пятница, 3 мая 2013 г.

Вещий Мишель


Предки Мишеля де Нотрдама были учеными людьми, ведшими свой род от одного из легендарных библейских патриархов - Иссахара, которым, согласно преданию, приписывался особый дар видеть будущее. Но и вполне ощутимые пращуры были далеко не средними людьми: образованием внука занимались оба его деда, служившие личными лекарями короля Прованса. Упор в учебе делался на математику и астрологию. Наследственная талантливость не прервалась на предсказателе. Его старший сын Сезар стал живописцем, историком и драматургом, дослужился до звания камергера. Второй сын, унаследовав только отцовскую вспыльчивость, был арестован за убийство, совершенное на дуэли. Зато третий сын, Шарль, вошел в число лучших провансальских поэтов своего времени.

Маленький Мишель рос вундеркиндом, и в самые ранние годы, проявляя необычайный ум, схватывал любое знание на лету. При этом формировался замкнутым ребенком и никогда не участвовал в играх сверстников. Ночами он любил рассматривать небосвод, повторяя по памяти прочитанные за день книги. Память его была воистину феноменальной. И уже с юности его преследовали малопонятные видения. Он не сразу понял, что они могли означать.


В четырнадцатилетием возрасте Мишеля отправили учиться в Авиньон, где он проходил так называемый «тривиум»: грамматику, риторику и логику, а позднее «квадривиум»: геометрию, арифметику, музыку и астрологию. В 1519 году в городе разразилась чума, и Мишель мужественно посвятил себя врачеванию, решив найти способ ее излечения.

В девятнадцать лет Мишель впервые испытал приступ эпилепсии, болезни, которая будет преследовать его всю жизнь. Якобы именно после одного из таких приступов он впервые почувствовал тягу к предсказаниям, и в последующем самые известные откровения были сделаны им после сильнейших припадков.

В 1529 году Мишель де Нотрдам вернулся домой после борьбы с эпидемией чумы в соседних городках и вместе с докторской степенью получил латинизированное имя Нострадамус. Его положение, несмотря на славу удачливого врача, усугублялось сложным характером: он был своенравен, легко раздражался и становился гневливым, что могло уже свидетельствовать о начинающихся изменениях личности по эпилептическому типу.

В 1537 году началась очередная эпидемия чумы, которая унесла жизни его детей от первого брака. Вернувшись из поездки, во время которой Нострадамус спасал от болезни других людей, он застал лишь умирающую жену. Убитый горем, переживая, что не смог уберечь от страшной болезни свою семью, Нострадамус удалился на время в Орвальский монастырь.

В последующем Нострадамус все так же борется с болезнями и выпускает астрологические сборники. Впервые его «Пророчества» публикуются в 1555 году, а уже через несколько лет переводятся на английский и немецкий языки. В 1564 году он получает титул королевского советника и лейб-медика Карла IX и постепенно переключается на более прибыльное дело, выпуская сборники кулинарных и косметических рецептов для придворных.

Кончина Нострадамуса, как и многих гениев, была, если можно так выразиться, противоречивой. С одной стороны, он был богатым и уважаемым человеком, советником королевы-матери и лейб-медиком короля. С другой стороны, находился в постоянном окружении завистников и интриганов. Крут его друзей был весьма узок.

После смерти в 1566 году, которая наступила, как предполагают, от осложнений подагры - «болезни гениев», Нострадамус, согласно своему завещанию, был похоронен в вертикальном положении, что должно было символизировать состояние «вечного бодрствования».

Наибольший, если не единственный интерес у современников Нострадамус вызывает как прорицатель будущего. В предисловии к своим предсказаниям Мишель Нострадамус пишет: «Много раз в неделю меня охватывает пророческий экстаз - и путем изнуряющих вычислений, погружая мои ночные занятия в приятный аромат, я составил несколько книг пророчеств...» Перед тем, как посвятить ночь «тайному знанию», Нострадамус в течение трех дней постился и сохранял половое воздержание, «дабы лишиться материальной энергии тела». После этого ему якобы было легче концентрировать свою психическую энергию. Чтобы приблизить магическое озарение, он пользовался галлюциногенными наркотическими растениями: опиумом и содержащим галлюциногенные алкалоиды страмонием, но в первую очередь настойкой корня мандрагоры, обладающего, как тогда считали, чудодейственными свойствами. Приняв необходимую дозу, он входил в транс и «начинал говорить языком пророка», а секретарь Жан Ша-виньи записывал сказанное.

«Ясновидение» Нострадамуса далеко не у всех вызывало восхищение, и на него обрушился целый поток критических брошюр и памфлетов. Нельзя сказать, что он оставался безразличным к этим нападкам, которые учащали припадки эпилепсии и приступы подагры.

Предполагают, что Нострадамус действительно обладал некоторым даром предвидения, так как, обвиняя астролога в дерзости, самоуверенности, ереси, еврейском происхождении и прочих грехах, никто не обвинял Нострадамуса в том, что его пророчества не сбывались.

Приведем два наиболее популярных и подтверждаемых примера.

Астрологи предупреждали французского короля Генриха II об угрозе, которая над ним нависнет, если он продолжит участие в рыцарских поединках. Мишель Нострадамус выразил свое опасение по этому поводу: «Лев молодой одержит победу над старым, в жестокой схватке в ходе поединка, лишившись глаза в шлеме золотом, король до времени сойдет в могилу в муках».

28 июня 1559 года Генрих II сошелся в рыцарском поединке с молодым капитаном шотландской гвардии графом Монтгомери. При столкновении копье противника короля сломалось, и один из осколков древка попал в щель забрала, угодив в левый глаз короля. Через десять дней Генрих II умер в страшных мучениях.

Второй пример менее драматичный. Совершая путешествие по Италии, Нострадамус посетил замок одного знатного господина, который решил испытать его пророческий дар. Прогуливаясь по двору с Мишелем, он показал ему двух поросят - черного и белого - и спросил, какого из них подадут сегодня к столу. Нострадамус уверенно ответил: «Мы будем есть черного поросенка, так как белого съест волк». Хозяин замка решил подшутить над гостем и втайне приказал повару зарезать белого поросенка. Когда вечером все собрались к столу и повар поставил на стол блюдо, хозяин хитро улыбнулся Нострадамусу и сказал: «Мы сейчас съедим не черного поросенка, как ты предсказал, а белого». Прорицатель продолжал настаивать на своем предсказании и попросил позвать повара. Каково же было потрясение, когда повар сообщил, что он действительно насадил на вертел белого поросенка, но во время его отсутствия ручной волчонок, который жил в замке, полакомился им. И повару пришлось все-таки зажарить черного поросенка и подать его к столу.

Можно заметить у Нострадамуса как минимум два способа предсказаний. Одним он пользовался походя, между прочим, без труда отвечая на поставленный вопрос. К другому прибегал, видимо, в тех случаях, когда речь шла о долгосрочных прогнозах, применяя для этого уже специальную подготовку и галлюциногенные средства.

Выводы современных авторов, изучавших биографию предсказателя, сильно разнятся. Одни утверждают, что Нострадамус дословно скопировал широко известные в то время латинские четверостишия из книги «Предсказания» флорентийского гуманиста Петра Кринита, жившего в 1465-1504 годах.

Другие считают, что секрет подтверждения пророчеств объясняется ухищрениями переводчиков, которые туманно и двусмысленно излагают его предсказания, изменяя их смысл по своему желанию.

Если верить великому психоаналитику Карлу Густаву Юнгу, то параноик тем отличается от здорового человека, что воспринимает буквально все те образы, которые обыкновенный человек употребляет для красного словца. Самый банальный пример - пресловутый внутренний голос. Другими словами, по Юнгу, Нострадамус испытывал слуховые галлюцинации, которые и принимал за ниспосланные ему пророчества.

Нострадамус нигде не раскрывает секрета своего удивительного провидческого дара. Считают, что его астрологические познания не поднимались выше среднего уровня, доступного в те времена каждому, поэтому он терпел неудачу всякий раз, когда пытался строить прогнозы на чисто астрологической основе. Другое дело - «вещий дух», нисходивший на автора, по его собственному признанию, во время занятий «тайным знанием». В этом случае можно предположить, что Нострадамус обладал ясновидением и воспринимал картины будущего визуальным образом.

Нельзя исключить и такой фактор «раскрученности» французского пророка: вплоть до начала XX века исследователи были склонны связывать гениальные проявления личности с заболеванием именно эпилепсией. То, что Нострадамус страдал этим заболеванием, ни для кого не составляло тайны.

Хотя ученые упорно продолжают считать его шарлатаном, не стоящим серьезного разговора, книга «Пророчеств» Нострадамуса переиздается с завидным постоянством более 450 лет и является одним из самых известных поэтических произведений в истории литературы.

В любом случае нельзя отрицать творческого новаторства Нострадамуса, которое выразилось в создании нового литературного жанра - социально-политического пророчества, написанного в стихотворной форме.