воскресенье, 11 августа 2013 г.

Битва за Кипр: когда дым рассеялся

Есть ли будущее у офшорных зон?


Финансовый кризис на Кипре стал очень неприятным прецедентом, ярко продемонстрировав незащищенность частной собственности в еврозоне и офшорах. Впрочем, ставить точку в этой истории рано. Пока власти ищут виноватых, инвесторы задаются традиционным русским вопросом: что делать?

Прежде всего следует разобраться, для чего нужны офшоры и прочие зоны с благоприятным налоговым режимом. Во-первых, это оптимизация налогообложения, позволяющая с помощью различных схем, легальных и полулегальных, вывести капитал из страны за сравнительно небольшие деньги. Во-вторых, это международные операции, структурирование различных сложных сделок, например экспортно-импортных, работа на финансовых рынках. В таком случае компании получают обслуживание не только по международным стандартам, но и в соответствии с нормами английского права.


Денежные потоки: путь в другие страны...

Можно предположить, что компании, которые все же будут стремиться оптимизировать налогообложение, обратят внимание на другие офшоры и зоны с благоприятным налоговым режимом.

Очевидно, что удар по репутации банковской системы Кипра уже привел к оттоку капитала. В качестве новых площадок с привлекательными налоговыми условиями инвесторы будут рассматривать другие страны.

Часть может выбрать Германию и Великобританию, Нидерланды и Люксембург, Исландию, Гонконг и Сингапур. Часть все же осядет в других офшорах, например на Каймановых, Багамских, Британских Виргинских, Маршалловых островах, на Мальте.

Безусловно, часть капиталов останется на Кипре. И дело тут вовсе не в том, что бизнес, который примет именно такое решение, недооценивает риски, а в том, что для многих компаний достойной альтернативы нет.

По оценкам экспертов, операции, которые Кипр обеспечивал бизнесу, обойдутся дороже, если проводить их в других странах (рисунок). Поэтому компании, которым необходимо проводить сложные сделки в соответствии с нормами английского права, скорее всего, ничего не будут менять в нынешнем положении вещей.

...или возвращение в Россию

Не исключено и возвращение части капиталов в Россию. Президент Путин говорил, что страна берет курс на деофшоризацию экономики и будет рассчитывать на приток капитала. Есть ли соответствующая инфраструктура — пока вопрос открытый. Однако в этом направлении ведется активная работа. Не секрет, что наша страна ежегодно теряет, по разным оценкам, $60-80 млрд.

На этом фоне идеи премьера Медведева о создании внутренних офшоров, например, на Дальнем Востоке, мягко говоря, не выглядят рациональными. У России уже есть подобный опыт: в 1990-х годах такие зоны открывались в Ингушетии, Калмыкии, на Алтае, в Мордовии, Эвенкийском и Чукотском автономных округах, но в 2004 году были упразднены с целью повысить собираемость налогов и укрепить налоговую дисциплину.

Сейчас не только Россия, но и многие другие страны декларируют стремление к деофшоризации экономики, повышению прозрачности и открытости финансовой системы. При таких условиях создание внутренних офшоров не только не повысит сбор налогов на территории России, но и уведет страну от прозрачности и открытости, на которые обращают все больше внимания во всем мире. К тому же создание специальной зоны на Дальнем Востоке потребует значительных инвестиций, а вот будет ли она популярна — большой вопрос.

Долгосрочная перспектива: мировая деофшоризация

Евросоюз оценивает ежегодные потери от вывода денег в офшоры примерно в €1 трлн. Старый Свет взял курс на борьбу с такими зонами, поэтому в ближайшие три-пять лет странам с привлекательными налоговыми режимами придется нелегко. Многие государства договариваются об обмене налоговой информацией и других мерах усиления контроля над передвижением капиталов. В частности, оказывают серьезное давление на офшоры. К примеру, в апреле министры финансов Германии, Франции, Великобритании, Польши, Италии и Испании провели неформальную встречу, в ходе которой обсуждали законодательство о банковской тайне, в частности доступ к информации о банковских вкладах. Единственной из стран EC, отказавшейся от сотрудничества в этой области, остается Австрия.

Однако не секрет, что заинтересованность в использовании офшоров приблизительно такая же, как и в их устранении. Вопрос в том, какая точка зрения победит. Пока перевес на стороне бизнеса, который всегда ищет возможность сэкономить средства на налогах при максимальной защите капитала.

В любом случае самый эффективный способ борьбы с офшорами — создание комфортного инвестиционного климата и системы защиты капитала в своей стране, чтобы заработанные деньги вкладывались в собственную экономику и уплата налогов осуществлялась там же. В долгосрочной перспективе, возможно, удастся добиться определенных успехов. Однако в ближайшем будущем офшоры и сходные зоны будут пользоваться спросом у бизнеса, а значит, всякая борьба приведет к возникновению других, более тонких и хитроумных схем вывода легальных и отмывания нелегальных денег.

Справедливости ради, проблема Кипра обсуждается уже давно. Кризис и события, связанные со спасением острова, лишь активизировали дискуссии. Страна пострадала не только оттого, что является офшором, но и оттого, что оказалась втянута в кризис еврозоны и крушение Греции.

Существуют и конспирологические теории относительно того, что спасение Кипра путем «стрижки депозитов» было разыграно с целью надавить на Россию. Задачей было даже не столько подключить ее к спасению «острова невезения», сколько ударить по известному и весьма раздражающему некоторые страны, в частности США, кошельку нашей страны. Если теория верна, то удар пришелся больше по еврозоне, чем по России.

(c) Дарья Желаннова