В погоне за инновациями руководители часто оказываются перед необходимостью принимать три типа важных решений: каким путем следовать, а какой игнорировать; что сохранять, а от чего избавляться; что делать, а чего не делать. Многие из наиболее незаурядных инноваторов больше внимания обращают на вторую половину этого выбора. Они исходят из принципа «чем меньше, тем лучше», отсекая именно то, что следует убрать, и именно так, как это следует сделать, чтобы достичь максимального результата минимальными средствами и получить яркий и осмысленный результат. Таково «искусство вычитания», которое можно определить как процесс устранения излишнего, путающего, затратного, опасного или неудобного в использовании — а также, возможно, как развитие дисциплинированности, чтобы изначально воздерживаться от всего вышеперечисленного. Изложенные ниже шесть правил помогут отточить это искусство.
1. То, чего нет, нередко перевешивает то, что есть. В 2003 году Джим Коллинз написал в своей статье для USA Today: «Великое произведение искусства состоит не только из того, что в нем есть, но и в равной мере из того, чего в нем нет».
Дизайнеры молодежного автомобильного бренда Scion использовали преимущественно эту стратегию, когда создавали быстро раскупаемую и высокоприбыльную модель хВ, маленькую и угловатую машину, сделанную намеренно скромной и лишенной сотен стандартных опций — все ради того, чтобы она понравилась покупателям «поколения Y», которые хотят сделать автомобиль своей визитной карточкой, по собственному выбору оснащая его модными элементами. Зачастую базовая стоимость хВ ($15 тыс.) равнялась общей стоимости дополнительных опций, поскольку клиенты заказывали установку плоскопанельных экранов, элементов интерьера из углеродного волокна и профессионального аудиооборудования. Дело было не в машине, а в том, что в ней отсутствовало — и, как следствие, в возможностях, которые это отсутствие предоставляло владельцу автомобиля.
Гости Олимпийских игр 2012 года получили удовольствие от свежей разметки улицы Exhibition Road, культурной мекки Лондона (на этой улице находится множество достопримечательностей и музеев, а названа она в честь Всемирной выставки 1851 года). Перепланировка улицы позволила в равной мере пользоваться ею автомобилистам, пешеходам и велосипедистам — при соблюдении единственного правила: «С уважением относись к наиболее уязвимому». В оформлении этой дороги «общего пользования» отсутствуют практически все привычные нам дорожные знаки, сигналы и средства контроля. Бордюрный камень убран, вместо асфальта появилась тротуарная плитка, а деревья, фонтаны и столики кафе расположились прямо там, где вроде бы нужно ехать. Абсолютно двусмысленное положение. Вы вроде бы едете, однако приходится замедлиться и задуматься. Результат? Стало вдвое интереснее, дорожное движение равномерно и стабильно, а количество происшествий снизилось вдвое по сравнению с прежним уровнем.
3. Ограниченная информация разжигает воображение. Существует представление, что успешная идея должна быть конкретной, полной и однозначной. Однако самые захватывающие идеи часто не соответствуют ни одному из этих критериев.
Конкретика привлекает людей, но дайте ее в избытке, и их внимание переключится на что-нибудь другое. Несколько лет назад компания Cadbury (в то время называвшаяся Cadbury Schweppes), производитель популярного в Великобритании шоколада марки Dairy Milk, запустила в эфир 90-секундный рекламный ролик, в котором под звуки песни Фила Коллинза In the Air Tonight была показана горилла (точнее, человек в костюме гориллы), сидящая за барабанной установкой в студии звукозаписи. В течение первой минуты мы видим только крупный план почти неподвижной морды гориллы, которая сосредоточенно вслушивается в мелодию, словно готовясь к лучшему в своей жизни выступлению. В следующие 26 секунд горилла вдохновенно стучит по барабанам в такт песне. Единственная ссылка на продукт — это четырехсекундный кадр в самом конце ролика с изображением шоколадки и слоганом «Полтора стакана радости». Через два месяца после выхода в эфир этой рекламы продажи Dairy Milk выросли на 10%, за это время ролик собрал на YouTube более семи миллионов просмотров.
4. Креативность расцветает в условиях продуманных ограничений. Писатель, искусствовед и эссеист Дж. К. Честертон однажды заявил, что «искусство состоит из ограничений», а «самая прекрасная часть любой картины — это рама».
В середине 1990-х, получив от NASA распоряжение работать «быстрее, лучше, дешевле», сотрудники программы Mars Pathfinder («Марсопроходец»; такое же название получил разработанный ими посадочный модуль) из Лаборатории реактивного движения в Пасадене, Калифорния, были вынуждены предложить надежную и экономичную альтернативу традиционным методам исследования космоса. От разработчиков требовалось создать посадочный модуль, который сможет вернуться с Марса, протестировав новые инженерные решения и добыв научные данные, потратив на космическую миссию в десять раз меньше стандартного объема расходов. Задача казалась невыполнимой и требовала совершенно нового подхода.
Однако результаты оказались поразительными. Весь проект — от замысла до приземления Mars Pathfinder — был завершен за 3 года и 8 месяцев, то есть в два с лишним раза быстрее, чем предыдущая марсианская миссия Viking, причем и численность команды, и бюджет проекта тоже были значительно меньше. Итогом стали десятки полезных инженерных решений, наиболее ярким из которых стало использование надувных амортизационных баллонов при приземлении аппарата.
5. Ломать старое — важная часть прорыва. Инновации часто требуют отказа от традиционных представлений.
Пока правительство США напряженно работает над реформой здравоохранения, один предприниматель взглянул на эту проблему по-новому. WellnessMart, MD — поликлиника для здоровых людей, в которой можно получить такие услуги, как вакцинация, тренинги по оказанию первой помощи и профилактические медосмотры. Открытый в Лос-Анджелесе терапевтом Ричардом Макколеем, WellnessMart ничем не походит на привычные нам лечебные заведения. Вообразите современный интерьер, открытую планировку пространства, широкоформатные телевизоры, а на стенах — «меню» со списком услуг и ценами. С точки зрения Макколея, больные и здоровые люди не должны обращаться в одно и то же место, а заниматься своим здоровьем следует не только когда припечет. WellnessMart устанавливает низкие цены, не принимает страховку, не требует предварительной договоренности для встречи с врачом и не приветствует тех, кто кашляет и чихает, — чем совершенно отличается от других учреждений здравоохранения. Сегодня бизнес разросся до четырех представительств в Калифорнии, и Макколей подумывает о франшизе в масштабах страны.
6. Заниматься чем-то отнюдь не всегда лучше, чем бездельничать. Иногда для того, чтобы создать новое, необходимо сбросить с себя бремя монотонной работы. Новые данные нейробиологии подтверждают, что способность придумывать новое зиждется на умении синтезировать и находить связи между вещами, которые кажутся несовместимыми. Ключевым фактором здесь выступает спокойствие ума, освобожденного на время от насущных дел.
Медитация — практика, которая учит не отвлекаться и проясняет разум, — эффективный способ повысить свою осознанность, сосредоточенность, внимательность и настроить мозг на достижение озарений. Исполнительный директор Oracle Ларри Эллисон медитирует сам и рекомендует делать это своим директорам. В 2007 году в своем Google University компания Google открыла курс «Осознанность и медитация», призванный помочь сотрудникам держать высокую планку инновативности. Медитируют главы компаний GE, ЗМ, Bloomberg Media, Green Mountain Coffee Roasters и Salesforce.com. Медитирует председатель совета директоров Ford Уильям Форд, медитируют Билл Джордж и Боб Шапиро, в свое время возглавлявшие корпорации Medtronic и Monsanto соответственно. Джордж, который сегодня преподает в Гарварде теорию лидерства, рассказывает, что на прежней работе он даже переоборудовал один из конференц-залов в комнату ментального отдыха для сотрудников компании.
Сегодня руководители фирм сталкиваются с бесчисленными вариантами выбора и избыточностью функций. Пользуясь искусством вычитать, им необходимо пробиться сквозь этот «шум» возможностей к тихой правде новаторства. Шесть представленных правил помогают понять один очень действенный принцип упрощения ради новизны: если убрать именно то, что следует, и именно так, как следует, то получится очень хорошо.