитывать этого ребенка, если меня сунут в Копилку? Ну и пускай всё отбирают, будем жить с Машей как люди.

– М-м-м… если ты в этом уверен, не знаю… Верку вообще-то я сбил, это я был за рулем, помнишь?

– Сбил ты, а я облажался, как говорится. Это ерунда, а вот Григорий – Нарушение первой степени.

– Хо, мне так жаль… ты так старался выполнить эту Миссию, неужели Бо-а-ра… я не понимаю, как это? Отобрать все Способности? Ты даже не сможешь обрабатывать продукты f-мюонами? А как питаться? Это же вредно, можно быстро состариться… Ужас, до чего любовь доводит… А ты раньше никогда не нарушал Правила? Может, они это учтут?

– Давай не будем.

– Извини. Хо, я хочу признаться… я тоже отличился. На меня тут набросился сумасшедший, я испугался, что он меня придушит, и даже не знаю, как вышло… вдруг пошел gi+ поток. Понимаешь, навалился, как бегемот, и лаял еще… а потом схватил меня за волосы, и точка Z активизировалась сама собой, ну… то есть я потерял контроль от страха… А теперь он ходит с оживленцами и задницей сушит траву.

– Что?

– Сейчас расскажу. Давай только выпьем по рюмочке, а?

Маленькие - купить в интернет магазине OZON.ru с доставкой по выгодной ценеМаленькие - купить в интернет магазине OZON.ru с доставкой по выгодной цене