Недавно мне поведали, что в народе появилась новая мода - на домашних Гуру. Заметьте, речь идет не о психотерапевтах или аналитиках, а именно Гуру - таких экзотических авторитетах на все случаи жизни...
По всей видимости, это очень удобно: возникла, к примеру, какая-то частная проблема, а у вас под рукой - телефончик семейного доктора, юриста и в том числе Гуру, конечно. Проконсультировал он по необходимым острым вопросам - вот и образовалась хоть какая-никакая, но ясность в голове.
Я не буду сейчас распространяться о том, этично ли дергать таких серьезных специалистов и грузить их своими житейскими банальностями, - скорее всего, они хохочут над подобными попытками купить их услуги. Вопрос в другом: почему детский хаос мыслей и чувств у многих взрослых и весьма солидных людей никуда ни исчезает, а с течением времени еще и усугубляется? И есть ли выход из этой западни?
НАС ПРОСТО НЕТ?
Чтобы разобраться в этих вопросах, давайте постараемся посмотреть на устройство человеческой жизни глазами представителей духовного сообщества. Рассматривая нас внимательно, они утверждают, что большинство, во-первых, «спит», а во-вторых, «слепо». Вот так. И это притом, что мы вполне искренне пытаемся что-то добывать, чему-то соответствовать, тушить возникающие проблемы, то есть крутиться и вертеться в объемах наших обстоятельств, пока хватает сил.
Почему же так несправедливо? Неужели такая человеческая жизнь в их понимании не стоит ничего?
Да, они, конечно, жесткие ребята, но, вероятно, другим способом нас и не разбудить. Ну а если все же представить себе, что в один прекрасный момент наши глаза откроются? Возможно, тогда мы реально увидим, что окружающий мир устроен весьма хитро: он разнообразными способами старается внушить, что нам чего-то срочно не хватает. Социум не просто шепчет, а кричит: «Тебе это надо, спеши!» - и педалирует, отжимает, внушает... Причем одновременно может посылать даже несколько таких внешних импульсов, а мы реагируем на самый сильный или самый для нас болезненный.
Понятно, что со стороны подобное реагирование выглядит предельно автоматическим: нам отжали кнопку - мы и завертелись. Именно такой стиль жизни называется хаотическим, или внешне обусловленным. Человек сам для себя в этой ситуации просто не присутствует, ведь у него нет ни одного собственного желания, а вернее, есть единственное - поскорее отбиться от наступающих проблем. Энергии при этом расходуется масса, результативность минимальная, а об удовольствии от собственной реализации можно только помечтать. Поэтому с возрастом возникает усталость, тускнеют глаза и так хочется в отпуск. Хаос как некий вид инфекции проникает во все сферы нашей жизни - от производственной до интимной. Понятно, что в такой слепоте своей мы становимся большей частью предсказуемыми и управляемыми -да нас просто нет, мы... «спим».
И вот представьте себе, что один из представителей такого стиля жизни обращается к своему домашнему Гуру: «Достало все, что мне делать?» Тот, конечно, может ограничиться каким-либо конкретным советом, по возможно, и намекнет, что наконец-то пришло время прощаться с детством хаоса и открыть для себя принципиально иной способ построения жизни. Речь при этом он поведет не о смене внешней атрибутики, а прежде всего об ином содержании, качестве жизни.
СВОИ «ХОНУ» И СОБСТВЕННЫЕ «НАДО»
Итак, как можно выйти из бесконечно вращающегося калейдоскопа внешней суеты?
Во-первых, мудрый Гуру, прежде всего, отправит вас к самому себе с предложением серьезной ревизии всех жизненных обстоятельств. Критерий такого пересмотра очень прост: выясняете, что в жизни вы воспринимаете, как некий долг, выстраивая обстоятельства по принципу надо, а что связано с реализацией вашего внутреннего священного хочу. Дело в том, что от психологических жизненных долгов человек обычно устает, так как относится к ним как некому насилию над собой, а вот осуществление истинных желаний раскрывает максимальный потенциал его творческих возможностей.
Во-вторых, Гуру спросит вас о том, чем вы готовы заплатить за счастье жить в соответствии со своими хочу. Понятно, социально взрослый человек должен трезво понимать и принимать, что реализация любой задачи требует своей платы - деньгами, усилиями, временем.
В-третьих, Гуру, возможно, предложит пересмотреть всю систему взаимоотношений с вашим ближайшим окружением: тот, кто поддерживает ваши начинания, - друг, а тот, кто мешает и ставит палки в колеса, вам просто не нужен.
Затем Гуру будет наблюдать, как вы на практике преодолеваете возникающие препятствия. Если сразу спасуете и откажетесь от своей мечты, о вас, скорее всего, просто забудут. А вот если препятствия будут только подогревать активность, интерес к вам, скорее всего, возрастет.
Зачем столько трудностей и сложностей? Дело в том, что именно подобным непростым путем внутри человека формируется структура, дающая возможность не только навсегда распроститься с хаотическими проявлениями, но и научиться добиваться поставленных задач, двигая человека от цели к цели. Да, конечно, целевое бытие требует от каждого из нас предельной внутренней мобилизации, умения выстраиваться па достижение поставленной задачи, забывать о мелочах и добиваться результатов своих хочу. Так растет наша устремленность, так мы узнаем о наличии собственных сил. Но и это еще не все - любое реализованное желание приносит переживание внутреннего наслаждения - человек начинает ощущать и осознавать, что живет в этом мире не зря.
И вот представьте себе, что приходит к Учителю такой духовный искатель и говорит:
- Спасибо, я уже могу время от времени не просто открывать свои глаза, но даже видеть устройство окружающего мира и быть успешным.
- А что ты называешь своими глазами? - спрашивает его Гуру.
- Ну как же, - отвечает наш герой, - это мой ум, мои знания и опыт.
- Ты ошибаешься, - говорит мудрый Гуру. - «Глаза» - это прежде всего твое сердце, каждая живая клеточка твоего тела.
Так начинается совершенно иная история взаимоотношений человека с собой и окружающим миром под названием «Пребывание в целокупном бытии».
ОТ СМЫСЛА К СМЫСЛУ
Гуру прекрасно понимает, что ученику, постоянно находящемуся в суете хаоса, такой способ предлагать просто бессмысленно тот все равно ничего не поймет и не увидит. А вот если человек уже научился достигать своих целей, сформировал внутреннюю структуру, обрел необходимые навыки управления собой и знания об устройстве человеческого сообщества, то ему пора предложить особый способ движения в пространстве жизни - от смысла к смыслу. И вот тут, когда у ученика потихонечку действительно начнут открываться «глаза», , он, вероятно, сможет увидеть, как «время разворачивает знания в пространстве», каким образом одно причинное жизненное событие порождает цепь других, чем отличается лицо человеческое от его лика. Увидеть то, что окружающая реальность отнюдь не ограничивается привычным набором социальных банальностей. Особое качество такого зрения достигается способностью тонкого резонирования, то есть съема информации, чувственно включаясь в пространство общения. Поэтому в мире подобных взаимодействий значимой ценностью становится не столько сила, а прежде всего тонкость и чуткость восприятия.
Может ли человек жить, не имея никакого смысла? Вероятно, так бывает, вот только такие периоды мы почему-то называем кризисами и переживаем как болезнь. Поиск смысла заставляет нас, погружаясь внутрь себя, искать ответ на простой и одновременно очень сложный вопрос - зачем я живу в этом мире? И все содержание нашей будущей жизни зависит от найденного варианта решения. Смысл у каждого из нас рождается глубоко субъективно и обязательно связан с глубоким объемом переживаний. Зачастую нам даже в голову не приходит необходимость мысленно или на словах формулировать суть такой внутренней работы, но практика жизни сама выносит наружу содержание порождаемых смыслов, оформляя их в создаваемые нами ситуации.
Мудрый Гуру хорошо знает, что именно от внутренней активности каждого ученика, от его бесстрашия встречи с самим собой зависит раскрытие таких смыслов, как «постижение пространства любви», «профессия - учиться», «переживание себя как истины», «восприятие полноты бытия». И когда он ощущает наличие такой энергии в своем ученике, видит огонь его души, то пространственно соединяясь с ним, пытается показать, передать вкус такого особого устройства жизни.
Человек, двигающийся в пространствах смыслов, не просто выглядит взрослым и ответственным - он действительно режиссирует свои жизненные ситуации, и ничто, и никто, ни при каких обстоятельствах не могут отвлечь его от реализации собственных задач. Да, конечно, наш герой с точки зрения внешнего окружения может выглядеть непонятным и даже непредсказуемым. Одних людей подобная «странность» притягивает, других отталкивает, но в любом случае такой человек никогда не останется незамеченным - свобода и яркость жизненных проявлений всегда призвана раздражать консервативные устои социального мира.
И все же, в чем кроится притягательность такого странного и манящего образа жизни? - Целокупный мир представлен человеку как некое единое целое, в котором органично сосуществуют такие полярности, как добро и зло, счастье и страдание, верх и низ, свет и тьма. И все это останется для каждого из нас лишь красивой сказкой, пока не возникнет переживание собственной целостности. Движение целого в целом, пространства в пространстве, от смысла к смыслу - таков общий принцип разворота жизненных ситуаций в этом мире. Па этом пути высока ценность каждого импульса, как подарка от реальности, и абсолютно нет места хаотичности, эмоциональной несдержанности и банальной жизненной суетливости.
Уверен ли Гуру, что каждый обращающийся к нему ученик способен подобным образом выстроить свою жизнь? Я не думаю, но всем нам дается шанс.
(с) Виктория Болковая