вторник, 16 декабря 2014 г.

Американский связной

Verizon Communications

В следующем году американская компания Verizon Communications отметит свое пятнадцатилетие. Юбилей более чем скромный, чего не скажешь о размахе и достижениях телекоммуникационного гиганта, одного из крупнейших в мире.

Несмотря на юный возраст, компания, оказывающая услуги фиксированной и мобильной связи, спутникового широкополосного доступа в Интернет и многие другие в сфере коммуникаций, закончила прошлый год со штатом 180 тысяч человек и выручкой в $120 млрд. Однако столь феноменальные успехи становятся объяснимыми, если вспомнить, как возникла Verizon. Не на пустом месте, а, перефразируя Ньютона, «стоя на плечах гигантов».


Отпочковавшиеся «колокольчики»


Сегодня Verizon Communications вместе с 29 другими крупнейшими американскими корпорациями входит в знаменитый индекс Доу-Джонса. Сам Чарльз Доу назвал свой индекс Промышленным (Dow Jones Industrial Average), но со временем, когда сфера услуг заметно потеснила сферу товарного производства, прилагательное все равно сохранилось, но лишь как дань традиции. Чему наглядный пример и Verizon - компания типично сервисная.

Свое нынешнее имя она получила в 2000 году, хотя образована была гораздо раньше. Все началось еще в позапрошлом веке, когда шотландец Александр Грэм Белл, перебравшийся в США, запатентовал свой телефонный аппарат (был ли он действительно первым в истории - тема отдельная, но официально считается таковым). Было это в «допотопном» (имеется в виду нынешний «информационный потоп») 1876 году. И уже в следующем году Белл вместе с тестем Гардинером Хаббардом основал компанию своего имени по производству телефонных аппаратов и обслуживанию телефонных линий.

Со временем Bell Telephone Company подмяла под себя почти весь телефонный рынок США, а укрепила эту монополию амбициозная «дочка» Bell Telephone - компания American Telephone & Telegraph (AT&T), к началу прошлого века выкупившая активы материнской компании и сохранившая торговую марку Bell. Вплоть до «оруэлловского» 1984 года подавляющее большинство телефонных линий на территориях США и Канады принадлежали объединению компаний, известных как Bell System. А в 1984-м Верховный суд США на основании антимонопольного законодательства вынес вердикт о принудительном разделе Bell System. Каждая из «великолепной семерки» образовавшихся в результате независимых и с тех пор конкурировавших между собой компаний оставила в названии фамилию изобретателя телефона. А все вместе они получили в народе прозвище «Малыши Bell».

Одним из таких «малышей-колокольчиков» (bell в переводе с английского - колокол) была компания Bell Atlantic. Очевидно, корпоративные «гены» сказали свое слово, потому что вскоре и эта отпочковавшаяся компания явила самые настоящие монопольные «инстинкты».

В 2000 году состоялось слияние Bell Atlantic с одной из главных конкуренток - General Telephone & Electronics Corporation (GTE). После этого слияния (цена вопроса составила $64,7 млрд!) объединенная компания выбрала себе новое имя - Verizon, сложив начало латинского veritas (истина, правда) с конечными буквами английского horizon (горизонт). Кстати, название было выбрано из 8500 предложенных, а на раскрутку нового бренда потрачено $300 млн. Verizon могла себе позволить и не такие траты, став крупнейшим игроком на телефонном рынке США: 63 миллиона собственных телефонных линий в 40 штатах!

Плюс 25 миллионов пользователей мобильной связью. Им предоставляла услуги компания Verizon Wireless, образованная за два месяца до официального оформления Великого Слияния и представлявшая собой совместное предприятие Bell Atlantic с английской телекоммуникационной компанией Vodafone, в котором американцам принадлежало 55%.

Как бы воскликнули в историческом фильме: «Какие фамилии!» Действительно, с такой родословной и такой историей да не стать лидером? Практически исключено.

Обрыв провода


Рекламная кампания по продвижению на рынок нового игрока проходила под слоганом «А сейчас вы меня слышите?» и привела к значительному росту клиентуры - на 10% в первый год и на 15% в следующий.

За первый же год работы Verizon Wireless был запущен интернет-сервис Mobile Web, предоставлявший допуск к сайтам компаний-партнеров Verizon - площадкам электронной торговли E*Trade и Amazon.com, новостным телеканалам ABC News и ESPN, электронной службе продажи билетов Ticketmaster, а также к MSN - крупному интернет-провайдеру, веб-порталу и браузеру. В свою очередь, маркетологи Verizon Wireless дали старт успешной кампании, проходившей под лозунгом «Новый - каждые два» («New Every Two»). Под «новым» имелся в виду бесплатный мобильный телефон, который выдавали всем покупателям по истечении двухлетнего контракта на сервисное обслуживание старого аппарата. Спустя два года в партнерских отношениях с тем же MSN компания выпустила новый сервис для мобильных телефонов, а также новые аппараты на базе ОС Windows.

В 2003-м вступили в действие новые требования американского Федерального агентства по связи (FCC) к параметрам мобильных телефонов. Теперь эти аппараты разрешалось брать с собой на борт авиалайнера - просто проносить, но не пользоваться! Подразделение Verizon, отвечавшее за беспроводную связь, вовремя «подсуетилось», приведя свои аппараты и сервисы в соответствие с новыми требованиями, благодаря чему за следующий же квартал компания получила еще 1,5 миллиона клиентов. И еще год спустя заняла заветное место в том самом Промышленном индексе Доу-Джонса, о котором говорилось выше. Сменив там, кстати, «дальнюю родственницу» - также упоминавшуюся AT&T, представленную в индексе аж со времен Великой депрессии.

Затем последовал выпуск еще одного собственного интернет-сервиса - FiOS (передача данных по оптико-волоконному кабелю), а спустя месяцы - и соответствующее телевидение. К последнему менее чем за год подключилась почти пятая часть американских домов, жители которых теперь могли наслаждаться не только тремя с половиной сотнями телеканалов, но и двумя десятками - с высоким разрешением, а также видеоканалом.

В 2005 году Verizon за $7,6 млрд купила компанию MCI -крупного оператора междугородной и международной связи, приобщив к своей клиентской базе еще более миллиона корпоративных и индивидуальных клиентов. И - на сей раз буквально - вышла теперь уже на глобальный уровень. А еще три года спустя, поглотив оператора мобильной связи Alltel (за $28,1 млрд), Verizon Wireless смогла наконец перегнать «дальнюю родственницу» AT&T по числу клиентов.

В течение последних пяти лет Verizon активно продолжала свой корпоративный «шопинг». Были приобретены поставщик ИТ-сервисов Terremark, производитель беспроводной связи для автомобилей Hughes Telematics и целый консорциум поставщиков сервисов для кабельных сетей - Advanced Wireless Services. Все эти сделки обошлись Verizon в кругленькие суммы - от $600 млн до $4 млрд. И, наконец, в сентябре прошлого года Verizon Communications за $130 млрд выкупила 45% акций своей дочерней компании Verizon Wireless, находившиеся в собственности у Vodafone. По оценкам ряда источников, это была третья по величине сделка за всю историю американского (а может быть, и мирового) бизнеса! Этот «потребительский бум» сопровождался менее заметной, но тоже активной деятельностью противоположного плана - столь же массовыми «распродажами». Распродавала Verizon в основном свои многочисленные обычные (проводные) телефонные линии, становившиеся обузой при движении по трем направлениям, выбранным компанией в качестве магистральных: беспроводная связь, FiOS-интернет и FiOS-телевидение. Только на одних Гавайях за 2005 год было продано более 700 тысяч телефонных линий.

Помехи на линии


Однако за «отчетный период» у Verizon, как у всякой сильно разросшейся компании, не все шло так гладко, как принято расписывать на корпоративных сайтах.

Первый тревожный «колокольчик» прозвенел уже в первый год работы бывшей Bell Atlantic под своим нынешним именем. Почти сотня тысяч рабочих и сотрудников новоиспеченной Verizon объявили 18-дневную забастовку сразу после истечения сроков подписанных ими контрактов. В результате пострадали не только ежеквартальные финансовые показатели головной компании, но пришлось отложить и тщательно готовившийся выход на IPO ее «козырного» подразделения - Verizon Wireless. Хотя спустя три года Verizon Communications сама отказалась от акционирования своей «дочки», так как та и без этого исправно приносила завидную прибыль...

Спустя четыре года, в декабре 2004 года, устав бороться с набиравшим силу спамом, компания не нашла лучшего решения, чем поменять конфигурацию почтовых серверов на сайте Verizon.net таким образом, чтобы по умолчанию блокировалась вся электронная почта из Европы! Разблокировка индивидуальных доменов производилась только по запросам пользователей.

Но главные конфликты с последними начались для Verizon (как, впрочем, и для других коммуникационных компаний - той же AT&T, к примеру) в мае 2006 года, когда одна из крупнейших американских газет, USA Today, сообщила своим читателям сенсационную новость. Сенсационную для американцев: оказывается, крупнейший оператор связи передал спецслужбам (конкретно - Агентству Национальной Безопасности) все записи телефонных (обычных стационарных - не мобильных) разговоров пятилетней давности. То есть состоявшихся сразу же за террористической атакой 11 сентября 2001 года на башни-близнецы нью-йоркского Всемирного торгового центра. Какой ужас!..

Для не привыкших к законам «антитеррористического времени» американцев не меньший ужас, чем сама трагедия, представляло вторжение спецслужб в личную жизнь граждан США. Что и нашло отражение в судебном иске на $50 млрд (прописью: пятьдесят миллиардов долларов), поданном на Verizon Communications двумя адвокатами от имени всех клиентов компании. В указанном иске она обвинялась во вторжении в личную жизнь своих клиентов, а также предупреждалась об ответственности за будущие передачи подобных данных кому бы то ни было без предварительного согласия или предупреждения тех же клиентов.

Тот иск компании удалось «отбить» - ссылкой на тот же закон, позволявший передавать личные данные по законному требованию государственных органов. Но в процессе судебных разбирательств пришлось все же сознаться, что за период между 2005-м и 2007-м таких «сливов» было более семи сотен, и осуществлялись они безо всяких судебных ордеров и предупреждений заинтересованных лиц... И хотя финансовых потерь удалось в итоге избежать, имиджу Verizon ущерб был нанесен - и немалый.

Аналогичные истории повторялись не раз - только за последние годы название компании всплывало в связи с передачей личных данных клиентов «органам» как минимум трижды. В декабре 2010-го Verizon по требованию оных блокировала доступ к некоторым IRC-серверам в связи со скандалом, разразившимся после «утечек» от Wikileaks. Тремя годами позже лондонская газета The Guardian опубликовала попавший ей в руки полученный руководством Verizon приказ ФБР об открытии доступа к записям телефонных переговоров американцев. А годом позже другая уважаемая газета - на сей раз американская The Wall Street Journal - получила более тысячи обращений аналогичного рода, но уже от другой организации - National Security Letters.

Во всех этих случаях никаких исков и прочих финансовых угроз для Verizon не последовало. Зато в октябре 2010 года компании пришлось раскошелиться по требованию Федерального агентства по связи. Сумма для коммуникационного гиганта была смешной - всего $77 млн, но, как в известном анекдоте, «осадочек остался». А заплатить пришлось 15 миллионам своих клиентов, которых до того - вследствие | технического сбоя, как утверждала компания, - обсчитали. Ненамного - каждого на несколько долларов, но пришлось умножить эти индивидуальные суммы на 15 миллионов - плюс штрафы...

Зона устойчивого сигнала рынку


Все вышеописанные накладки, «наезды» и помехи (были среди них и технические сбои - а у кого их не было?) не помешали Verizon готовиться встретить свой скромный юбилей в приподнятом настроении. Связь с рынком у нее сейчас устойчивая и надежная. Компания, кажется, прочно прописалась в заветной «тридцатке» фигурантов индекса Доу-Джонса, а значит, и по состоянию дел в Verizon мир бизнеса будет делать выводы, какая нынче погода на дворе. И чего ждать от завтрашнего дня.

На сегодняшний день Verizon Communications осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: беспроводная связь, сервисы для домашнего и малого бизнеса и сервисы для предпринимателей.

За первое, естественно, отвечает Verizon Wireless, обеспечивая мобильную связь, передачу текстовых сообщений и данных для телефонов, планшетов и компьютеров, а также устройств Wi-Fi. По данным на сентябрь прошлого года, компания обслуживала более 100 миллионов беспроводных соединений, а ее сеть 4G LTE (как утверждают, самая прогрессивная и самая высокоскоростная на сегодняшний день технология мобильной связи и мобильного Интернета) покрывает более 300 миллионов абонентов.

Что касается бизнеса на дому и малого бизнеса, то Verizon Communications предлагает обоим сервисы для обычной телефонной связи и кабельного Интернета и телевидения. Волоконно-оптические кабели на технологии FiOS, заменившие старые медные, протянуты ныне в почти 18 миллионов американских домов.

По данным на тот же период (сентябрь 2013 года), Verizon имеет около 6 миллионов подписчиков на услуги FiOS-интернета и примерно на миллион меньше - абонентов FiOS-телевидения (которые либо уже начали, либо начнут в скором времени принимать отдельные телеканалы на свои мобильные устройства).

И, наконец, организации оптовой торговли вместе с корпоративными и правительственными клиентами пользуются сервисными решениями, известными как Verizon Business (в версиях от 2006 по 2011 год). В октябре прошлого года к ним прибавилась облачная платформа Verizon Cloud, а раньше в том же году стартовала программа Verizon Partner, предлагающая определенные преимущества клиентам в доступе к разнообразным решениям - облачным, мобильным, коммуникационным, сетевым.

В январе прошлого года коммуникационный гигант - и один из главных спонсоров таких спортивных гигантов, как национальные хоккейная и футбольная лиги (соответственно NHL и NFL), а также сверхпопулярных в Штатах автогонок в Индианаполисе (IndyCar), - провел очередную успешную рекламную кампанию под слоганом «Могучие ответы» («Powerful Answers»). Центральным событием кампании стал общенациональный конкурс, участники которого должны были найти решения для «крупнейших мировых вызовов человечеству», пользуясь сетями Verizon - облачными, широкополосными спутниковыми и беспроводными. Призовой фонд составлял $10 млн, каковые и были торжественно вручены победителям в различных номинациях (вызовы в сфере образования, медицины и пр.) на ежегодном Consumer Electronics Show (CES) в январе этого года в Лас-Вегасе. Призы вручал председатель правления и CEO Verizon Communications Лоуэлл МакАдам.

Судя по фотографиям, делал он это не только с удовольствием (на подобных представительских мероприятиях - да еще американских - улыбки на лицах входят в обязательный дресс-код), но и с законной гордостью. Ведь нашли свои решения победители с помощью не абы кого - его, МакА-дама, компании!

(с) Владимир Гаков