воскресенье, 2 июня 2013 г.

Великий раскол

25 мая 1666 года протопоп Аввакум Петров вместе с двумя своими сообщниками был закован в канда лы и отправлен в Николо-Угрешский монастырь. Можно сказать, именно в этот день государство объявило войну религиозному инакомыслию, что привело к очень тяжелым последствиям...


25 мая 1666 года на Руси произошло событие, оставившее глубокий след в истории страны: протопопа Аввакума лишили свободы. Этой трагедии предшествовала цепь важных событий - тогдашний патриарх Никон начал церковную реформу, закончившуюся расколом Русской православной церкви. Когда-то единая, она разделилась на два течения: официальное, или никонианское, и раскольничье, или старообрядческое. Все это сопровождалось жестокими гонениями на противников реформ Никона, взаимными проклятиями и казнями наиболее известных сторонников старообрядчества.

Греческий след

Историк Ключевский считал, что причиной раскола стало желание патриарха ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями. Они составляли Восточную православную церковь. В нее входили: Александрийский патриархат (Египет), Иерусалимский (Палестина), Константинопольский, восточно-славянские церкви. Среди последних была и Русская православная церковь.

В Русской православной церкви за долгое время полу-автономного существования накопилось немало различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви. С течением времени в русских церковных книгах обнаружилось много ошибок, разночтений. Дело дошло до того, что на Афоне святыми старцами несколько богослужебных книг, напечатанных в Москве, были признаны «еретическими» и сожжены. Возникла необходимость приведения всех текстов церковных книг к «общему знаменателю».

Существовал и один геополитический фактор, который стал поводом для проведения церковной реформы. Это присоединение к России Малороссии. Украинское духовенство к тому моменту в течение длительного времени находилось в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха. Когда Малороссия отделилась от Польши и признала своим царем Алексея Михайловича, то и местная церковь признала себя частью Московской патриархии. Но в Москве православие малороссов, как и православие тогдашних греков, возбуждало сильное сомнение, поскольку церковно-обрядовая практика южноруссов сходилась с тогдашнею греческою и разнилась от московской.

Вот за устранение этих различий и решил взяться тогдашний Московский патриарх Никон.

По солнцу или против?

Патриарх Никон (в миру - Никита Минов) в сан патриарха был возведен в 1652 году. Отец его был крестьянином-мордвином. В 18 лет Никита стал священником, а 1635 году - монахом Соловецкого монастыря. В 1646 году Никон был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. С 1648 года он - митрополит в Новгороде. В 47 лет при поддержке царя Алексея Михайловича он становится патриархом Русской православной церкви.

Патриарх Никон решил приступить к исправлению книг и чинопоследований. 11 февраля 1653 года он велел опустить в издании Псалтири главы о числе поклонов на молитве и о двуперстном крестном знамении. В начале Великого поста 1653 года патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа Никона. Тогда же начался и раскол. И во главе идеологов раскола встали бывшие друзья Никона - протопоп Аввакум Петров и архимандрит Иван Неронов.

Никон рьяно приступил к исправлению богослужебных книг. Решение об этих исправлениях он провел через церковный собор в 1654 году под председательством самого царя и в присутствии боярской думы. Собор постановил при печатании церковных книг исправлять их по древним славянским и греческим книгам. Было принято решение и об изменениях в написании икон.

В 1654 году, когда царь был в походе, патриарх приказал произвести в Москве обыск по домам и забрать иконы, написанные не по принятым Собором канонам. Забирали их отовсюду, где они окажутся, даже в домах знатных людей. У отобранных икон выкалывали глаза и в таком виде носили по городу, объявляя указ, который грозил строгим наказанием всем, кто будет писать такие иконы. Вскоре после того в Москве настала моровая язва и случилось солнечное затмение. Москвичи пришли в сильное волнение, собирали сходки и бранили патриарха, говоря, что мор и затмение - кара Божия.

Никон приказал провести редактирование текстов Священного Писания и других богослужебных книг, в которые, например, в имя «Исус» была добавлена еще одна буква, и оно стало писаться «Иисус». Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь), а возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

Взлет и падение Никона

Хотя реформы Никона затронули лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти нововведения болезненно восприняла часть духовенства. Недовольство реформой церкви, а также методы, которыми их внедряли, явились поводом к расколу.

Первым за «старую веру» против реформ патриарха Никона выступил протопоп Аввакум. Он подал челобитную царю в защиту двуперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Потом он стал доказывать, что внесение исправлений богослужебных книг по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как Греческая церковь отступила от «древнего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков.

В ответ в 1656 году патриарх Никон в Москве созвал собор, на котором все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Святой Троицы и прокляты. В неделю православия (в первое воскресенье Великого поста) 1656 года в Успенском соборе столицы была торжественно провозглашена анафема тем, кто крестится двумя перстами во время богослужения.

Но чрезмерное честолюбие Никона и желание его стать выше царя сгубили патриарха. Большой Московский собор 1667 года осудил Никона, лишил его сана и отправил в ссылку. Но тот же собор утвердил реформы, проведенные опальным патриархом. Так был узаконен церковный раскол, и приверженцы старых обрядов получили прозвище староверов. С целью сохранения старой веры многие представители старообрядчества стали покидать места своего проживания и организовывать в глухих местах или на окраинах России свои общины, скиты, тайные секты, монастыри.

Огнепальный протопоп

Одним из самых активных лидеров старообрядцев стал протопоп Аввакум Петров. В 1646-1647 годах он входил в «кружок ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу, который сделал его священником Казанского собора в Москве. За критику церковной реформы Никона в 1653 году Аввакум с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Забайкалье. В 1666 году царь вызвал его в Москву, желая примирить с официальной церковью. Но Аввакум не отказался от догматов старой веры и продолжал критиковать реформы Никона. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. За это он был снова отправлен в ссылку в Пустозерск (городок на реке Печоре).

Четырнадцать лет он просидел там в землянке - под стражей, на хлебе и воде, продолжая рассылать грамоты и послания своим сторонникам. Наконец, его дерзкое письмо к царю Федору Алексеевичу, в котором он критиковал покойного царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, переполнило чашу терпения властей. В апреле 1682 года он и его приверженцы были сожжены в срубе в Пустозерске.

А в Соловецком монастыре, который к тому времени превратился в центр раскольников, вспыхнуло восстание. Монахи отказались принять новые богослужебные книги и выгнали приехавших из Москвы архимандритов. Почти восемь лет восставшие просидели в осаде, отбивая все попытки стрельцов воеводы Мещеринова взять монастырь. Лишь с помощью предательства Соловки были захвачены, а большая часть восставших казнена.

Сегодня богословы и историки считают, что раскол нанес значительный ущерб развитию российской государственности. Движение раскольников и репрессии против них официальной церкви и властей государства сопоставимы с европейскими религиозными войнами. Были казнены, сосланы, брошены в тюрьмы сотни, тысячи людей. Десятки тысяч раскольников сожгли себя заживо, приняв так называемое «огненное крещение».

Лишь 23 апреля 1929 года Синод Русской православной церкви признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 годов «отменил, яко не бывшие».

(с) Кирилл Перов