Как изменилась модель совместного использования товаров и услуг.
Все новое — хорошо забытое старое. Этот принцип применим практически во всех сферах жизни, в том числе в экономике. Например, термин «коллаборативное потребление», означающий, что товар индивидуального пользования становится массовым, появился не так давно. Однако оказывается, что эта модель была востребована еще в экономике СССР. Правда, приоритеты потребителей с тех пор изменились.
В истории СССР есть немало примеров реализации модели совместного потребления. Например, коммунальные квартиры как вариант совместного использования недвижимости. Другой проект, сохранившийся и до наших дней, — прокат автомобилей, развернутый в Советском Союзе в 1960-х. А самый первый пункт проката автомобилей открылся в Москве еще в 1956 году. В условиях оживления экономики страны после войны, учитывая ограниченные возможности автопрома по выпуску личных машин, прокатная система позволяла обойтись в 10-15 раз меньшим числом автомобилей. Проект был масштабным: в 1956 году в активе первого московского пункта проката насчитывалось 80 автомобилей. К 1962 году такие пункты появились уже в 40 городах СССР. Интересно, что взять машину в прокат можно было на основании разрешения из клуба туристов, а срок проката составлял от 3 часов до 1 месяца. Условия штрафов и компенсаций для арендатора были довольно жесткими: наниматель автомобиля платил за испорченные детали в трехкратном размере их розничных цен. Практически все типовые договоры и правила бытового проката устанавливали законные неустойки в виде штрафов за просрочку внесения нанимателем наемной платы. В случае утраты или гибели предмета, взятого напрокат, наймодатель, кроме стоимости имущества, имел право взыскать с нанимателя сумму неполученного дохода.
От экономии к консюмеризму
Традиционная модель совместного использования базировалась на главной для того времени задаче — экономии средств потребителя. Однако за последние несколько лет сформировался другой стимул. Сейчас потребитель имеет более широкий выбор товаров и услуг, у него больше альтернатив, информации и возможностей для общения один на один с продавцом. Соответственно, главным стимулом развития модели совместного потребления становится желание попробовать продукт. Эта тенденция набирает обороты в любой развитой и развивающейся экономике, в том числе российской. Потребитель хочет попробовать другую модель телефона, пожить в другом районе города, поносить другие часы — и с неограниченной свободой выбора все это становится возможным.
Например, прокат велосипедов — одна из наиболее популярных моделей коллаборативной экономики. На нее обратило внимание и государство: осенью 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале строительства парковок для велосипедистов в разных районах города. Помимо экономии средств, здесь уместно говорить и о социальной ответственности: предполагается, что активное совместное использование велосипедов позволит разгрузить транспортный поток и, следовательно, улучшить экологию города.
Однако не стоит забывать и о случаях, когда решающими становятся простые практические соображения: потребитель хочет сэкономить на вещи, которой будет пользоваться редко. Приведу пример. На протяжении всего XX века использовали фотопленку. В конце века появились цифровые технологии. Перед потребителями встал вопрос: что делать с пленкой? Оцифровать ее. Но как это сделать? Можно пойти в компанию, которая предоставляет услуги оцифровки, а можно купить специальный сканер и сделать это в домашних условиях. Во втором случае возникает проблема: у потребителя ограниченное число фотографий, и после оцифровки старых негативов и слайдов сканер больше не понадобится. Выбрасывать устройство жалко, поэтому запускается процесс кооперации — сегодня сканером пользуется один знакомый, завтра — другой и так далее. Это пример совместного потребления в том случае, когда функции товара перестают быть востребованными конкретным пользователем.
Принцип использования модели
Трудно найти экономическую отрасль, в которой данная модель была бы неэффективной. Исходя из актуальных трендов, компании могут использовать несколько вариантов (рисунок). Во-первых, обмен временем. С 2006 года в России действует социальный проект под названием «Банк времени»: в качестве основных средств используются часы и минуты — пользователь помогает другому, и время, которое он потратил на помощь, учитывается на его счете. В нужный момент он использует это время, чтобы получить помощь от другого человека. К примеру, пользователь, регистрируясь на сайте, указал в качестве одной из услуг, которые он может предоставить, поход за покупками. К нему обращается другой пользователь с просьбой купить продукты. На это действие будет затрачено 2 часа, которые спишут со счета просящего и внесут на счет исполнителя.
Второй вариант проще — это услуги по аренде товаров: транспорт, имущество, бытовая техника. Таких примеров множество, особенно на западном рынке. И наконец, третий вариант — частичное пользование недвижимостью. В США не так давно был запущен веб-сервис Desktime, который позволяет компаниям сдавать в аренду временно пустующее офисное пространство. Достаточно разместить объявление о том, что помещение свободно в определенные часы, — и система начнет поиск клиента с подходящими запросами.
Многие компании рассматривают эту тенденцию как источник дополнительного дохода. Например, интернет-магазин Watchfinder по продаже швейцарских часов запустил услугу «Поноси и купи». Сервис предлагает три варианта взаимодействия с компанией: клиент может взять часы напрокат с последующим выкупом, арендовать более дорогую модель часов, оставив взамен свои, или просто арендовать понравившуюся модель.
В целом же, несмотря на распространение этой модели потребления, она вряд ли изменит рынок, мы не вернемся к экономике социализма. И в ближайшем будущем развитие социальных сетей и технологий не изменит ситуацию. Так, рынок таймшера, который был развит в 1990-х годах, резко сократился, когда у потребителей появились средства на покупку собственного жилья.
(c) Сергей Смирнов