Средневековая Япония была страной, измученной войнами. Официально страной управлял император, неофициально - сегун, а реальная власть принадлежала даймё - могущественным князьям. Европейцы уже приглядывались к далеким островам, и если бы не жестокий самурай Ода Нобунага, Япония бы стала одной из европейских колоний. Правда, цена этого спасения - человеческие жизни...
Ода Нобунага родился в 1534 году, в эпоху враждующих провинций, и был третьим ребенком мужского пола в семье мелкого князька. Интересно, что, рожденный третьим, Ода имел полное право претендовать на наследование титула своего отца, поскольку старшие братья родились не в законном браке. Оду с детства готовили к тяжелой жизни самурая - он был неприхотлив в еде, легок на подъем, вынослив, терпелив и милосерден к побежденным. Но были качества, которые сильно смущали отца и весь род Нобунаги: наследник молча выслушивал советы, но поступал так, как решил сам. Он был упрям и упорен и для достижения цели использовал все способы.
Позор семьи
Ода рос атеистом - не верил ни в суеверия, ни в богов. Он верил только тому, что видят его глаза, и тому, что говорит рассудок. К тому же у юноши были и вовсе непонятные странности: он мог часами смотреть на диковинные вещи, которые привозили в Японию португальские моряки, расспрашивая, как эти непонятные чужеземные изобретения работают. Соотечественники, не понимавшие такой тяги к заморским диковинам, прозвали наследника «большим дураком из Овари». А ревнители самурайского духа и традиций только вздыхали, наблюдая, как юноша берет из рук португальцев странное оружие - аркебузу - и с увлечением совершает из нее выстрелы. Впрочем, дивиться на увлечения Оды им оставалось недолго.
В 1551 году, когда ему исполнилось семнадцать лет, неожиданно умер его отец, и Ода принял титул даймё. Он стал главой всего рода Нобунаги. Рассказывают, что на похоронах своего отца Ода вел себя таким неподобающим образом, что друзья и соратники отца не знали, куда им девать глаза. Наиболее верный и преданный отцу друг даже не вынес этого позора и вспорол себе живот мечом, чтобы смыть позор и бесчестье, нанесенные отцу Оды его непутевым сыном. В чем же был проступок Оды? Никто толком этого не объясняет. Можно лишь догадываться, что Ода был непочтителен и шутил, когда нужно было печалиться. И лишь увидев мертвое тело друга своего отца, он вдруг стал серьезным и прекратил шутить. И с той поры из легкомысленного и увлекающегося юноши он превратился в серьезного правителя и воина.
Братоубийственная война
Если попробовать объяснить, что это было за время, проще всего сказать так -все воевали со всеми. Местные феодалы дрались друг с другом, постоянно меняя группировки, народ воевал с феодалами, то и дело вспыхивали восстания. Нищета была страшная. И молодой даймё отлично знал, что так продолжаться не может. Он мечтал о единой стране и сильной власти. Эту власть он надеялся иметь в своих руках. Но сначала ее нужно было завоевать.
С семнадцати лет и до самой смерти Ода и занимался только тем, что воевал. Сначала он воевал за власть в родном Овари, поскольку младший брат обиделся, что родовая власть досталась не ему, серьезному и уравновешенному человеку, а необузданному Оде. Брат собрал войско, подговорил к участию в борьбе с Одой других недовольных, и началось военное противостояние. В этой борьбе победа осталась за даймё Одой. Он оказался талантливым полководцем и, что немаловажно, умел лавировать между недовольными и переманивать их на свою сторону. Но, конечно, важнее всего оказалось то, что любовь к заморским диковинкам стала приносить реальные плоды: Ода перевооружил свое войско, теперь у него почти тридцать процентов воинов имели португальские аркебузы, а для сдерживания конницы противника он использовал, как и в Европе, воинов с пиками. Этих солдат выставляли перед войском, и конница налетала на выставленные вперед острия. Оде быстро удалось разгромить созданную против него коалицию, он даже простил и помиловал своего брата. Однако тот мира не желал. И когда брат снова попробовал начать войну, Ода распорядился его жизнью просто - велел убить. В 1559 году вся провинция Овари перешла под его власть.
Империей правит сила
Власть Оды в Овари была полной, но сама провинция казалась ему слишком незначительным местом для приложения своих сил. Ода хотел получить реальную власть над всей страной и прекратить, наконец, междоусобные сражения. Так, даймё Овари под священным девизом «Империей правит сила» включился в череду японских междоусобных войн. Он полностью перевооружил армию Овари, связал своих союзников обещаниями и клятвами и разбил наголову вторгшееся на земли Овари войско соседнего князя Имагавы ёсимото. Причем японские поэты долго еще воспевали победу над могущественным соседом, поскольку Оде удалось применить обманный прием и захватить штаб Имагавы с тыла во время проливного дождя; битва при Окахэтзаме была выиграна, когда войска Имагавы увидели его окровавленную голову. Следующим этапом были войны Оды за власть над центром Японии и его столицей Киото. Сначала Ода присоединил к Овари провинцию Мино и захватил укрепленный замок Инабая-ма. В 1565 году претендент на титул сегуна Ёсиаки бежал к Оде и умолял дать ему военную помощь. Ода согласился. В 1568 году он повел переоснащенное войско на мятежный Киото. Город был взят, и Ёсиаки предложил Оде разделить с ним власть, но Ода отлично понимал, что долго этот союз не продлится, и отказался. И был прав. В ответ на уговоры он просто предложил сегуну подписать сочиненный им документ - 16 положений, речь в котором шла об ограничении власти сегуна. Формально сегун эти положения признал, но на Оду затаил глубокую обиду. И когда во время очередной усобицы войску Оды пришлось отступить в столицу, Ёсикава послал тайные письма к недовольным князьям и буддистским монастырям, призывая их объединиться против Нобунаги.
После этого Ода начал систематическое и безжалостное уничтожение противников. Цифры казненных впечатляют. При взятии буддистского монастыря Энряку-дзи он приказал обезглавить более трех тысяч монахов, женщин и детей, а сами монастырские .постройки сжег дотла; и это был не один монастырь, разоренный им. Богатства монастырей он изымал и милостиво разделял между союзными князьями. Монахи были этим недовольны. За то, что он сжег храм Энряку-дзи, являющийся одним из древнейших буддийских центров страны, ему дали прозвище «Демон-повелитель Шестого Неба» (в буддизме хозяин шестого неба в Мире Желаний является одним из воплощений зла).
В 1573 году Ода покончил наконец-то с неверным союзником сегуном, и того официально сместили с должности, постригли в монахи, а из черепов его ближайших сторонников Ода велел изготовить обрамленные золотом чаши для вина. Император назначил его своим советником. Более всего были возмущены монахи: началось восстание в провинции Нагасима, противники укрылись в монастыре Хонган-дзи и после полного истощения сил согласились на сдачу укрепления. Когда открылись ворота, Ода велел убить всех бунтовщиков. Остальные укрепления держались до последнего. Они были взяты штурмом. Одержав победу, Ода умертвил около 20 000 человек. Но не княжеские самураи, а монахи оказались самым серьезным противником Оды. Один из монастырей тому пришлось брать даже с помощью заведенной им чужеземной новинки - бронированных кораблей. Сражения с монахами были изматывающими, кровавыми и жестокими. Монахи бились за свою собственность куда как отчаяннее, чем князья или горожане. В одном из последних сражений с монахами его противниками были монахи-ниндзя.
Весной 1582 года Ода с огромным войском вошел в провинцию Игу, где был оплот рода Токугэ. Людей резали безжалостно, как скот, оставляя за спиной выжженные и безлюдные земли. В конце мая он разбил лагерь в храме Хонно-дзи в Киото. Вместе с ним был его любимый ученик Мори Ранмару, которого Ода воспитывал с шести лет. Неожиданно среди ночи лагерь Оды окружили заговорщики. Они ворвались в храм и перерезали всех. Устранением Оды руководил его ближайший подчиненный Акэти Мицухидэ. Когда Акэти убедился, что Ода и Мори мертвы, здание подожгли. Так умер Ода Нобунага. Но начатое им объединение страны не прекратилось. Его продолжили верные Оде товарищи по военному братству. И к тому времени, когда европейцы решили прибрать Японию к рукам, японская армия смогла дать им отпор.
(с) Николай Котомкин
Ода Нобунага родился в 1534 году, в эпоху враждующих провинций, и был третьим ребенком мужского пола в семье мелкого князька. Интересно, что, рожденный третьим, Ода имел полное право претендовать на наследование титула своего отца, поскольку старшие братья родились не в законном браке. Оду с детства готовили к тяжелой жизни самурая - он был неприхотлив в еде, легок на подъем, вынослив, терпелив и милосерден к побежденным. Но были качества, которые сильно смущали отца и весь род Нобунаги: наследник молча выслушивал советы, но поступал так, как решил сам. Он был упрям и упорен и для достижения цели использовал все способы.
Позор семьи
Ода рос атеистом - не верил ни в суеверия, ни в богов. Он верил только тому, что видят его глаза, и тому, что говорит рассудок. К тому же у юноши были и вовсе непонятные странности: он мог часами смотреть на диковинные вещи, которые привозили в Японию португальские моряки, расспрашивая, как эти непонятные чужеземные изобретения работают. Соотечественники, не понимавшие такой тяги к заморским диковинам, прозвали наследника «большим дураком из Овари». А ревнители самурайского духа и традиций только вздыхали, наблюдая, как юноша берет из рук португальцев странное оружие - аркебузу - и с увлечением совершает из нее выстрелы. Впрочем, дивиться на увлечения Оды им оставалось недолго.
В 1551 году, когда ему исполнилось семнадцать лет, неожиданно умер его отец, и Ода принял титул даймё. Он стал главой всего рода Нобунаги. Рассказывают, что на похоронах своего отца Ода вел себя таким неподобающим образом, что друзья и соратники отца не знали, куда им девать глаза. Наиболее верный и преданный отцу друг даже не вынес этого позора и вспорол себе живот мечом, чтобы смыть позор и бесчестье, нанесенные отцу Оды его непутевым сыном. В чем же был проступок Оды? Никто толком этого не объясняет. Можно лишь догадываться, что Ода был непочтителен и шутил, когда нужно было печалиться. И лишь увидев мертвое тело друга своего отца, он вдруг стал серьезным и прекратил шутить. И с той поры из легкомысленного и увлекающегося юноши он превратился в серьезного правителя и воина.
Братоубийственная война
Если попробовать объяснить, что это было за время, проще всего сказать так -все воевали со всеми. Местные феодалы дрались друг с другом, постоянно меняя группировки, народ воевал с феодалами, то и дело вспыхивали восстания. Нищета была страшная. И молодой даймё отлично знал, что так продолжаться не может. Он мечтал о единой стране и сильной власти. Эту власть он надеялся иметь в своих руках. Но сначала ее нужно было завоевать.
С семнадцати лет и до самой смерти Ода и занимался только тем, что воевал. Сначала он воевал за власть в родном Овари, поскольку младший брат обиделся, что родовая власть досталась не ему, серьезному и уравновешенному человеку, а необузданному Оде. Брат собрал войско, подговорил к участию в борьбе с Одой других недовольных, и началось военное противостояние. В этой борьбе победа осталась за даймё Одой. Он оказался талантливым полководцем и, что немаловажно, умел лавировать между недовольными и переманивать их на свою сторону. Но, конечно, важнее всего оказалось то, что любовь к заморским диковинкам стала приносить реальные плоды: Ода перевооружил свое войско, теперь у него почти тридцать процентов воинов имели португальские аркебузы, а для сдерживания конницы противника он использовал, как и в Европе, воинов с пиками. Этих солдат выставляли перед войском, и конница налетала на выставленные вперед острия. Оде быстро удалось разгромить созданную против него коалицию, он даже простил и помиловал своего брата. Однако тот мира не желал. И когда брат снова попробовал начать войну, Ода распорядился его жизнью просто - велел убить. В 1559 году вся провинция Овари перешла под его власть.
Империей правит сила
Власть Оды в Овари была полной, но сама провинция казалась ему слишком незначительным местом для приложения своих сил. Ода хотел получить реальную власть над всей страной и прекратить, наконец, междоусобные сражения. Так, даймё Овари под священным девизом «Империей правит сила» включился в череду японских междоусобных войн. Он полностью перевооружил армию Овари, связал своих союзников обещаниями и клятвами и разбил наголову вторгшееся на земли Овари войско соседнего князя Имагавы ёсимото. Причем японские поэты долго еще воспевали победу над могущественным соседом, поскольку Оде удалось применить обманный прием и захватить штаб Имагавы с тыла во время проливного дождя; битва при Окахэтзаме была выиграна, когда войска Имагавы увидели его окровавленную голову. Следующим этапом были войны Оды за власть над центром Японии и его столицей Киото. Сначала Ода присоединил к Овари провинцию Мино и захватил укрепленный замок Инабая-ма. В 1565 году претендент на титул сегуна Ёсиаки бежал к Оде и умолял дать ему военную помощь. Ода согласился. В 1568 году он повел переоснащенное войско на мятежный Киото. Город был взят, и Ёсиаки предложил Оде разделить с ним власть, но Ода отлично понимал, что долго этот союз не продлится, и отказался. И был прав. В ответ на уговоры он просто предложил сегуну подписать сочиненный им документ - 16 положений, речь в котором шла об ограничении власти сегуна. Формально сегун эти положения признал, но на Оду затаил глубокую обиду. И когда во время очередной усобицы войску Оды пришлось отступить в столицу, Ёсикава послал тайные письма к недовольным князьям и буддистским монастырям, призывая их объединиться против Нобунаги.
После этого Ода начал систематическое и безжалостное уничтожение противников. Цифры казненных впечатляют. При взятии буддистского монастыря Энряку-дзи он приказал обезглавить более трех тысяч монахов, женщин и детей, а сами монастырские .постройки сжег дотла; и это был не один монастырь, разоренный им. Богатства монастырей он изымал и милостиво разделял между союзными князьями. Монахи были этим недовольны. За то, что он сжег храм Энряку-дзи, являющийся одним из древнейших буддийских центров страны, ему дали прозвище «Демон-повелитель Шестого Неба» (в буддизме хозяин шестого неба в Мире Желаний является одним из воплощений зла).
В 1573 году Ода покончил наконец-то с неверным союзником сегуном, и того официально сместили с должности, постригли в монахи, а из черепов его ближайших сторонников Ода велел изготовить обрамленные золотом чаши для вина. Император назначил его своим советником. Более всего были возмущены монахи: началось восстание в провинции Нагасима, противники укрылись в монастыре Хонган-дзи и после полного истощения сил согласились на сдачу укрепления. Когда открылись ворота, Ода велел убить всех бунтовщиков. Остальные укрепления держались до последнего. Они были взяты штурмом. Одержав победу, Ода умертвил около 20 000 человек. Но не княжеские самураи, а монахи оказались самым серьезным противником Оды. Один из монастырей тому пришлось брать даже с помощью заведенной им чужеземной новинки - бронированных кораблей. Сражения с монахами были изматывающими, кровавыми и жестокими. Монахи бились за свою собственность куда как отчаяннее, чем князья или горожане. В одном из последних сражений с монахами его противниками были монахи-ниндзя.
Весной 1582 года Ода с огромным войском вошел в провинцию Игу, где был оплот рода Токугэ. Людей резали безжалостно, как скот, оставляя за спиной выжженные и безлюдные земли. В конце мая он разбил лагерь в храме Хонно-дзи в Киото. Вместе с ним был его любимый ученик Мори Ранмару, которого Ода воспитывал с шести лет. Неожиданно среди ночи лагерь Оды окружили заговорщики. Они ворвались в храм и перерезали всех. Устранением Оды руководил его ближайший подчиненный Акэти Мицухидэ. Когда Акэти убедился, что Ода и Мори мертвы, здание подожгли. Так умер Ода Нобунага. Но начатое им объединение страны не прекратилось. Его продолжили верные Оде товарищи по военному братству. И к тому времени, когда европейцы решили прибрать Японию к рукам, японская армия смогла дать им отпор.
(с) Николай Котомкин