пятница, 5 сентября 2014 г.

Прощай апатия! Как захотеть хотеть.

Прощай апатия! Как захотеть хотеть

Пройдены десятки тренингов, перечитаны сотни страниц литературы по целеполаганию, прослушан не один вебинар о том, как ставить цели. Но люди все равно продолжают говорить: кто-то - о реализованных желаниях, а кто-то - о постоянных провалах и неудачах. Можно продолжать работать над собой, ходить на тренинги, слушать и записывать «правильные» мысли и методы по работе с целями. Но главный вывод здесь один: или ты действуешь и идешь к своей победе, или - нет.

Все просто. Есть люди, которые работают со своими целями, и есть люди, которые, что ты с ними ни делай (обучай, мотивируй, «насыщай»), с целями работать не будут.

На самом деле работа с целями простая как грабли. Главное только в том, есть у нас мотивация или нет. Если мотивации нет, то что бы мы ни тренировали, ни читали, ни слушали и ни писали - двигаться мы не будем. Человек будет двигаться только тогда, когда чувствует импульс внутри, когда есть энергия, когда горят глаза. А если огонька нет, то мы делаем несколько шагов и бросаем, потеряв мотивацию уже на первых трудностях, говоря «все равно не получится».


БЕЗ ВОЛИ НИКУДА

Импульс и энергию можно ощутить, когда четко понимаешь, чего хочешь. Вот почему рекомендуется свои цели сначала записать - чтобы человек их понимал, представлял, знал, для чего ему это нужно. Нужно свою цель хотеть. Ведь вопрос не в том, что я нс знаю, что делать. Вопрос в том, что нет желания что-то делать. И вот, прописывая, представляя картинку, это желание в себе можно пробудить. А когда человек нарисовал перед собой максимально ярко, насыщенно и эмоционально образ достигнутой цели, то появляется шанс на то, что он захочет к ней двигаться. И как только это чувство возникнет, нужно тотчас определить несколько первых шагов на пути к цели и немедленно сделать что-нибудь. Так будет проще подкрепить мотивацию. Что интересно, первое действие может быть любым, то есть чтобы подкрепить мотивацию двигаться к цели, сразу после того, как запишем желаемое, можем сделать что угодно: двухминутную зарядку, станцевать, убрать дом или помыть посуду. Первый шаг важно делать чем быстрее, тем лучше. Здесь без воли никуда. Тренировать это качество можно, добавляя в свою жизнь временные правила. Например, в течение месяца я каждое утро в 8.00 две минуты танцую для тонуса; эту неделю слежу за тем, чтобы не говорить о том, что мне не нравится; три дня я всем, кого вижу, говорю один комплимент; две недели ограничиваю время погружения в социальные сети до 1 часа в день и т.д. Важно: правила должны быть временными, период - максимум месяц, но лучше, когда это неделя или несколько дней.

Каждый результат - дополнительный толчок. Когда что-то начнет получаться, то этого захочется еще больше.

Получится такое своеобразное кино, в котором мы «вживаемся в роль» со своей целью. И тогда возникает импульс, появляется энергия. Поддерживать это состояние можно, только замечая, фиксируя все достижения и даже маленькие победы, намечая следующие шаги. А если есть окружение, которое поддерживает, шансы становятся еще большими. Простой и работающий механизм.

Задача только в том, чтобы выполнить эту последовательность:

• нарисовать «вкусное» будущее;
• захотеть его;
• определить первые шаги;
• сразу сделать первый шаг, пусть даже совсем маленький;
• тренировать волю полезными временными правилами.

Если от нарисованного сердце не бьется быстрее, если желания двигаться нет, то дальше можно не тренироваться. В случае, когда «я не хочу» сильнее, чем «я хочу», нужно либо менять цель, либо работать со своим состоянием.

УРОКИ «РИСОВАНИЯ»

Сама технология «хотения» цели простая: нарисовать ее (максимально подробно), наметить первые пять шагов к ней (одно действие сделано - ты уже на пути) и обратиться за поддержкой к единомышленникам (когда страшно или не хочется).

Здесь важно следовать перечисленным пунктам и четко отслеживать, что именно ты делаешь, даже если совершаешь самый маленький шаг. Когда эта схема в действии, то результаты будут - однозначно.

Работа с целями «иметь». Чего я хочу материально? Квартиру, машину, пиджак... На здоровье! По здесь важно понимать, не сделает ли это «иметь» меня рабом? Принесет ли радость в каждый день достижения? Что я получу в дороге, что потеряю, какие цены заплачу за это «иметь»?

Более важные и весомые цели - те, которые направлены на «быть». Например, я хочу быть лучшим директором среди всех фирм своего направления, или же я хочу быть самым креативным дизайнером в своей стране. Здесь вопрос более актуальный - «мое» это или «не мое»? Если это греет меня, если я хочу туда двигаться, если процесс мне интересен и хочется это делать - тогда это «быть» соответствует моим талантам. Но здесь есть и некоторые риски в определении. Опасность состоит в том, что есть еще социально востребованные профессии, есть мама с папой и т.д. Все это влияет на наше мнение. Чтобы понять, собственное это творчество или нет, стоит подумать: сделает меня это более сильным и реализованным, стану ли я счастливее благодаря этому? Когда вопрос стоит о самореализации, лучше отстраниться от всех мнений, от всех «призов» и сфокусироваться на том, насколько мне будет интересно делать то, что необходимо будет делать каждый день. Будет ли это для меня так же ярко, живо и вдохновенно, как сейчас, - через год-два? Что именно мне нравится? Чему я хочу научиться? Или все это только ради «приза» - зарплаты, признания, уважения?

Бывают времена, когда мы выбираем работу, чтобы выжить, и здесь тоже есть свои правила для выигрыша. Первое - определить эту работу, как первый шаг к желаемому, Второе - решить, что если это первый шаг, то это как трамплин: мне нужно стать лучшим в этой деятельности, чтобы потом иметь большие возможности. Третье - выбрать, чему я буду учиться на этой работе в большей степени. Например, я иду работать продавцом - и могу более глубоко изучать и тренировать процесс общения, различать людей, чувствовать и менять их состояние, или я могу узнавать, как работают маркетинговые мероприятия, какие товары и продукты лучше продаются и т.д.

ЧТОБЫ НРАВИЛСЯ ПРОЦЕСС

При выборе своей деятельности, при выборе своей цели «быть» важно, чтобы правился процесс. Что у меня получается лучше всего? Что будет для меня увлекательным? И только тогда, когда человек попадает на эту волну, он становится реализованным и сможет двигаться дальше.

И еще одно: чтобы двигаться вперед, нам всегда нужна опора. У многих может возникнуть вопрос: где ее обрести, когда все столь ненадежно и изменчиво? Отвечу - ее не надо искать. Опору нам может дать то, что мы имеем. То, на что мы опираемся, - эго наши воля, сила, умения, гибкость, опыт. Это люди, которые поддерживают, - близкие и единомышленники. Люди, которые могут помочь, сориентировать, дать обратную связь, подсказать и подкорректировать. Фундамент - это то, что под ногами. А цели нам нужны, чтобы на нем (фундаменте) строить свое будущее. Цель дает нам энергию, желание, огонь в сердце. Во время движения к желаемому даже нервные клетки будут восстанавливаться - есть исследование, в котором сообщается, что нервные клетки способны восстанавливаться! Да-да, именно так! Только при условии, когда в жизни сбалансированно присутствуют четыре пункта:

1) согласованность мечты, цели и реальности;
2) способность организовать свою жизнь;
3) понимание и ощущение смысла своего существования;
4) налаженные и добрые отношения с окружающими людьми.

То есть я - организатор своей жизни, у меня есть видение, куда я двигаюсь, есть смысл жизни и есть хорошие люди вокруг. Поэтому цели - крайне необходимы. Они помогают двигаться, развиваться - жить.

НОРМАЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ

Безусловно, бывает такое, что опускаются руки. Мы живем по принципу взлетов и падений. Соответственно, падения вполне нормальны. Случается, что человек погружается в состояние апатии. Апатия - это отсутствие энергии. А когда энергии нет, хотеть нечем. Вот и не хочется ничего ни делать, ни хотеть.

Апатия может случаться по разным причинам. Важно постараться убрать отрицательные внутренние диалоги внутри себя. Как это сделать? Часто помогает качественный отдых. По не в баре посидеть, а выйти к речке, на природу. Частично помогает спорт - все, что позволяет зарядиться. Ведь если апатия, то нужно поднять энергию. У каждого для этого могут быть и свои способы: просмотр хорошего фильма, езда на велосипеде или лошади, игра в футбол, теннис, настольные игры и т.д.

В моменты упадка сил важно перестать делать то, что отнимает энергию, и начать делать то, что ее прибавляет, чтобы таким образом восстановить себя. Подумайте, какое действие поднимает уровень вашей энергии? Можно сделать это прямо сейчас. Даже если у вас нет апатии. Для профилактики.

В такие моменты помогает любая расчистка территории:

• выбросить ненужное или отдать гем, кто нуждается (книги, журналы, одежда, сувениры) - ведь все это предметы, которые мы «держим» на себе и тратим на это энергию;

• поменять что-нибудь вокруг себя (переставить мебель, поменять цвета окружающего пространства, изменить имидж или прическу, распорядок дня). Любые изменения нас оживляют, новизна сразу нас активизирует;

• выбросить все «камни на сердце» - извиниться перед тем, кого обидели, простить себя за ошибки, а если есть то, чего уже не исправить, сделать что-нибудь хорошее взамен, как будто уравновесить количество добра в своей жизни.

Упадок сил и энергии еще может настигнуть нас из-за кризиса на пути к цели. Существуют определенные циклы на пути к победе, и кризис тоже неминуем. Он приходится на треть либо на половину всего пути. Вот пример: люди, которые пытаются похудеть, теряют первые килограммы, а потом вес не меняется, кажется, что процесс остановился. Это - нормально. И вот именно в периоды таких «застоев» нужно что-то делать, чтобы мотивация и энергия не пропали. Тут важно, чтобы каждый сделанный шаг оценивался и был ценен. Можно даже шаги делать помельче, чтобы легче было добиться результата. Важно, чтобы были достижения. И нужно знать, что это просто вопрос периода. Его надо пережить.

«Так будет не всегда» - помните, из притчи? Чтобы пережить такой период было легче, нужна группа поддержки рядом - это первое. Второе - необходимо ощущение победы, чувство, что я чего-то добился, что сегодня у меня получалось. И самое главное - знать, что это только период. Если человек это понимает, ему гораздо проще пережить кризис.

Случается и такое, что потенциальный «целедостиженец» так и остался потенциальным. Не смог пережить кризис. И это не трагедия. С каждым случается. Важно только в этот момент взять ситуацию, себя и свое состояние под контроль. В таких случаях нужно принять то, что есть: вот такие факты, цифры, обстоятельства я сейчас имею. Я нахожусь в точке «А». Хорошо. Исходя из этой точки (где я сейчас нахожусь) - куда я буду двигаться дальше? Что я буду делать? В какую точку хочу прийти?

Нет смысла оставаться в точке «А», лежать, рыдать и оплакивать свое разбитое корыто. Взгляните на него и подумайте: ну да, есть у меня мое корыто, вот оно. Принимайте эту ситуацию за ноль. Здесь люди начинают или оплакивать, или видеть новые пути. Думайте не о том, что не получилось, а о том, чего хотите дальше. Сделайте эту ситуацию - ситуацией со знаком плюс. Чем больше комфорта вы найдете в этой точке, тем лучше будет для вас. Это будет новая точка отсчета. Вы просто запрещаете себе оплакивание, замаливание, оправдания. Просто перестаете транжирить на них свою энергию. Взамен - принимаете ситуацию и думаете, куда вы будете двигаться отсюда. Вот здесь и нужны поддержка и техники. Здесь нужно отбросить проигрыш, в который вцепился зубами. Нужно «отцепиться» от ситуации. И тут придется очень тщательно поработать.

В такой ситуации нужно сказать «нет» всем сомнениям. Иначе, если вы будете сомневаться в том, двигаться вам дальше или нет, вы останетесь в точке «А», в нулевом отсчете. Важно перевести фокус внимания с «Я не смогу», «Я боюсь», «А вдруг будет хуже» - на «Что мне нужно сделать, чтобы у меня получилось?», «Что мне изменить в своем состоянии, чтобы привлекать к себе те события, которые необходимы?», «Как я могу повлиять на ситуацию?». Если «залиться» негативом, то кроме него ничего не увидишь. В фокусе всегда нужно держать яркую картинку. Вопрос в настроении, желании и целеустремленности для развития своих способностей. Поэтому рисуйте, наполняйте свою картинку смыслом, «желайте» свою цель, действуйте и окружайте себя людьми, которые тоже развиваются, которые делают вас более сильными. Ведь та среда, которая нас окружает, на 40% определяет наше мировосприятие. Выбор за вами, как обычно.

(с) Тамара Скуратовская