пятница, 7 июня 2013 г.

Спасение Христа

Всем известно, что Иисус Христос был предан унизительной казни на кресте, умер мучительной смертью и через три дня воскрес. Именно этим воскресением Иисус, собственно, и доказал, что он не простой человек, а Сын Божий...

Простым смертным не дано воскресать и являться ученикам после смерти, причем являться не в виде бестелесного создания, а во вполне телесном образе. А ведь по легенде апостол Фома, прозванный потомками неверующим, возжелав убедиться, что перед ним Учитель, который восстал из мертвых, ощупал тело Иисуса и даже вложил в его раны свои пальцы. Сами понимаете, в бестелесную оболочку пальцы не вложишь.

Весть о воскресении разнеслась по всему сообществу первых христиан. И родилась религия, которую мы называем христианством. Христианство зиждется именно на воскресении Иисуса. Иначе как чудом это древнее событие не назовешь. Но было ли это событие? Воскресал ли Иисус? На этот вопрос исследователи отвечают по-разному - в зависимости от своей веры или своего неверия.

Непререкаемый догмат

Общепринятая точка зрения на воскресение Иисуса основывается на текстах Нового Завета. Все четыре канонических Евангелия дают один и тот же порядок событий: на Тайной вечере Иисус сказал ученикам, что среди них находится тот, кто его предаст, затем Иуда донес об Учителе иудейским властям и получил вознаграждение. Иисус был захвачен ночью и помещен под стражу, далее между иудейскими и римскими властями решался вопрос, как поступить с арестантом, в результате чего его приговорили к распятию на кресте. В канун еврейской Пасхи состоялась казнь: Иисуса вместе с двумя другими преступниками провели по всему Иерусалиму на лобное место, которое называлось Лысой горой, или Голгофой. Иисус должен был нести на себе крест, на котором его собирались казнить.

Новый Завет утверждает, что Иисуса не просто привязали к крестовине, как было принято у римлян, но распяли, то есть вбили в ступни и ладони гвозди, чтобы прикрепить к кресту. Когда казнимый потерял сознание, стражник проткнул левое подреберье Иисуса, чтобы убедиться, что он мертв. После этого тело Иисуса было отдано родственникам для погребения. Тело отнесли в пещеру недалеко от Голгофы, завернули в саван и уложили в каменный гроб, а вход в пещеру завалили камнем. Все это время соратники оплакивали смерть Иисуса. Когда на третий день женщины пошли в пещеру, где находилось тело, они увидели, что камень отодвинут, пелены размотаны, а тело исчезло. Причем некоторые из женщин получили видения, и увиденный ими Иисус был вполне живым, о чем не преминул им сказать. Женщинам не поверили. В пещеру отправились ученики Иисуса мужского пола. Они убедились, что тела там нет.

Впервые воскресшего Иисуса они увидели спустя какое-то время, и далеко от этой пещеры. Весть о чудесном воскрешении облетела всю Иудею. Иисус стал Богом.

Другие Евангелия, не признанные каноническими, рассказывают ту же историю немного иначе. Некоторые из этих Евангелий вообще обходятся без казни Иисуса. Но после того как христианство стало официальной религией европейцев, никто из верующих не сомневается ни в казни Иисуса, ни в его воскресении.

Сомневающаяся наука

Научная точка зрения сформировалась на основе атеизма и в те годы, когда вера христиан значительно ослабла. Поскольку атеисты отрицают существование бога, то они автоматически отрицают и существование Иисуса, не говоря уж о его воскресении. С научной точки зрения, воскресение как таковое невозможно: мертвые из гроба не встают, а если встают - то они не умирали, а просто заснули летаргическим сном. Поскольку Иисус скончался на кресте, то ни о каком летаргическом сне говорить не приходится. Следовательно, он не воскресал, а сведения о воскресении - просто легенды. Атеисты отрицают божественную природу Иисуса и либо отказывают ему в реальной жизни, называя такой же легендой, либо признают историческим персонажем, о котором нам сегодня почти ничего не известно. Выдвигается немало гипотез, кем мог быть христианский Сын Божий Иисус - зелотом, ессеем, сыном яростного борца за независимость и т.п. Некоторые исследователи сомневаются не в существовании Иисуса, а во временных рамках, к которым отнесена его жизнь, и - следовательно - предают смерти не в общепринятом 33 году нашей эры, а некоторые и вовсе никакой смерти не предают, а говорят, что он попросту отправился странствовать по землям Индии и Китая. Но на вопрос о воскресении они отвечают ясно и четко: этого не было, потому что не могло быть.

Доказательства истины

В двадцатом столетии интерес к воскресению Иисуса вспыхнул с новой силой. И поводом для этой вспышки стало якобы научное исследование древнего артефакта - Туринской плащаницы. Якобы научным исследование можно назвать потому, что к нему были допущены почти сплошь верующие ученые! Именно по этому принципу их отбирали для работы прелаты Ватикана.

А ведь Туринская плащаница - артефакт очень интересный. Это кусок ткани, на котором «проявилось» изображение нагого мужского тела. Плащаница известна со Средних веков и считается посмертным изображением Иисуса Христа, той самой пеленой, саваном, в который он был завернут во время погребения. В Средние века было огромное количество священных реликвий - гвозди от креста Господня, щепки от него же, частицы крови Христовой, собранной во время казни, разного рода предметы, с которыми контактировал Иисус, и так далее. Но подобных Туринской плащанице изображений мертвого Иисуса практически нет - за исключением убруса, на котором проявился лик Христа. Плащаница за время своего существования многократно перемещалась из монастыря в монастырь, пока не стала достоянием Ватикана. Причем в Средние века высказывалось много сомнений в том, что на плащанице запечатлен Иисус. Слишком странным было само изображение. Только открытие фотографии дало пищу пытливым умам - в Туринской плащанице увидели негативное изображение Христа и стали рассуждать о сверхъестественном характере нанесения изображения (до этого скептики приписывали сотворение плащаницы именитым художникам, в том числе и великому Леонардо да Винчи). Ватикан признал Туринскую плащаницу святыней сравнительно недавно и дозволил изучение артефакта. Исследование радиоуглеродным методом смутило ученых: кусок ткани оказался родом из XIII столетия. Этого допустить было невозможно. И исследователи сослались на то, что проба была взята от той части ткани, которую «подновляли» в XIII веке. А так - ткань всеми силами впихивают в I век нашей эры: ссылаются на характер плетения, который потом не использовался, на содержание в ткани пыльцы растений, которые произрастали только на Ближнем Востоке и только в то время, а более всего ссылаются на то, что рисунок на ткани не плоский, а объемный, то есть на ней отпечаталось реальное тело. И, конечно, это тело Иисуса. Хотя некоторые скептики называют имя того несчастного, чьи кровь и пот «нарисовали» изображение - Жак де Моле, последний верховный магистр тамплиеров, преданный жесточайшим пыткам в XIV веке, что по времени чудесно совпадает с радиоуглеродной датировкой. Но христианские исследователи признают только Иисуса и строят на истинности плащаницы и его воскресение: восстав из мертвых, он сбросил ненужные ему погребальные пелены и ушел из пещеры. Иными словами, само существование плащаницы - лучшее доказательство того, что он воскрес.

Плоды галлюцинаций?

Однако если уж быть объективными, наличие плащаницы не проясняет момента воскресения. Даже если мы докажем, что плащаница запечатлела облик Иисуса, мы не докажем ничего, кроме того, что тело было вынуто из пелен и либо «перепрятано», либо снова завернуто в чистую ткань и положено в тот же гроб. Нельзя ориентироваться и на «свидетельства» современников. Мистически настроенные ученики, лицезревшие воскресшего Иисуса, могли заблуждаться и видеть галлюцинации. И даже свидетельство апостола Фомы нельзя принимать на веру. Сегодня мы знаем, что галлюцинации могут сопровождаться тактильными ощущениями. И если ни плащаница, ни слова близких к Иисусу людей не могут рассматриваться как доказательства его воскресения, то придется и само воскресение отнести к разряду тех вещей, которые зависят только от веры человека. Ни.логика, ни научные изыскания в этом вопросе не помогут. Иисус воистину воскрес, но лишь для тех, кто в это верит.

(с) Николай Котомкин