среда, 26 ноября 2014 г.

Виктор Пелевин. Любовь к трём цукербринам

Виктор Пелевин. Любовь к трём цукербринам
Мир несправедлив — это замечал каждый, кто хоть раз задумывался о подобных материях. И всё же, вероятно, у него есть цель и смысл — это тоже многим приходило в голову. Ясновидец Киклоп, главный герой нового романа Виктора Пелевина, знает точно: цель и смысл — есть. Более того, именно от его, Киклопова, усердия зависит, будет ли цель достигнута или мир схлопнется с печальным всхлипом.

Есть старинная русская забава - пить водку с медведем и палить по матрёшкам, наигрывая на балалайке... Ой, я не о том. Старинная русская забава - раз в год ругать новую книгу Пелевина. За вульгарность и безвкусие, за однообразие и предсказуемость, за недостаточную остроту и глумление над святынями, за щедро рассыпанные по тексту грамматические и стилистические ошибки. С последним, похоже, согласны и издатели: в выходных данных «Любви к трём цукербринам» наконец-то упомянут литературный редактор, хотя предыдущие книги Виктора Олеговича выходили «в авторской редакции». Да и прочие претензии не лишены оснований.

Тем не менее Пелевина продолжают читать. Ради чётко отмеренной дозы скепсиса — это отличное противоядие от пафоса, пропитывающего нашу жизнь. Ради выразительных метафор и едких афоризмов. Иногда даже ради метафизических откровений - хотя мудрость веков у него в последние годы сводится к самоповторам. Впрочем, в новом романе появилось кое-что новое: Пелевин не ограничился привычными буддистскими мантрами и обратился к гностическому оправданию зла. «Мир существовал во времени. Время подразумевало изменения. А изменения подразумевали «лучше» и «хуже». Так появилось хорошее и плохое, и чем сложнее становился мир, тем труднее было предсказать их чередование». Иными словами, Демиург в очередной раз сотворил «материю, отягощённую злом» — смотри эпиграф к известной книге братьев Стругацких.


Если говорить о конструкции нового романа Пелевина, то «Любовь к трём цукербринам» смонтирована из двух повестей и одного рассказа. «Добрые люди» - метафизический боевик, основанный на игре Angry Birds. Футуристическая антиутопия Fuck the System - микс из «Матрицы», «1984» и BDSM-хентая (особенно автору удался образ дримбомбера Караева). Ветхозаветный апокриф Dum spero spiro - неожиданно сентиментальная притча, не характерная для Пелевина. В общем, перед нами Ад, Чистилище и Рай — правда, ничуть не похожие на видения Данте. Объединены эти разрозненные фрагменты общими концепциями, несколькими сквозными героями - и, разумеется, пространными рассуждениями героя-повествователя, провидца Киклопа, на плечах которого несколько лет в буквальном смысле держался весь наш мир. Вернее, не наш, а очень похожий, - но это уже нюансы.

И хотя действие одной из частей «Цукербринов» разворачивается в антураже, знакомом по тысячам фантастических книг, язык не поворачивается назвать Пелевина фантастом. Однако сам он не стесняется родства с жанровой литературой: в эпоху постмодерна и отмены литературных иерархий, после падения стены, разделяющей высокое элитарное и низкое массовое искусство, это естественно.

В новой книге автор нередко обращается за вдохновением к писателям-фантастам - особенно к Брэдбери с его хрестоматийной бабочкой. К сожалению, Пелевин разрабатывает эти залежи неуклюже, то и дело изобретая велосипед. «Джихаути, или Тот. Тот самый, хочется мне сострить». Баян, Виктор Олегович; эту, с позволения сказать, остроту уже использовал Крапивин в романе «Голубятня на жёлтой поляне» (1985). Другой пример: на 2014 году от Рождества Христова Пелевин додумался до концепции Минимального Необходимого Воздействия - чтобы изменить ход истории, не обязательно поднимать народ на баррикады, достаточно в нужный момент проколоть шины броневика или уронить кирпич на голову ключевой политической фигуре. Остроумно - только об этом Айзек Азимов написал роман «Конец Вечности» ещё в 1955 году...

Из всех книг Пелевина, написанных за последнее десятилетие, «Любовь к трём цукербринам», пожалуй, наименее желчна. «Срывание масок» и едкая сатира сведены здесь к минимуму. Такое ощущение, что автор жалеет всех своих героев без исключения: и тихую девушку Надю, и террориста Караева, и сетевого хомячка Кешу, и даже могущественного Киклопа. Неожиданный поворот в творчестве Виктора Олеговича - с чего бы это?

Виктор Пелевин. Любовь к трём цукербринамВиктор Пелевин. Любовь к трём цукербринам